О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ту-104 переедет с задворок бывшего лагеря в томский поселок Элеонор

Инвесторы, строящие коттеджный поселок Элеонор на левом берегу Томи, планируют летом 2015 года перевезти на его территорию и выставить на всеобщее обозрение самолет-памятник Ту-104

Инвесторы, строящие коттеджный поселок Элеонор на левом берегу Томи, планируют летом 2015 года перевезти на его территорию и выставить на всеобщее обозрение самолет-памятник Ту-104, находящийся сейчас в бывшем пионерском лагере в поселке Заварзино под Томском, рассказал РИА Томск источник, знакомый с проектом.

Первый реактивный

Ту-104 - первый советский реактивный пассажирский самолет, семейство узкофюзеляжных среднемагистральных авиалайнеров. Разработан в первой половине 1950-х годов, проектировался на основе ранее производимого бомбардировщика Ту-16. Первый полет опытный экземпляр Ту-104 совершил 60 лет назад - 17 июня 1955 года.

Самолет серийно производился в 1956-1960 годах, всего была построена 201 машина, большинство из них эксплуатировались "Аэрофлотом". За 23 года эксплуатации парк самолетов Ту-104 перевез около 100 миллионов пассажиров.

Как сообщает ТАСС, в настоящее время 10 экземпляров Ту-104 разных модификаций установлены в качестве памятников или музейных экспонатов на въезде в московский аэропорт Внуково, в подмосковном Монино, Самаре, Ульяновске и Рыбинске.

Два музейных экземпляра имеются на Украине (Киев, Харьков), еще три - в Чехии (Прага, Зруч, Петровице), семь экземпляров разной степени сохранности находятся в Щелково, Жуковском, Бердске, Омске, Томске, селе Смольки Нижегородской области и Житомире (Украина).

Тащили на санях…

В Томске "прописался" Ту-104А (регистрационный номер СССР-42365). Этот самолет, согласно открытым данным, совершил последний полет из Новосибирска в Томск в 1978 году.

Из томского аэропорта 32-тонную крылатую машину отбуксировали по полям пять бульдозеров на специально изготовленных санях в бывший пионерский лагерь "Юбилейный" в поселке Заварзино. Только по прямой это расстояние составляет почти 11 километров. В его салоне затем был оборудован летний детский кинотеатр.

Самолет Ту-104 в заброшенном пионерском лагере под Томском, 2014 год

Лагеря в том месте нет уже больше десятка лет, территория находится в частной собственности, рассказали РИА Томск сразу несколько источников. В разные годы возникали идеи о переносе экспоната из закрытого лагеря, в частности, в музей томского аэропорта, но самолет оставался на месте.

В этом году, пояснил РИА Томск знакомый с проектом источник, глава "Сибирской аграрной группы" Андрей Тютюшев решил профинансировать работы по перевозке памятника авиационной истории в более доступное для томичей место - в строящийся на левом берегу реки Томь поселок Элеонор (проект реализует компания, одним из учредителей которой и является Тютюшев).

"Было принято решение сохранить как памятник в другом месте - на территории поселка Элеонор. Место согласовано: как съезжаете с нового автомобильного моста, по правую сторону находится поляна вдоль леса, и вдалеке возле леса будет видно большой красивый самолет", - рассказал собеседник агентства.

… а теперь - на тележке

"Когда он прилетел сюда в 1978 году, ему сняли основную часть крыла, прорубили просеку - и тащили по полю до лагеря, после чего прикрутили крылья. Сейчас это сделать сложнее - нам в другую сторону практически через весь город и новый мост", - пояснил собеседник агентства сложность задачи.

По его словам, к решению головоломки привлекли команду новосибирских авиатехников, которые знают конструкцию самолета и как его правильно разобрать таким образом, чтобы собрать обратно.
Разобранный самолет Ту-104 под Томском (май 2015 года)

"Ребята проводили даже консультации с КБ Туполева и нашли тех, кто имел отношение к этим самолетам. Им сказали, что в полевых условиях ничего не сделаешь, его даже не разобрать. Пока это опровергается. Мы даже сумели сложить шасси, причем два сложились самостоятельно, третье пришлось открутить", - отметил он.

Специалисты также "отстегнули" хвост самолета, все части крыльев и кабину. Все это можно без проблем перевезти на новое место, кроме фюзеляжа, который даже без вышеперечисленного представляет собой трубу длиной 24 метра и диаметром в 3,5 метра. Транспортные компании отказались от перевозки такого груза, учитывая его негабаритность и сложные подъезды к Заварзино.

"Маршрут прорабатывается. Вероятно, мы пойдем не через Заварзино, а через Родионово, Корнилово. Было предположение, что мы сможем только зимой сделать, изготовив спецсани. Сейчас есть другой вариант - сделаем тележку на основе мостов "КрАЗа" (тяжелый грузовой вездеход). На днях будет изготавливаться эта тележка", - поделился собеседник агентства.

"Мы точно соберем его на новом месте, главное - перевести фюзеляж", - добавил источник. Работы планируется сделать в течение лета.

И город узнает

"Если у авторов этого сложного переезда все получится и самолет удастся перевезти, и главное, собрать на новом месте, я буду очень рад видеть его", - рассказал РИА Томск авиафотограф и блогер Алексей Литвинов.

Он отметил, что долгие годы такой уникальный памятник авиационной истории страны был спрятан, и наверняка большинство жителей Томска даже не знали о его существовании.

"В современной истории России не так много таких положительных примеров по сохранению авиационных памятников, и мне очень приятно, что в Томске нашлись энтузиасты, осуществляющие такой непростой проект", - резюмировал Литвинов....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА Томск». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка