О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Мистраль" заменят "Носорогами"

Россия может заменить французские вертолетоносцы класса "Мистраль" собственными десантными кораблями "Носорог", которые уже 15 лет стоят в резерве

Россия может заменить французские вертолетоносцы класса "Мистраль" собственными десантными кораблями "Носорог", которые уже 15 лет стоят в резерве. "Носороги" уступают по многим параметрам "Мистралям", впрочем, французские вертолетоносцы всегда воспринимались скорее как роскошь, чем необходимость для российской армии. Франция же из-за простоя двух "Мистралей" ежемесячно теряет €3 млн, расторжение контракта обойдется в €2-5 млрд.

Конфликт вокруг вертолетоносцев типа "Мистраль" перешел в новую стадию. Теперь Россия ищет не только способы вернуть деньги, но уже изучает возможности замены отсутствующих вертолетоносцев в своем военном флоте. Временную замену французским "Мистралям" нашли в резерве 15-летней давности. Речь идет о двух больших десантных кораблях (БДК) проекта 1174 "Носорог" - под названиями "Александр Николаев" и "Митрофан Москаленко", сообщил сегодня "Интерфакс" со ссылкой на источник в кораблестроительной отрасли.

Всего было выпущено три корабля серии "Носорог": "Иван Рогов" (вступил в строй в 1978 году, резерв - с 1996 года), "Александр Николаев" (в строю с 1982 года, резерв - с 1997 года), "Митрофан Москаленко" (в строю с 1989 года, списан в 2002 году). Проектировкой занималось невское Проектно-конструкторское бюро (ПКБ), строительство было доверено Прибалтийскому судостроительному заводу "Янтарь" в Калининграде. Корабли "Александр Николаев" и "Митрофан Москаленко", которые планируется использовать вместо французских "Мистралей", стояли раньше на вооружении Тихоокеанского флота.

Отсутствие "Мистралей" в составе российского флота никак не скажется на его боеспособности, считают российские эксперты. "Мистрали" изначально не были в нашей программе вооружения, - говорит "Газете.Ru" директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. - Это был некий предмет роскоши, который был интересен, когда шло активное сближение России с Западом. Теперь эта логика сошла на нет".

Впрочем, по словам источника "Интерфакса" списанные "Носороги" уступают "Мистралям" по многим параметрам. "Носороги" могут принять всего четыре вертолета против 16 - у "Мистралей". Они демонстрируют меньшую дальность плавания: 7,5 тыс миль против 20 тыс. - у французских кораблей.

В сравнение с французами "Носороги" могут вступить только по возможностям перевозки войск - она у двух типов кораблей находится на одном уровне. Отечественный "Носорог" даже немного превосходит французский корабль: 500 десантников против 480 у "Мистраля". Из преимуществ у "Носорогов" имеется также артиллерийское вооружение. Российская Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) заявляет, что сможет производить суда не хуже "Мистралей". "Мы по-прежнему считаем, что необходимые для строительства судов-аналогов "Мистралям" производственные мощности и компетенции в корпорации есть. Было бы соответствующее задание от государства", - заявили в пресс-служба ОСК.

Во времена подписания контракта на поставку "Мистралей" экономическая конъюнктура была совершенно иной: отсутствие санкций и высокие цены на нефть.

"Теперь хорошо бы деньги назад получить, - считает Пухов, - Мало того что мы получим от французов выплату неустойки, а скорее всего, они заплатят, мы еще и на курсовой разнице выиграем. На что мы потратим эти деньги - проведем очередную Олимпиаду или построим свои аналоги "Мистралей", это второй и третий вопрос".

Тем временем французские политики думают над тем, что делать с построенными, но зависшими во французских верфях "Мистралями".

По данным источников Bloomberg, из-за простоя двух построенных по заказу России вертолетоносцев Франция ежемесячно теряет €3 млн.

Издержки по содержанию кораблей лежат на судостроительной компании DCNS, которая в 2011 году заключила контракт с Рособоронэкспортом. В случае разрыва сделки французская судостроительная верфь должна будет вернуть российской Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) все ранее перечисленные денежные средства. Ранее российская сторона перечислила средства за первый корабль и частично за второй.

В середине мая Франция предложила России расторгнуть контракт на поставку "Мистралей" и вернуть €785 млн - но при условии, что заказчик разрешит продажу кораблей любой третьей стороне. Расходы, связанные с демонтажем российского оборудования с кораблей, французы тоже предложили разделить с российской стороной.

Такие предложения вряд ли устроят Россию. Во-первых, по словам вице-премьера Дмитрия Рогозина, продать вертолетоносцы третьей стороне без разрешения России нельзя. Даже если Россия и разрешит перепродажу, то вызывает сомнения в целом возможность найти покупателя такому кораблю. "Мистраль" адаптирован под российское вооружение, "начиная от табличек, заканчивая электропитанием". Как отметил Рогозин, "как они его могут использовать, я вообще не понимаю". Во-вторых, Россия оценивает расходы от непоставки вертолетоносцев выше, чем предлагает вернуть Франция.

По данным французских СМИ, расторжение контракта может превысить потенциальный доход от продажи вертолетоносцев в четыре раза. "Вместо того, чтобы принести французской судостроительной корпорации DCNS сумму в €1,2 млрд, а ее подрядчикам - порядка €890 млн, расторжение контракта обойдется Франции примерно в €2-5 млрд в связи с невыполнением контракта", - сообщал журнал Le Point.

Размышления о том, как использовать вертолетоносцы, приводят порой к неожиданным предположениям. Так, несколько дней назад французское издание Le Figaro сообщило, что бывший министр транспорта Франции, депутат Национальной ассамблеи Тьерри Мариани предлагает перепродать "Мистрали" Евросоюзу, а тот смог бы использовать их для спасения мигрантов в Средиземном море. Впрочем, возможен и более радикальный вариант - в случае если правительство Франции не найдет покупателей на "Мистрали", французские вертолетоносцы могут быть затоплены в отрытом море.

"Нужно еще учитывать тот факт, что Франции эти корабли в целом не нужны. Если они их не продадут, не разрежут на металлолом и не потопят, они так и будут стоять у них в портах. Не за горами президентские выборы 2017 года, кто придет к власти во Франции - неизвестно", - говорит Пухов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка