Коммерсантъ-Уфа
11 июня 2015, 09:15
"Башкортостану" возвращают крылья и колеса
У Сбербанка появился шанс вернуть часть денег, которые ему задолжала обанкротившаяся уфимская "Авиакомпания "Башкортостан"
Сделки по продаже активов уфимской "Авиакомпании "Башкортостан", совершенные накануне и в начале ее банкротства в 2013 году, могут быть пересмотрены. К этому конкурсного управляющего банкрота Равила Латыпова обязали арбитражные суды двух инстанций. На пересмотре сделок настаивает Сбербанк, являющийся кредитором "Башкортостана".
В банке, как отмечается в материалах суда, уверены, что сделки привели к невозможности удовлетворения требований кредиторов авиакомпании, оцениваемые более чем в 350 млн руб. К разряду "сделок с признаками подозрительных" суд отнес продажу "Башкортостаном" материнской авиакомпании "Вим-авиа" самолета Diamond-42M-NG и автомобиля Toyota Corolla. Самолет был продан за три месяца до банкротства, автомобиль - уже после введения процедуры наблюдения. Стоимость этих активов не уточняется. В 2011 году, когда "Башкортостан" покупал воздушное судно для аэрофото- и видеосъемки, оно оценивалось в 1 млн евро. С учетом амортизации активы можно оценить не менее чем в 36 млн руб.
Удовлетворяя жалобу Сбербанка, суды посчитали, что конкурсный управляющий был обязан запросить документы по этим сделкам у прежнего генерального директора "Башкортостана" Евгения Сюкрева, но допустил незаконное бездействие. Более того, отмечено в судебных материалах, управляющий необоснованно признал безнадежным, а собрание кредиторов решило списать дебиторскую задолженность "Башкортостана" в размере 146,8 млн руб. Отметим, что в совете кредиторов большинство голосов имеет "Вим-авиа", на которую приходилось 97% дебиторской задолженности банкрота. Суд обязал помимо пересмотра спорных сделок также принять меры к взысканию этих денег.
"Авиакомпания "Башкортостан" специализировалась на выполнении чартерных рейсов по заказу "Вим-авиа". Регулярных полетов из Уфы перевозчик не совершал. В октябре 2013 года он отказался от лицензии эксплуатанта. Тогда же индивидуальный предприниматель Алексей Курин подал иск о банкротстве авиакомпании. Задолженность перевозчика перед ИП оценивалась в 140 тыс. руб., стоимость основных средств предприятия - в 770 тыс. руб. (в 2012 году они составляли 91,7 млн руб.). Крупнейшим кредитором "Башкортостана" стал "Вим-авиа-холдинг" (214 млн руб.), или 60% суммы требований всех кредиторов. В феврале 2014 года по решению большинства в совете кредиторов процедура банкротства была переведена в конкурсное производство, минуя внешнее управление. Сбербанк мог претендовать на контроль над банкротной процедурой. В 2006 году "Башкортостан" поручился перед банком по кредитам "Вим-авиа". Размер поручительства составлял 697,7 млн руб., но деньги ни заемщик, ни поручитель банку не вернули. Банк взыскал их в суде, но включиться в реестр кредиторов с этой суммой не успел: в него вошла лишь небольшая часть долга - 2,2 млн руб. Поэтому основная часть долга в идеале может быть возвращена Сбербанку лишь после погашения требований всех кредиторов.
Конкурсный управляющий "Башкортостана" ранее заявлял "Ъ", что активов у компании нет. Суду он сообщил, что запрашивал документы по сделкам должника, о его и муществе, бухгалтерский отчет и баланс, но не получал ответы на запросы. Что касается продажи самолета и автомобиля, то она, как посчитал Равиль Латыпов, не казалась спорной, так как была совершена в процессе текущей хозяйственной деятельности компании.
Вчера Равил Латыпов заявил "Ъ", что будет оспаривать решение судов о признании его бездействия незаконным. Он полагает, что его доводы были не до конца исследованы.
В пресс-службах Сбербанка и "Вим-авиа" комментировать разбирательство отказались.
Вероятность того, что суды пересмотрят решения, принятые в пользу Сбербанка, руководитель практики несостоятельности и банкротства юридической фирмы "Некторов, Савельев и партнеры" Радик Лотфуллин считает низкой. "Если конкурсный управляющий не будет исполнять решение или будет делать это без особого желания, банк может ходатайствовать о его отстранении",- отметил эксперт. В то же время, по мнению управляющего партнера судебного агентства "Барристер" Айдара Мулланурова, банкротство "Башкортостана" идет по сценарию, когда конкурсный управляющий лоялен основному и не предпринимает мер для защиты интересов других кредиторов. "В таких случаях у управляющего есть масса вариантов заблокировать инициативы Сбербанка, даже если к этому его обяжут суды. Например, он может подать иски об оспаривании сделок и возмещении дебиторской задолженности, но будучи заинтересованным лицом, максимально уменьшить вероятность победы на процессе",- отметил юрист....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ-Уфа». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 25, 2024
Первый полёт полностью импортозамещённого МС-21 состоится до конца ноября
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 26, 2024
В Московском аэропорту Домодедово обновили разметку на ВПП
Апрель 26, 2024
Объявлены победители корпоративного чемпионата ОАК по профессиональному мастерству