О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Заоблачное хулиганство

Авиационных дебоширов становится все больше, но нынешнее законодательство против них почти бессильно

Авиационных дебоширов становится все больше, но нынешнее законодательство против них почти бессильно. Какие способы обуздать хулиганов предлагают депутаты, выяснял "Огонек"

Достоянием прессы чаще всего становятся скандалы, связанные с нахулиганившими в самолетах политиками и знаменитостями, но среднестатистический авиадебошир - это вполне обычный пассажир. Тут и начальники, и мелкие служащие, и мужчины, и женщины, и молодежь, и пенсионеры - самые разные люди. Наши соотечественники независимо от возраста, пола и социального положения часто боятся летать, а лучшим лекарством от страха считают спиртное. Да и дальний отпуск начинают отмечать еще в аэропорту. Так что истории, по большей части, у всех одинаковые: хватил лишнего еще в аэропорту, поначалу держал себя в руках, а потом хмель ударил в голову...

Тех, кто себя в руках не держит, отсекают еще на стадии посадки. На всех этапах предполетного обслуживания, во время регистрации на рейс, при прохождении досмотра и посадки на рейс работники "Аэрофлота" обращают внимание на неадекватных пассажиров. Стюардессы на входе в самолет не просто приветствуют пассажиров милой улыбкой, но еще и пытаются выявить пьяных и наркоманов. Почти всех выявляют. Так, за первое полугодие 2015-го не допущено до полета и передано в правоохранительные органы для дальнейшего разбирательства 394 проблемных пассажира.

Беда в том, что на высоте организм работает иначе. Сказываются факторы замкнутого пространства, пониженного давления в салоне воздушного судна, обезвоживание организма. Человек, державшийся почти трезво на твердой земле, в воздухе зачастую совершенно теряет контроль.

Дальше бывает по-разному. Один просто засыпает. Другой пытается закурить или выпить припасенного спиртного из duty free (что, как и курение, в самолетах "Аэрофлота" категорически запрещено), грубит окружающим. Третий бегает по салону и ломится к пилотам с просьбой дать порулить. Тут-то можно быть спокойными - кабина экипажа отделена прочной дверью, которая блокируется изнутри. Но ведь и в салоне неадекватный пассажир способен наделать бед. Повредить кресла и обшивку, даже спровоцировать разгерметизацию воздушного судна.

В отношении нарушителей, угрожающих безопасности полета, командир воздушного судна имеет право "применять все необходимые меры, в том числе меры принуждения", отдавая распоряжения любому члену экипажа. Проблема в том, что права остальных членов экипажа по усмирению дебоширов в Воздушном кодексе прописаны не столь четко, и никаких средств усмирения у экипажа нет.

В реальности, конечно, это бремя ложится на бортпроводников и иногда на неравнодушных пассажиров. Зачастую приходится использовать подручные средства для усмирения хулиганов: легко застегивающиеся демонстрационные ремни безопасности, полотняные салфетки, липкую ленту, чтобы связать хулигана. А в крайней случае командир принимает решение о вынужденной посадке. В этом году на такую меру "Аэрофлоту" пришлось пойти уже трижды.

Мягкие посадки

По наблюдениям "Аэрофлота", нарушителей становится все больше. Если в 2014 году на 100 тысяч перевезенных пассажиров приходилось в среднем 1,43 дебошира, то в 2015-м - уже 1,71. Специалисты отрасли сходятся в одном: одна из главных причин этого роста - чересчур гуманные наказания для хулиганов.

В большинстве развитых стран дебоширам на борту грозят серьезные штрафы. В Японии - до 4,8 тысячи долларов, в США - до 10 тысяч. А за попытку вмешаться в работу экипажа и в США, и в гуманной Европе можно получить до 20 лет тюрьмы.

Российская Фемида почему-то обращается с авиадебоширами на удивление мягко. Основная статья для них даже не уголовная, а административная - мелкое хулиганство. То есть до 2 тысяч рублей штрафа и не больше 15 суток ареста для того, кто подверг десятки других людей нешуточной опасности. Еще есть статья "Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте", там штраф за неподчинение законным требованиям командира воздушного судна до 5 тысяч рублей или арест на те же 15 суток.

Чтобы наступили более или менее ощутимые юридические последствия, хулиган должен кого-нибудь побить или заявить о захвате воздушного судна. Один из самых резонансных случаев произошел в январе 2013 года. В перелете из Москвы в Хургаду пассажир-бизнесмен, угрожая угнать самолет, избил бортпроводника, был объявлен в международный розыск, выдан российским властям и приговорен к 3,5 года лишения свободы. А потом Верховный суд пересмотрел дело... и сократил срок до 8 месяцев. Хулиган уже вышел на свободу и вполне может оказаться вашем соседом по креслу в следующем полете.

Авиакомпании, конечно, рады бы обойтись без проблемных пассажиров. Пожалуй, каждый перевозчик ведет свой список проверенных хулиганов. Во внутренней базе "Аэрофлота", например, по состоянию на 28 июня 2015 года числится 2693 нарушителя. И еще 5156 пассажиров, которые нарушили правила еще на земле и были отстранены от полета. За рубежом такие списки - обычная практика. Тем, кто демонстрировал неадекватное поведение на борту, ближайшие несколько лет после инцидента билеты не продают.

Но поступать так российским авиаперевозчикам не позволяет Гражданский кодекс. Нет у коммерческой компании права не обслуживать потенциального клиента на основании некоего черного списка.

Три пути

Неудивительно, что в Госдуме сейчас лежат сразу три законопроекта против дебоширов. Один, внесенный группой из 13 депутатов еще осенью 2013 года, предлагает ввести в Уголовный кодекс отдельную статью "Хулиганство на борту воздушного судна" за грубое, с применением насилия или угрозой насилия нарушение порядка. В случае принятия документа дебоширам будет грозить штраф от 300 до 500 тысяч рублей и до 5 лет лишения свободы. При отягчающих обстоятельствах штраф вырастет до 1 млн, а срок - до 7 лет.

Также авторы законопроекта предлагают наделить весь экипаж такими же правами в борьбе с дебоширами, что и у командира. Наконец, авиакомпаниям хотят официально разрешить создавать черные списки. И не пускать на борт граждан, признанных судом виновными в хулиганстве на борту, в течение ближайших 5 лет. Правда, закон в Госдуме явно забуксовал, хотя и не снят с рассмотрения.

Лучше складывается судьба законопроекта, внесенного депутатами Ярославом Ниловым и Андреем Свинцовым при поддержке еще трех коллег. Тут законодатели ограничились одними черными списками, зато попадание в них не привязано к решениям суда. Достаточно не выполнить распоряжения командира экипажа или нарушить правила поведения на борту воздушного судна, чтобы остаться без полетов на ближайшие 5 лет.

Больше года назад документ приняли в первом чтении. Но дальше дело пока не пошло. Возможно, из-за отсутствия ясной однозначной формулировки этих самых правил поведения на борту.

Наконец, самый свежий почин исходит от группы сенаторов, внесших свой законопроект в июне прошлого года. Тут предлагается другой подход: введение дифференцированной ответственности для воздушных хулиганов.

Во-первых, к статье КоАП, посвященной безопасности полетов, добавляется новая часть. Если законопроект примут, то за невыполнение "правил поведения пассажиров на борту воздушного судна, установленных перевозчиком" придется заплатить 1-2 тысячи рублей.

Вместе с тем вводится и новая уголовная статья "Нарушение правил безопасности на воздушном судне". Тут уже все серьезно: до 300 тысяч штрафа и до 2 лет тюрьмы в самом легком варианте. В случае аварии или при угрозе насилия - уже до 5 лет. А если хулиганство привело к авиакатастрофе - то до 10 лет тюрьмы.

Попадание в черные списки тут тоже привязано к тяжести содеянного. Виновников административного правонарушения можно будет не пускать в самолеты 2 года. А осужденных по новой уголовной статье - 5 лет.

Каждый из этих законопроектов исключает два других. И по какому пути пойдут российские законодатели, пока говорить рано. Но что-то делать, безусловно, придется. Ведь дебошир на борту - это не просто досадное недоразумение, а реальная угроза другим пассажирам....
Авторские права на данный материал принадлежат «Огонек». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка