О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Курс на снижение. Росавиация обнародовала удручающую статистику

Российские авиакомпании возлагают большие надежды на наступающее лето - туристический сезон и связанное с ним повышение спроса на авиабилеты

Российские авиакомпании возлагают большие надежды на наступающее лето - туристический сезон и связанное с ним повышение спроса на авиабилеты должны переломить сформировавшийся нисходящий тренд, которого отрасль не видела со времен кризиса 2008 года.

По итогам первого квартала 2015 года пассажиропоток российских авиакомпаний снизился на 2,3% по сравнению с тем же периодом года предыдущего, сообщила недавно Росавиация. Практически все показатели авиатранспортной отрасли в целом оказались хуже ожиданий: за первые три месяца текущего года российские авиаторы перевезли всего 17 млн человек, а большинство компаний первой пятерки не смогло избежать снижения пассажиропотока. Если бы не лидеры отрасли, продемонстрировавшие определенный рост, это снижение могло быть еще более значительным.

Справедливости ради нужно отметить, что неприятности затронули не только россиян. По данным замглавы Минтранса Валерия Окулова, иностранные перевозчики сокращают свое присутствие в российском небе или вовсе уходят из страны. Полностью прекратила свою работу в России компания Air Niki, ежедневно летавшая по маршруту Москва - Вена. Заметно снизили частоту вылетов EasyJet, CSA и Emirates. А одна из крупнейших американских компаний - Delta - энергично уменьшает количество рейсов Нью-Йорк - Москва, с тем, чтобы к концу года полностью прекратить полеты.

Отечественным перевозчикам уходить некуда, и они вынуждены бороться за свои существование и прибыль любыми доступными средствами. Но получается это сегодня далеко не у всех. Как показывает квартальная статистика Росавиации, такое масштабное падение авиаперевозок произошло в нашей стране впервые с кризисного периода 2008-2009 годов. С тех пор рынок только рос, умудрившись увеличиться за прошедшие годы более чем в два раза. К сожалению, с начала прошлого года позитивная динамика постепенно сменялась падением спроса, причем основное снижение пассажиропотока происходит за счет международных перевозок. В первом квартале 2014 года международные направления потеряли 15,6% потока, в то время как внутрироссийские перевозки, наоборот, выросли на 11,4%. В том числе и за счет Крыма.

И все же сразу три компании, входящие в пятерку крупнейших российских перевозчиков, не смогли удержать пассажиров. Снижение у "Трансаэро" и "Сибири" составило по 6%, а еще один участник топ-5 - UTair, которая сейчас испытывает серьезные финансовые проблемы, показала и самый худший результат по первому кварталу - ее пассажиропоток снизился на 36,1%. И только "Аэрофлот" со своей "дочкой" "Россией" сохраняют сильные позиции, демонстрируя положительную динамику по основным операционным показателям. Что касается причин наблюдаемых потерь, то они во многом связаны с падением спроса на чартерные маршруты. Те перевозчики, что делали основную ставку на регулярные рейсы, испытывают сегодня относительно большую уверенность.

Неожиданно слабым звеном в пятерке лидеров оказалась "Трансаэро". Авиакомпания решила откорректировать собственную отчетность за прошлые года. Сначала перевозчик затянул срок подачи финансовых результатов, а когда они все же были обнародованы, выяснилось, что данные по 2013 году заметно отличаются от заявленных в прошлом году, причем не в лучшую сторону. После этой переоценки чистый убыток "Трансаэро" за позапрошлый год, например, предлагается считать равным 13,34 млрд рублей. Напомним, что в предыдущей версии отчетности "Трансаэро" вообще-то сообщало о прибыли в 788 млн рублей. Пересчитал перевозчик и другие статьи - выданные авансы сократились с 18,8 млрд до 965,7 млн рублей, а расходы на техническое обслуживание выросли с 5,9 млрд до 10,1 млрд рублей.

Аналитики были буквально поражены происходящим. Для публичной компании подобные действия являются экстраординарным событием, подрывающим доверие инвесторов, констатировал аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков. "Если бы акции "Трансаэро" были более ликвидны и находились в портфелях большего количества инвесторов, следствием было бы резкое падение котировок в первый же день торгов", - отметил он.

Другим неожиданным шагом этой крупной российской авиакомпании стало внезапное увеличение стоимости нематериальных активов. Согласно заявлению "Трансаэро", ее бренд резко прибавил в цене, став дороже сразу на 59,1 млрд рублей. Теперь этот актив, по мнению владельца, стоит 61,2 млрд рублей, то есть примерно столько же, сколько бренды Easy Jet и Qantas. Впрочем, аудиторы "РСМ Русь" уже отметили, что достаточных доказательств соответствия указанной стоимости бренда предусмотренным регламентом МСФО принципам определения справедливой стоимости нематериальных активов у них нет.

Учитывая достаточно сложное положение, в котором находится сейчас этот перевозчик (а у него только общая задолженность перед кредиторами составляет 64,8 млрд рублей), напрашивается вывод, что манипуляциями с документами "Трансаэро" пытается заткнуть финансовую дыру в собственном бюджете. Одновременно компания ввела меры жесткой экономии - ощутимо сократила вознаграждение управленческомуперсоналу и отказалась от приобретения новых самолетов SSJ-100, соглашение о поставке которых было подписано в 2012 году.

Среди негативных факторов, оказавших воздействие на работу компании, "Трансаэро" называет международные санкции, девальвацию рубля и валютную переоценку кредитов, ограничение полетов через воздушное пространство Украины, сокращение объемов покупок воздушных перевозок туроператорами- партнерами, введение ограничений на выезд за рубеж целого ряда категорий государственных служащих, а также, как следствие, начало снижения объемов внутренних грузовых авиаперевозок.

Эксперты признают, что с этими факторами пришлось столкнуться всей отрасли. Впрочем, настоящий масштаб кризиса, поразившего отечественную гражданскую авиацию, стал понятен только в конце первого квартала 2015 года, после подведения итогов зимнего сезона.

Меры, которые необходимо предпринимать для спасения отрасли, по мнению представителей авиакомпаний, сводятся к предоставлению нуждающимся господдержки и разрешению практики так называемого "мокрого лизинга" - передачи самолета вместе с экипажем в аренду иностранным перевозчикам. Этот шаг мог бы сохранить и парк воздушных судов, и контингент пилотов, оказавшихся в ситуации снижения спроса со стороны россиян.

Что касается господдержки, то выделять ее всем желающим не стоит, уверенны эксперты. Например, авиакомпания "ЮТэйр", которая находится в очень сложном финансовом положении, уже приступила к масштабной программе снижения издержек, и даже получила обещание госгарантий на сумму до 38,4 млрд рублей, но тем не менее ее перспективы на рынке оценивают достаточно сдержано. А в Росавиции заявили даже, что рассчитывать на господдержку смогут только те компании, которые будут оптимизировать свой бизнес, то есть повышать производительность труда и сокращать раздутый административно-управленческий персонал.

Определенные надежды внушает и уже упоминавшийся уход с ряда направлений иностранных компаний. Если россиянам удастся заполнить освобождающиеся ниши, вероятно, им будет легче переломить ситуацию и выйти в прибыль по итогам нынешнего года. Добавляет оптимизма и апрельская статистика - по подсчетам Росавиации, падение пассажиропотока составило всего 1,1%, тогда как еще в марте рынок падал со скоростью 3,9% в месяц.

Какие меры предпримет правительство, и какие антикризисные модели выберут перевозчики, покажет начинающийся летний сезон. Пока представители авиакомпаний предпочитают избегать конкретики. Но многие из них, например, уже активно включились в госпрограммы по дотациям на полеты в Крым. Насколько они будут эффективными, станет понятно только осенью....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка