О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Владимир Рыбкин: "Все двигатели, как и люди - разные!"

СоюзМаш России продолжает рассказывать о представителях российского машиностроительного сообщества, которое славится своими представителями - корифеями в науке, учеными, выдающимися специалистами-практиками на производстве

СоюзМаш России продолжает рассказывать о представителях российского машиностроительного сообщества, которое славится своими представителями - корифеями в науке, учеными, выдающимися специалистами-практиками на производстве.
 
Всю жизнь был связан с космосом и авиацией Владимир Федорович Рыбкин - доктор технических наук, профессор, изобретатель. Работал над повышением надежности элементов авиационных двигателей, воспринимая их как живые существа: искренне верил в то, что все двигатели, как и люди, - разные. И его вера требовала подкрепления реальными делами, поэтому он много работал, не боялся браться за самые сложные дела и проблемные темы. Результат его деятельности - 15 золотых медалей ВДНХ, 125 патентов, докторская диссертация, несколько учебников, годы исследовательской и преподавательской деятельности, его разработки внедрены на четырех авиационных заводах.
 
Детство пришлось на военные годы,когда его семья жила на юге страны. Они с матерью, братом и старшей сестрой оказались на оккупированной территории- в городе Лохвица Полтавской области."У нас была дача - мама продала ее для того, чтобы на лошади отвезли нас подальше, ведь как только туда вступили бы немцы, нас в первую очередь расстреляли бы - тем более,что многие родственники занимали видные посты в советской армии", - вспоминает Владимир Федорович. В оккупации они пробыли с 1941 по сентябрь 1943 года, пока город не освободили советские войска. За это время сестру дважды брали в Германию, она дважды бежала, маму несколько раз собирались расстрелять - но каким-то чудом они уцелели. После войны началось восстановление, мирная жизнь, учеба - семья переехала в Сочи.

Владимир Рыбкин учился с интересом, очень много читал - дома была хорошая библиотека. Дюма, Вальтер Скотт, Толстой, Куприн…

На семейном совете решили, что в армию ему надо пойти со специальностью - и после седьмого класса он поступил в техникум механизации сельского хозяйства по специальности "Техник-механик".
"В техникуме были удивительные преподаватели! Врезалось в память на всю жизнь машиноведение - когда преподаватель рисовал прямоточный паровой двигатель от руки ровно, как под линейку…Все они были не только преподаватели, которые умели выделить главное, но и глубоко культурные люди! Они научили, заставили нас мыслить!", - с восторгом вспоминает о годах учебы Владимир Федорович.
Следующим этапом стало обучение в машиностроительном институте в Запорожье - по специальности "Технология машиностроения".

"Технология машиностроения в себя впитывает все - и сопромат, и механику, и химию, и металловедение. В советское время на первых ролях были технологии, они были более значимы, чем конструктора, потому что им надо было знать больше!", - говорит он. 

Это было хрущевское время, когда было введено экспериментальное обучение: два года студенты должны были работать и учиться. Владимир Федорович работал на крупном авиационном заводе - сначала токарем-карусельщиком, потом контрольным мастером, старшим контрольным мастером, заместителем начальника цеха. Перевелся на вечернее отделение в институте, а через некоторое время ректор пригласил Рыбкина заведовать лабораторией.

В 1964 году Владимир Рыбкин приехал в Москву и поступил в аспирантуру  МАИ на кафедру металловедения и физики металлов, защитил диссертацию, которая была признана лучшей в Москве и отмечена в бюллетене ВАК.

Владимир Федорович искренне убежден, что ученым можно стать только если попадаешь в хорошую научную среду. А еще - не бояться брать проблемные темы, сложнейшие вопросы. Так, он участвовал в разработке многих проектов в сфере авиастроения, двигателестроения,  работал над повышением прочности деталей и узлов авиационных деталей, над улучшением качественных характеристик покрытий для космических аппаратов, занимался разработкой установки для гемодиализа и многое другое. Но при этом он оставался многогранным человеком, живо интересующимся вопросами культуры, литературы, даже издал собственный сборник стихов.

До последнего момента Владимир Федорович работал над интересными проектами, вместе с единомышленниками обращался в различные ведомства: хотел, чтобы его услышали, заинтересовались его разработками, направленными на улучшение экологической ситуации в стране и мире.

Две главные идеи, которые наиболее его увлекали в последние годы, это система приборов устройств жизнеобеспечения и охраны здоровья на основе нанотехнологий.  В частности, возможность использования катализатора горения углеводородных топлив на основе бензина или на основ дизельного топлива, а также защита от электромагнитного излучения. Мощный интеллект и глубокий запас знаний, любовь к работе и поиску новых неординарных решений позволили Владимиру Федоровичу Рыбкину отдать науке более полувека жизни и оставить после себя множество разработок и научных достижений.

Напомним, что цикл публикаций "Машиностроение в лицах" решено продолжить в 2015 году по инициативе Первого Вице-президента СоюзМаш России, Первого зампреда Думского Комитета по промышленности Владимира Гутенева....
Авторские права на данный материал принадлежат «Союз машиностроителей России». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка