Опубликовано: 26.05.2015, 16:23
 

ЦИАМ на выставке HeliRussia 2015


[image]

Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова принял участие в 8-й Международной выставке вертолетной индустрии HeliRussia 2015. На ней было представлено 219 компаний из 10 стран. Это крупнейшая в Европе и вторая в мире по масштабу вертолетная выставка. В ходе выставки пресс-служба ЦИАМ попросила прокомментировать ситуацию в отечественном и мировом двигателестроении Юрия Вячеславовича Фокина, начальника отдела ЦИАМ, занимающегося вертолетными ГТД

- Что из разработок ЦИАМ может привлечь внимание специалистов на выставке?

- Основой критических технологий в вертолетном авиадвигателестроении является применение новых материалов. Именно здесь кроется главный резерв радикального улучшения показателей. В двигателях малой размерности нового поколения требуется существенное повышение температуры газа в неохлаждаемой турбине. Вертолетный двигатель, по сравнению с самолетным, эксплуатируется в более жестких условиях, при запыленности воздуха системы охлаждения турбин работают плохо. Но применять неохлаждаемые турбины при высоком уровне температуры газа можно лишь с переходом на перспективные неметаллические жаропрочные материалы. Значительная часть экспозиции ЦИАМ отведена элементам вертолетных ГТД из композиционных материалов, среди которых: заготовка рабочего колеса турбины из композиционного материала, керамические шары подшипника качения, несущие кольца для усиления роторов ГТД из композиционного материала, заготовка сепаратора из углерод-углеродного керамического материала, рабочее колесо компрессора перспективного МГТД из полимерных композиционных материалов, ротор МГТД с наружным валом и др. Специализированные "вертолетные" разработки ЦИАМ представлены также элементами системы диагностики трансмиссии вертолетов различных типов, элементами конструкции редуктора, а также программными комплексами, предназначенными для отработки малошумных редукторов всех видов вертолетов.

- Есть ли среди технологий, разработанных ЦИАМ, такие, которые можно предложить на рынке в качестве коммерческого продукта?

- У ЦИАМа достаточно сильные позиции в области аэрогазодинамических расчетов в 3D- постановке, то есть трехмерные расчеты течений в лопаточных машинах. Здесь ЦИАМ может предложить свои компетенции, которые позволят повысить эффективность разработок. И кстати, такие работы нами проводятся, и не только в области вертолетных двигателей. Испытания двигателей, прежде всего на высотных стендах, - это тоже тот вид работ, который ЦИАМ может выполнять, в том числе, на контрактной основе. И нельзя забывать, что ЦИАМ в течение многих лет занимал уникальное положение в отечественном двигателестроении. В нем концентрировалась информация практически по всем отечественным двигателям. ЦИАМ обладает уникальным банком информации. Опыт разработки - сейчас это становится достаточно дефицитными знаниями. В КБ приходят молодые сотрудники, которые лучше понимают маркетинг и компьютерные технологии абстрактного свойства и не всегда достаточно хорошо себе представляют, что такое авиационный двигатель.

- Что из разработок ЦИАМ может привлечь внимание специалистов на выставке?

- Основой критических технологий в вертолетном авиадвигателестроении является применение новых материалов. Именно здесь кроется главный резерв радикального улучшения показателей. В двигателях малой размерности нового поколения требуется существенное повышение температуры газа в неохлаждаемой турбине. Вертолетный двигатель, по сравнению с самолетным, эксплуатируется в более жестких условиях, при запыленности воздуха системы охлаждения турбин работают плохо. Но применять неохлаждаемые турбины при высоком уровне температуры газа можно лишь с переходом на перспективные неметаллические жаропрочные материалы. Значительная часть экспозиции ЦИАМ отведена элементам вертолетных ГТД из композиционных материалов, среди которых: заготовка рабочего колеса турбины из композиционного материала, керамические шары подшипника качения, несущие кольца для усиления роторов ГТД из композиционного материала, заготовка сепаратора из углерод-углеродного керамического материала, рабочее колесо компрессора перспективного МГТД из полимерных композиционных материалов, ротор МГТД с наружным валом и др. Специализированные "вертолетные" разработки ЦИАМ представлены также элементами системы диагностики трансмиссии вертолетов различных типов, элементами конструкции редуктора, а также программными комплексами, предназначенными для отработки малошумных редукторов всех видов вертолетов.

- Есть ли среди технологий, разработанных ЦИАМ, такие, которые можно предложить на рынке в качестве коммерческого продукта?

- У ЦИАМа достаточно сильные позиции в области аэрогазодинамических расчетов в 3D- постановке, то есть трехмерные расчеты течений в лопаточных машинах. Здесь ЦИАМ может предложить свои компетенции, которые позволят повысить эффективность разработок. И кстати, такие работы нами проводятся, и не только в области вертолетных двигателей. Испытания двигателей, прежде всего на высотных стендах, - это тоже тот вид работ, который ЦИАМ может выполнять, в том числе, на контрактной основе. И нельзя забывать, что ЦИАМ в течение многих лет занимал уникальное положение в отечественном двигателестроении. В нем концентрировалась информация практически по всем отечественным двигателям. ЦИАМ обладает уникальным банком информации. Опыт разработки - сейчас это становится достаточно дефицитными знаниями. В КБ приходят молодые сотрудники, которые лучше понимают маркетинг и компьютерные технологии абстрактного свойства и не всегда достаточно хорошо себе представляют, что такое авиационный двигатель.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 26 мая 2015 года | Дайджест публикаций за 26 мая 2015 года
Авторские права на данный материал принадлежат компании «ЦИАМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (в процессе тестирования)