Опубликовано: 01.06.2015, 19:59
 

Чудеса на виражах и вопрос оценки: российские асы выяснили, кто лучший


За последние несколько лет в России широкую популярность получили всевозможные военно-спортивные состязания. Наиболее известные из них - Танковый биатлон и конкурс военных летчиков "Авиадартс".

"Авиадартс" - соревнование в точности стрельбы из ракетных установок и авиационных пушек по наземным целям, оно проходит в России уже третий год подряд. Конкурс также предполагает показательные выступления летчиков. Впервые в истории России и конкурса "Авиадартс" решили провести соревнование на звание лучшей группы высшего пилотажа.

Корреспондент РИА Новости пообщалась с ведущими летчиками знаменитых российских пилотажных групп и узнала, что по мнению асов прошедшая в рамках "Авиадартс-2015" премьера требует доработок, а соблюсти объективность при оценке выступлений невозможно.

Небесная премьера

Негласная конкуренция между летчиками существовала всегда, но на соревнования их собрали впервые. В номинации приняли участие знаменитые пилотажники из подмосковной Кубинки - "Русские Витязи" на тяжелых истребителях Су-27 и "Стрижи" на легких МиГ-29, пилотажная группа "Соколы России" из Липецкого авиацентра, способная управлять всеми видами самолетов, а также единственная в России вертолетная группа высшего пилотажа "Беркуты" на Ми-28Н "Ночной охотник", у которых пока нет конкурентов.

Задачей судейской бригады было оценить летное мастерство по точности выхода в район полигона, синхронности и качеству выполнения фигур высшего пилотажа, соблюдению скорости и высоты полета.

Как пояснил корреспонденту РИА Новости главный судья конкурса, начальник авиации Военно-воздушных сил РФ генерал-майор Сергей Кобылаш, главком ВВС Виктор Бондарев принял решение провести конкурс среди пилотажных групп для поднятия престижа "Авиадартс" и повышения конкуренции между пилотажниками: "Чтобы летчиков подтолкнуть к чистоте пилотирования и более качественному выполнению задач, мы проводим такой конкурс", - отметил он.

Кобылаш пояснил, что для всех пилотажных групп самолетов и одиночных экипажей была определена программа выступлений. В рамках соревнований из фигур высшего пилотажа демонстрировались петля, полупетля, переворот на горке, колокол, нож и проход на малых скоростях.

"У нас в точке начала пилотажа человек с секундомером, и когда они проходили эту точку, он поднимал флаг и засекал время начала пилотажа, и то же самое по окончании пилотажа - они (летчики) должны пройти через эту же точку и уложиться в заданное время, выполнив все фигуры с заданными параметрами. Так мы их ставим в определенные рамки, чтобы была возможность оценить", - разъяснил принцип сравнения пилотажных групп начальник авиации.

Победителями первого российского конкурса стала летающая на легких истребителях МиГ-29 группа высшего пилотажа "Стрижи" из подмосковной Кубинки, серебряными призерами стали их соседи по авиабазе - "Русские Витязи" на тяжелых истребителях Су-27, на третьем месте - группа "Соколы России" из Липецкого авиационного центра, выступавшая на конкурсе также на Су-27.

В отдельную номинацию выделили одиночный пилотаж. Здесь картина слегка поменялась: лучший результат показал ведущий пилотажной группы "Русские Витязи" полковник Андрей Алексеев, подполковник Сергей Осяйкин из "Стрижей" занял второе место, а бронза снова досталась группе Липецкого авиацентра "Соколы России" в лице ее ведущего летчика полковника Александра Гостева. Кроме того, был награжден ведущий единственной российской пилотажной группы на вертолетах - полковник Андрей Попов.

Основная разница между подмосковными пилотажниками и липецкими летчиками в том, что задача Центра показа авиатехники в Кубинке - демонстрировать на публике возможности крылатых машин, высший пилотаж для них рутинное занятие. Липецкие "Соколы" имеют совсем иную направленность. Проще говоря, они - самая боевая пилотажная группа, летчики которой принимают участие в большинстве проводимых в России учений, проводят войсковые испытания новейшей авиационной техники и обучают молодых летчиков.

Отсюда вопрос: как можно сравнить пилотажников на разных категориях истребителей и летчиков, для которых пилотаж - не первоочередная задача?

Пилотажники требуют доработок

Главнокомандующий Военно-воздушными силами РФ генерал-полковник Виктор Бондарев конкурсом вполне доволен: "Я думаю, что все прошло хорошо. Есть, конечно, недоработки, мы это видим, но это нормально", - прокомментировал он результаты состязаний.

"Капитан" победившей команды "Стрижей" подполковник Сергей Осяйкин считает, что такие конкурсы показывают мастерство пилотажных групп, их подготовку и добавляют элемент состязательности: "Это правильно. Я считаю, что все группы примерно одного уровня - хорошо подготовленные. У каждой есть своя изюминка. Сложно выделить какую-то из них. Сегодня больше повезло нам, завтра, может быть, удача будет на стороне другой группы. Всегда эта состязательность идет, но несмотря на это соревнование, мы остаемся хорошими друзьями", - сказал Осяйкин корреспонденту РИА Новости по итогам конкурса.

Элемент некоторой необъективности, присутствовавший при оценке выступлений, отметил полковник Андрей Алексеев, ведущий летчик группы "Русские Витязи".

"Нигде в мире не определены критерии, которые бы оценивали пилотажные группы. Мне тяжело сказать, как оценить, какая группа лучше. Я думаю, что в оценке пилотажных групп очень большую роль играет субъективный фактор - кому какая группа больше нравится. Мы свою работу делали. Я считаю, что это условная оценка и она очень субъективна", - поделился Алексеев.

Ему как победителю-одиночнику понятнее, как сравнить индивидуальный пилотаж: "Есть критерии оценки одиночного пилотажа, как в спортивной авиации проводятся чемпионаты, так можно их проводить и на боевых истребителях. А именно группу оценить, честно говоря, я не знаю как", - отметил Алексеев, который уточнил, что на соревнования по одиночному пилотажу можно было бы привлечь гораздо больше летчиков, только из самих пилотажных групп вполне могло бы выступить по двое.

Выступавший первым член группы "Соколы России" полковник Александр Гостев уверен, что прошедший чемпионат показал все недочеты, и над конкурсом еще "надо думать".

"Вопрос тупиковый. Когда собираются спортсмены - это одно, а так условия соревновательности несколько другие. Можно считать, что то, что получилось - это первый шаг. Требуются доработки и самого проведения этого конкурса, и оценки", - говорит Гостев.

Как тренирующий летчик он поясняет вероятную методику определения критериев: "Для летчиков такого уровня необходимо оценить выдерживание места в пилотажной зоне - чем компактнее группа пилотирует, тем мастерство выше. Далее - плотность выдерживания строя ведомому, а если строй несколько неплотный, здесь причина может быть в том, что ведущий водит несколько по-другому".

Зрители - лучшие судьи

Самым объективным судьей по мнению всех летчиков может быть только зритель, который смотрит выступления воздушных асов на авиасалонах, фестивалях и прочих массовых мероприятиях и народных гуляниях.

"Пилотажные группы обычно соревнуются на различного рода авиасалонах и авиашоу - это как раз площадка для соревнований, и критерии выносят там как раз зрители - кому, что больше понравилось", - говорит Алексеев. О негласном соревновании с зарубежными пилотажными группами напомнил и Осяйкин: "И на Московском авиакосмическом салоне, и на различных авиавыставках уже не судьи, а зрители определяют. Соревнование присутствует, и каждая группа на любом авиашоу стремится показать все лучшее, на что она способна", - отмечает подполковник.

"Я бы с большей радостью устроил фестиваль пилотажных групп, как было в прошлом году на день Военно-воздушных сил, - делится с корреспондентом РИА Новости полковник Гостев из Липецка, - На такой фестиваль нужно пригласить безумное количество народа". Все три пилотажные группы зрители смогут увидеть и оценить уже на ближайшем авиасалоне МАКС-2015, который пройдет в Жуковском в заключительные пять дней августа.

А пока организаторы конкурса "Авиадартс" будут продолжать расширять номинации и придумывать, как разнообразить международный конкурс военных летчиков и добавить зрелищности чемпионату. "У меня как у одного из организаторов цель - проводить каждые соревнования с какими-то новыми элементами, хотя это очень сложно в нашем конкурсе, но мы будем стараться", - заключил начальник авиации ВВС Кобылаш

 

Дайджест прессы за 1 июня 2015 года | Дайджест публикаций за 1 июня 2015 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Бондарев Виктор, Капитан, Элемент, Ми-28Н, Т-401, Т-501, Т-420, М-201, Д-41, МиГ-29, С-37, Су-27, Рижский Институт Аэронавигации (в процессе тестирования)