Автор: Елена Платонова
Опубликовано: 10.06.2015, 08:13
 

Авиакомпании разбогатеют на дешевой нефти

Чистая прибыль мировых авиакомпаний по итогам 2015 года возрастет до $29,3 млрд


[image]

Совокупная чистая прибыль мировых авиакомпаний по итогам 2015 года увеличится почти в два раза, до $29,3 млрд. Драйверами роста станут дешевая нефть и дорогой американский доллар. Наилучшие показатели продемонстрируют авиакомпании из США. Российские авиакомпании тем временем накапливают убытки.

Мировые авиакомпании получат по итогам 2015 года рекордную чистую прибыль в размере $29,3 млрд, что почти в два раза выше прошлогоднего уровня в $16,4 млрд. Такие данные содержатся в ежегодном прогнозе Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). Как ожидается, общий объем выручки составит $727 млрд. Двумя главными факторами, явившимися драйверами роста для авиационной индустрии, стали низкие цены на авиатопливо и высокий курс американского доллара на мировом валютном рынке.

Улучшится и показатель по занятости пассажирских кресел: он составит 80,2% в 2015 году. Важной вехой в истории авиаотрасли глава IATA назвал преодоление показателя по рентабельности инвестированного капитала на уровне 7,5%. Впервые этот показатель в среднем по авиаотрасли превзойдет стоимость капитала (измеряется нормой процента на используемый капитал. - "Газета.Ru"), которая сократилась до 6,8%. Количество перевезенных пассажиров вырастет на 6,5% - до 3,5 млн человек.

Низкие цены на нефть и авиатопливо позволят сократить расходы на горючее до $191 млрд. Это на 15,5% меньше показателя за 2014 год. При этом потребление горючего вырастет на 4% - с 350 млрд до 363,7 млрд литров.

Более половины заработанной прибыли придется на авиакомпании, базирующиеся в Северной Америке: их доля в мировой прибыли по итогам 2015 года достигнет $15,7 млрд, а маржа по прибыли до уплаты процентов и налогообложения (EBIT) превысит 12% по сравнению со среднемировой маржей на уровне 4%. Американские авиакомпании продемонстрируют и самый высокий показатель прибыли на одного пассажира - $18,12. Второе и третье места в списке наиболее прибыльных регионов займут Европа ($5,8 млрд) и Азиатско-Тихоокеанский регион ($5,1 млрд). Если сравнить по показателю прибыли на одного пассажира, то второе место будет принадлежать ближневосточным перевозчикам ($9,6), а третье - европейским ($6,3).

По мнению экспертов IATA, авиаотрасль во всех мировых регионах увидит улучшение показателей рентабельности. Впрочем, "судьба отрасли далеко не однородна. Многие авиакомпании по-прежнему сталкиваются с огромными проблемами", отметил Тони Тайлер, генеральный и главный исполнительный директор IATA.

Так, европейская авиаотрасль будет испытывать негативное влияние в связи с торможением экономического роста в некоторых странах, конфликтом на Украине и валютными рисками. В частности, сегмент пассажирских авиаперевозок в России за последние полтора года сильно пострадал из-за падения котировок рубля по отношению к американскому доллару и евро. Сократилась покупательная способность населения, спрос на наиболее прибыльную для авиакомпаний зарубежную авиаперевозку упал.

Количество пассажиров на рейсах из России в дальнее зарубежье за первые четыре месяца 2015 года сократилось более чем на 20% год к году. За тот же период убытки российских авиакомпаний составили 2,2 млрд руб., сообщили в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ).

Тенденция к наращиванию убытков прослеживается и в опубликованных финансовых отчетах главных российских авиаперевозчиков. Так, крупнейшая по количеству перевезенных пассажиров авиакомпания "Аэрофлот" заявила о чистом убытке по МСФО в размере 17,15 млрд руб. против прибыли в 7 млрд руб. годом ранее. За прошлый год вторая по количеству перевезенных пассажиров авиакомпания "Трансаэро" отчиталась о росте чистого убытка по МСФО на 9%, до 14,46 млрд руб., пересмотрев при этом прибыль в 788 млн руб. за 2013 год на убыток в 13,34 млрд руб. Чистый убыток авиакомпании "ЮТэйр" по итогам 2014 года составил 22,3 млрд руб., в то время как 2013 год компания окончила с прибылью, получив 326,9 млн руб.

Тяжелее всего обстоят дела с возросшими лизинговыми платежами, которые традиционно номинируются в валюте, а резкое обесценивание рубля привело к падению прибыли в валютном эквиваленте: авиаперевозчики получали доходы в рублях, но были вынуждены расплачиваться за лизинг, аэропортовые услуги на международных направлениях и авиатопливо в валюте. Это привело к скачку финансовых расходов. Так, у "Аэрофлота" финансовые расходы в 2014 году подскочили в 3,2 раза, до 28,4 млрд руб., у "Трансаэро" они увеличились на 44% - до 15 млрд руб., а у "ЮТэйр" расходы увеличились почти в полтора раза - до 152,37 млрд руб. Но покрывать их за счет пассажиров авиакомпании не могут. Авиаперевозчики боятся переложить растущие расходы на пассажиров, справедливо опасаясь, что те в условиях экономического кризиса не будут лояльны и предпочтут воспользоваться авиаперевозкой от другой компании.

"Повышать тарифы сами по себе без сокращения объемов провозных емкостей невозможно", - считает главный редактор "Авиапорта" Олег Пантелеев. По его словам, авиаперевозчики уже озаботились сокращением флотов и это позволило им остановить падение процента занятости кресел, "но чтобы ситуация улучшилась, нужно продолжать выводить емкости", а в ближайшие месяцы это вряд ли произойдет.

"Давайте смотреть на вещи в перспективе. Одна только компания Apple заработала во втором квартале этого года $13,6 млрд. Это составляет немногим меньше, чем половина от чистой прибыли всей мировой авиаотрасли за целый год.

Речь идет не о зависти к чужим успехам. Но акционерам авиакомпаний, в частности правительствам различных стран, важно понимать, что бизнес по предоставлению воздушного сообщения является все еще очень трудным и жестким", - отметил Тайлер.

 

Дайджест прессы за 10 июня 2015 года | Дайджест публикаций за 10 июня 2015 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: ЮТэйр (UTair), Эйр Астана, Уральские авиалинии (Ural Airlines), ТРАНСАЭРО (Transaero Airlines), Сокол, Сибирь (S7 Airlines), Аврора (Aurora Airlines), МЧС России, Мотор Сич (Motor Sich Airlines), Волга-Днепр (Volga-Dnepr Airlines), ВИМ-АВИА (VIM Airlines), Аэрофлот (Aeroflot), Аэросвит (AeroSvit), АС, ЮТэйр-Карго, Пантелеев Олег, Авиационная компания "Трансаэро", International Air Transport Association (IATA), Международная ассоциация воздушного транспорта (в процессе тестирования)