О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Пулково плетет трансферные сети

Аэропорт Пулково ведет переговоры по трехстороннему соглашению

Аэропорт Пулково ведет переговоры по трехстороннему соглашению, которое позволит сформировать единое расписание стыковочных рейсов в Петербурге между авиакомпаниями России и стран СНГ. В аэропорту надеются таким образом привлечь дополнительных пассажиров и превратить Пулково в хаб. "Фонтанка" выясняла, выиграют ли от нового соглашения пассажиры и авиакомпании, а также как это может повлиять на рынок авиаперевозок.

Количество трансферных пассажиров Пулково в 2007 году составило 130 938 человек, в 2010 таких было уже 191 642 человека.

В 2014 году в аэропорту Пулково обслужили уже 454 004 трансферных пассажира, из них 88 705 человек прибыли из других стран и сразу улетели за границу. Еще 119 868 пассажиров прилетели в Петербург из других российских городов и покинули Россию через Пулково, а 112 839 прибыли через петербургский аэропорт на территорию РФ. 132 592 пассажира воспользовались пересадкой в Пулково на внутренних рейсах.

Такие цифры "Фонтанке" предоставили в пресс-службе управляющей компании аэропорта "Воздушные ворота Северной столицы", сославшись на базу данных ADI Sabre. Она учитывает привезенных трансферных пассажиров, которые совершают пересадку в Пулково в течение 24 часов, и оформивших билет на едином бланке. Пассажиры, которые самостоятельно делают себе составной маршрут или остаются в Петербурге более чем на сутки, в статистику не попадают.

Объединяй и властвуй

Обеспечить устойчивый рост трансферов через Пулково должно новое трехстороннее соглашение между аэропортом, Транспортной клиринговой палатой (ТКП) и ее авиакомпаниями. Петербургский аэропорт далеко не первый в России, кто реализует подобный проект. Все началось в московском Домодедово, где инициатива была названа Domodedovo Transport Service (DTS), рассказал "Фонтанке" автор концепции Владимир Камынин.

"В первой половине 2000-х годов в Домодедово создали широкую сеть авиаперевозок, однако между рейсами было небольшое количество стыковок. В основном все перевозки совершались "point to point". Идея возникла, когда мы пытались уговорить авиакомпании сотрудничать между собой. Аргументы против этого высказывались разные, и тогда мы предложили, чтобы аэропорт взял на себя основную часть работы по подготовке соглашения. Первые продажи по новой системе стартовали в 2005 году. Задача была связать разрозненную сеть силами аэропорта.  В Домодедово мы назвали это DTS, в аэропортах регионов реализуют под брендом "М2", - рассказал Владимир Камынин.

Он пояснил, что с точки зрения пассажира механизм больше всего похож на интерлайн-соглашения, когда рейсы обеих авиакомпаний подогнаны по времени для удобной пересадки. Однако сильно от него отличается в части разделении рисков и ответственности. В интерлайн-соглашении участвуют две авиакомпании, которые делят риски и ответственность между собой. Поэтому подписание договора может сорваться, если между ними существует некая степень недоверия, или они не могут сблизиться в силу разных трансферных моделей, пояснил Владимир Камынин.

В случае с многосторонним соглашением М2 основную работу по организации договоренности на себя берет аэропорт. Механизм работы пояснили в Пулково: "Сначала аэропорт запрашивает транзитные тарифы у авиакомпаний, участвующих в проекте, после чего формирует сквозные пассажирские тарифы и связи на основании расписания аэропорта и минимального стыковочного времени. Затем регистрирует их в ТКП, которая распределяет между авиакомпаниями выручку за проданные транзитные перевозки согласно долям компаний в транзитном маршруте. В результате авиакомпании организуют перевозку пассажиров на своем участке, а аэропорт обеспечивает обслуживание транзитных пассажиров и багажа".

По словам Владимира Камынина, в этом случае авиакомпании "почти ничего не делают". "Они подгружают свои провозные емкости за счет такой коммерческой активности аэропорта. С точки зрения авиакомпаний, риска почти нет, у ТКП за всю историю существования минимальный процент невозврата денег. У этого проекта нет аналогов в мире", - рассказал он.

Удачный опыт

После первого опыта в Домодедово подобную систему внедрили во Внуково, екатеринбургском Кольцово, новосибирском Толмачево и красноярском Емельяново. "Кроме Петербурга, реализация проекта готовится в аэропорту Иркутска. Также в перспективе ожидается внедрение М2 в аэропортах Ростова-на-Дону и Самары", - рассказала "Фонтанке" коммерческий директор ТКП Елена Шинова. Она добавила, что опыт реализации соглашения положительный, "продажи в рамках соглашения растут".

Плюсом для авиакомпаний, особенно небольших, в этом случае может стать расширение маршрутной сети при минимальных затратах, рассказал главный редактор отраслевого агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. "Авиакомпаниям, присоединившимся к М2, не нужно проводить сложную работу по подписанию многочисленных соглашений о признании перевозочной документации партнеров, чтобы передать друг другу пассажира. Достаточно загрузить информацию о стыковочных рейсах и тарифах в единую систему, после чего информация о новых маршрутах появится у всех агентов "Сирена-Трэвел". При этом региональные перевозчики получают доступ к магистральным маршрутам, и наоборот", - рассказал Олег Пантелеев.

В основном соглашение М2 интересно для авиакомпаний так называемого второго порядка, подчеркнул Владимир Камынин: "Сейчас такие перевозчики сделали на него ставку. Соглашение для них в некой степени стартап. Авиакомпания может посмотреть: получается трансфер в этот аэропорт или нет. Если пассажиропоток на данном направлении вырастет до определенного значения, то авиакомпания может даже ввести прямой рейс в обход аэропорта пересадки".

"Авиакомпании-участники проекта - только те, кто входят в ТКП. На сегодняшний день нами получено подтверждение заинтересованности от 12 авиакомпаний. В настоящее время по проекту идут переговоры, договор в процессе согласования, и в ближайшее время проект будет запущен в тестовом режиме", - сообщили в пресс-службе "ВВСС". При этом в управляющей компании отказались назвать конкретных авиаперевозчиков.

С точки зрения аэропорта Пулково, проект может стать стимулом роста трансферного пассажиропотока, уверены в "ВВСС". Особенно этот стимул нужен в условиях кризиса и опасности уменьшения интереса к перелетам у россиян. В свою очередь Олег Пантелеев подчеркнул, что такие пассажиры выгодны аэропорту, поскольку он обслуживает одного и того же человека дважды - до и после пересадки. При этом в ожидании стыковки пассажир может совершить покупки или перекусить в одном из кафе аэропорта, увеличив его неавиационные доходы.

Выгодна такая схема перевозок и пассажиру: помимо того, что появляются удобные стыковки, он экономит на билете, так как в рамках соглашения предлагается специальный, льготный тариф, считает Олег Пантелеев. В Пулково сообщили, что в случае, если второй сегмент перевозки отменен или задержан, авиакомпания-оператор этого сегмента отправит пассажира следующим рейсом или выплатит компенсацию.

Далекие перспективы

Оценивая перспективы реализации проекта с точки зрения инфраструктуры, Олег Пантелеев не видит радикальных проблем в Пулково. "Конечно, масштаб терминала не подразумевает, что его можно обойти за пять минут во время пересадки с рейса на рейс. Однако стоит отметить, что в терминале есть специальные стойки для трансферных пассажиров, которые упрощают процедуры для клиентов. К тому же, Пулково не загружено пассажирами полностью, у него есть резервы, чтобы привлекать таких пассажиров и сохранять высокий уровень сервиса", - сказал эксперт.

Он добавил, что с географической точки зрения, петербургский аэропорт расположен удачно и для трансферных рейсов Северо-Западного региона, и для полетов на север Европы. "Обслужить часть пассажиров, следующих в Скандинавские страны, вполне возможно, хотя обойти московские аэропорты по числу трансферных пассажиров все равно не получится", - полагает собеседник.

Говоря о скорости получения эффекта от нововведения, Олег Пантелеев подчеркнул, система создает предпосылки, но сама по себе не дает сиюминутный значительный эффект. "Его не надо ожидать буквально завтра. Такие вещи в одночасье рынок не меняют", - подчеркнул эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка