Опубликовано: 15.07.2015, 09:47
 

Правила игры

в распределении господдержки удивляют корреспондента отдела бизнеса Елизавету Кузнецову


[image]

Стагнация российской экономики заставляет почти всех машиностроителей - от локализованных предприятий западных автоконцернов до оборонного Уралвагонзавода - чуть ли не в постоянном режиме требовать господдержки. На фоне дефицитного бюджета далеко не все запросы государство готово удовлетворить в полном объеме. В результате ключевой проект отечественной гражданской авиации - Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100), на поддержку которого в этом году с плеча выделены рекордные 130 млрд руб., резко выделяется из этой вереницы просителей. Тем не менее, несмотря на многомиллиардные вливания, твердые заказы на SSJ-100 можно пересчитать по пальцам - доступ российских заказчиков к дешевому иностранному финансированию перекрыт, а параметры самолета далеко не всегда соответствуют бизнес-планам перевозчиков.

Производитель SSJ-100 "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) по-прежнему оперирует лозунгами отца-основателя проекта Михаила Погосяна о том, что за год будет произведено 30-40 самолетов. Но на рынке говорят, что реально "на крыло встанут" лишь чуть больше 20 самолетов. На этом фоне неопределенности с объемами производства самолета ключевых иностранных партнеров SSJ-100 уже не утешает даже масштабная господдержка проекта. По словам моих источников, французская Snecma, партнер НПО "Сатурн" по выпуску двигателей для SSJ-100, потребовала привести производственную программу PowerJet "в соответствие с подтвержденными заказами производителя ГСС".

Snecma ждет четких подтверждений числа заказов на 2016-2017 годы, но если объемы выпуска в этом году еще сохраняются на уровне 60 двигателей, то дальнейшие перспективы соблюдения соглашений об их производстве все туманнее. В Snecma, привыкшей к долгосрочному планированию спроса на самолеты, и рады бы производить сколько угодно двигателей, но сомневаются в твердом спросе. Российский гражданский авиапром, напротив, не привык далеко загадывать - в отрасли как всегда надеются, что государство поможет не только деньгами, но и заказчиками. Вопрос в том, действительно ли один региональный самолет стоит таких усилий и не будут ли они в любом случае напрасны?

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 15 июля 2015 года | Дайджест публикаций за 15 июля 2015 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: ОДК-Сатурн, SSJ-100, Авиационная промышленность (в процессе тестирования)