Источник: газета «Военно-промышленный курьер»
Автор: Любовь Милованова
Опубликовано: 26.05.2015, 09:18

Беспилотные антиподы - часть II

Мышление командования должно меняться быстрее, чем авиапарк


Австралия готовит свои ВВС с прицелом на выполнение союзнических обязательств в регионе Ближнего Востока. В силу этого большое внимание уделяется самолетам-заправщикам и беспилотникам. Но это не весь спектр планируемых задач.

Твердое намерение Австралии обеспечить низкую радиолокационную заметность своих авиационных платформ привело к внутреннему размещению антенн самолетов, участвующих в программе "Пис мэйт". Ценой сокращения мощности получаемых сигналов такая конфигурация гарантирует невозможность определения типа боевой задачи, выполняемой экипажем "Ориона" ВВС Австралии - отрабатывает ли он проведение операций на море или осуществляет электронную разведку.

Заправщики класса VIP

БЛА "Тритон" поступят на вооружение со стандартным набором средств РТР. Но они будут иметь улучшенные характеристики в сравнении с аналогами тех же габаритов и потребляемой мощности, которые существовали в 90-е годы. В то же время неясно, будет ли комплекс РТР иметь те же характеристики, что и применяемый по программе "Пис мэйт", и если да, то насколько ВВС Австралии устроит простое расширение возможностей системы, разработанной в 90-е годы. Если же для повышения эффективности радиотехнической разведки потребуются увеличенные габариты и потребляемая мощность, то их могли бы обеспечить два-три самолета P-8.

По словам Маккачхена, австралийские P-8 будут оснащаться системами РТР по аналогии с ВМС США, и он не думает, что для наращивания возможностей потребуется какая-то специализированная техника.

В начале следующего года будет приниматься решение относительно закупки дополнительно четырех самолетов P-8. Советник правительства по вопросам оборонной политики считает, что вероятность заказа велика.

Преимущество применения морских самолетов для осуществления радиоэлектронной разведки в том, что у них есть возможность для полетов на дальние расстояния без посадки. Это делает транспортники типа KC-30А неподходящими кандидатами для таких функций. Тем не менее "Эрбас" скорее всего получит от Австралии заказ на минимум два KC-30А в дополнение к имеющимся у нее на вооружении пяти таким заправщикам/транспортникам.

Самолеты KC-30 ВВС Австралии оборудованы стандартной для авиалайнеров палубой, поэтому уже являются частичной заменой для бизнес-джетов, двух "Боинг-737BBJ" и трех "Челленджер-604" (Challenger 604) производства "Бомбардье" (Bombardier) авиаэскадрильи № 34, базируемой в Канберре. Если бы ВВС также заказали эффективные бизнес-джеты "Дассо-7X" (Dassault 7X), а BBJ и "604" вывели из строя, то они могли бы сократить на одну единицу количество типов авиатехники, находящейся на вооружении, считает Оливье Вилла, старший вице-президент по гражданской авиации компании "Дассо авиасьон" (Dassault Aviation). Слабая сторона такого предложения состоит в том, что на базе "Боинг-7372" созданы как самолет ДРЛО и У "Веджтейл" (Wedgetail, Boeing 737 AEW&C), так и "Посейдон", которые будут оставаться на вооружении в течение еще нескольких десятилетий, поэтому списание BBJ не принесет пользы.

Сейчас Австралия начала процедуру контрактования седьмого и восьмого по счету транспортных самолетов C-17. Их закупку можно прогнозировать. Бывший министр обороны Дэвид Джонстон также предполагает возможность приобретения девятого и десятого самолетов. Одна из причин, объясняющая такой прогноз, состоит в намерении поделить износ планеров и двигателей между увеличенным количеством изделий, продлевая таким образом их срок службы и отдаляя замену новыми самолетами на несколько десятилетий. Если ВВС Австралии приобретут седьмой и восьмой самолеты, у "Боинга" останется пять непроданных C-17.

Компания "Нортроп Грумман" не теряет надежду, что увеличенный оборонный бюджет Австралии позволит добавить к авиапарку австралийских ВМС БЛА MQ-8C - беспилотный вариант вертолета "Белл-4U7". ВМС США применяют разведывательные самолеты наряду с вертолетом H-60 "Сикорский" на борту эсминцев и фрегатов, ими оперируют те же летчики и техники по обслуживанию. ВМС Австралии, имеющие твердое намерение к принятию на вооружение того же оборудования, получат 24 единицы новейшей версии вертолета MH-60R.

Иерихонская программа

Вооруженные силы Австралии последовательно реализуют программу переоснащения парка авиационной техники. Наряду с пилотируемыми платформами акцент также делается на БЛА разведывательного и ударного типа, которые на современном этапе рассматриваются военным руководством как средство, отвечающее поставленным задачам и имеющее оптимальный критерий "стоимость - эффективность".

В этом году ВВС Австралии будут заняты подготовкой к принятию на вооружение МПС P-8A и БЛА MQ-4C, а также истребителей F-35A и самолетов РЭБ EA-18G "Гроулер" (Growler) компании "Боинг", которые начнут поступать с 2017 года. Также ожидается сертификация усовершенствованной системы дозаправки в воздухе ARBS (Aerial Refuelling Boom System) для недавно приобретенных KC-30A. В Европе ее испытания завершены, а в Австралии должны начаться в следующем году.

В 2015-м австралийские ВВС продолжат участие в действиях на Ближнем Востоке, а также в новой операции НАТО "Саппорт резолют" (Support Resolute) в Афганистане. Но, вероятно, самым проблематичным станет задуманный главкомом Брауном "План Иерихон" (Plan Jericho), призванный обеспечить "полное восприятие потенциала перспективных возможностей". Названный с намеком на библейский сюжет, он предусматривает изменение мышления командования вооруженных сил, Министерства обороны и промышленности Австралии для оптимизации процедуры закупок, направленной на своевременное применение перспективных технологий.

"В сфере обороны мы должны достичь интеграции с сухопутными и военно-морскими технологиями, чтобы наши современные платформы обеспечили максимальную пользу стране, - сказал Браун на симпозиуме, предварявшем выставку "Авалон-2015". - Мы должны превратиться в сетевую силу, которая может реализовать потенциал перспективных технологий и подтвердить свою позицию властителей воздушного пространства".

Задуманная Брауном работа будет продолжаться в течение 2015 года в трех направлениях: закладка боевого потенциала будущей интегрированной силы, развитие инновационного персонала, изменение способов и возможностей самообеспечения.

 

Дайджест прессы за 26 мая 2015 года | Дайджест публикаций за 26 мая 2015 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Эрбас, Bombardier, Компания Boeing в России и СНГ, Т-130, Challenger 604 (в процессе тестирования)