О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Добролет" - хроника широко объявленной смерти

Руководство компании "Аэрофлот" приняло решение о ликвидации ООО "Добролет". Закрытие юридического лица ставит точку в короткой истории существования российского государственного лоукостера

Руководство компании "Аэрофлот" приняло решение о ликвидации ООО "Добролет". Закрытие юридического лица ставит точку в короткой истории существования российского государственного лоукостера.

Появление "Добролета" противоречило плану стратегического развития группы компаний "Аэрофлот", утвержденному в 2011 году. Бюджетный перевозчик планировалось создать на базе "Оренбургских авиалиний", на тот момент - одного из лидеров отрасли (~2,5 млн пассажиров в год). Тем не менее, лоукостер начали строить с нуля.

Официально "Аэрофлот" представил свою "дочку" - бюджетного перевозчика - в октябре 2013 года. Через два месяца "Добролет" начал процедуру получения сертификата, и одновременно развернул агрессивную рекламу.

Проблемы возникли с аэропортом базирования. "Сажать" бюджетного перевозчика в Шереметьево материнская компания не захотела. Были поданы заявки в Домодедово и Внуково, однако там новому клиенту оказались не рады. В результате местом базирования "Добролета" все же стал аэропорт ШРМ.

В 2014 году "Добролет" намеревался открыть 11 маршрутов из Москвы с суммарной частотой 150-190 парных рейсов в неделю. Специалисты выражали сомнения по поводу как целесообразности числа полетов по ряду направлений, так и способности перевозчика обеспечить интенсивную эксплуатацию самолетов.

Полеты планировалось начать в мае. Однако по состоянию на этот месяц парк перевозчика состоял из двух самолетов - а законодательство предусматривало регулярную эксплуатацию при наличии минимум восьми, а чартерную - трех  бортов. В итоге "Добролету" все же разрешили выполнять фактически регулярные рейсы, имея три борта. Третьим самолетом стал переданный материнской компанией SSJ-100, который стоял "на всяк случай".

24 марта Дмитрий Медведев поручил "Аэрофлоту" рассмотреть вопрос об использовании лоукостера для перевозки туристов в Крым.

В конце апреля был предъявлен публике первый самолет в "ливрее" лоукостера - Boeing 737-800 (серийный номер 41991, регистрационный номер VQ-BTS - Бермудские острова). В мае "Добролет" получил второй борт того же типа (с/н 41992, VQ-BTG). Два самолета компания должна была получить в августе, а к концу года ее парк должен был состоять из восьми бортов.

Самолеты были взяты в лизингу BBAM Aircraft Leasing and Management. В российских СМИ компанию называли ирландской - но на самом деле она зарегистрирована в США, а в Ирландии находится один из ее филиалов. Официальным лизингодателем (по данным сайта BBAM) выступал "Аэрофлот".

22 мая "Аэрофлот" заявил, что поначалу "Добролет" будет летать исключительно в Симферополь.

26 мая "Добролет" открыл продажу билетов. Их минимальная стоимость (в одном направлении) составила 979,5 руб., максимальная - 3499 рублей. Ранее "Аэрофлот" по призыву президента РФ Владимира Путина снизил цены на крымском направлении до 7500 рублей (в оба конца).

Расписание "Добролета" предусматривало, что "разворот" (время от посадки до взлета) в Симферополе будет составлять 45 минут. Специалисты выражали сомнения, которые позже оправдались - "скорректированное" оборотное время превысило три часа.

28 мая гендиректором "Добролета" стал Андрей Калмыков. Он сменил Владимира Горбунова (экс-главу лоукоста "АвиаНова"). Калмыков летом 2013 года был отстранен от должности первого заместителя гендиректора АФЛ после возбуждения уголовного дела. Кадровые перестановки руководством "Аэрофлота" и "Добролета" не комментировались.

По данным "Добролета", на 28 мая продажа билетов обещала загрузку рейсов в Симферополь (11-22 июня) на уровне 99,9%, а в обратном направлении (27-30 июня) - на 100%. Забегая вперед: по итогам работы в июне самолеты компании налетали 251 час и перевезли 19,1 тыс. чел. В пересчете на полный месяц это дает налет на один борт в пределах 170-ти часов - что недостаточно для рентабельности даже "нормального" перевозчика, не говоря уж о бюджетном. Загрузка кресел составила 88,6%. Это весьма высокий показатель, но он далек от "анонсированного".

6 июня открылись продажи билетов на июль. Однако тарифы уже выросли - она менялись регулярно, причем в сторону увеличения. Колл-центр работал с ценой 55-60 рублей за минуту. За оплату банковской картой взималось 2%. Сколько у "Добролета" стоило бортовое питание, выяснить так и не удалось.

10 июня состоялся первый рейс "Добролета". На церемонии присутствовал глава правительства РФ Дмитрий Медведев.

В конце июня "Добролет" анонсировал продажу билетов в Волгоград, Самару, Пермь, Уфу, Сургут, Екатеринбург Казань. Начало полетов в СПб было отложено - по информации перевозчика, а/п "Пулково" отказался предоставить льготные тарифы.

3 июля "Добролет" объявил, что со следующего дня прекращает выполнение полетов. Причина - включение компании в "черный список" ЕС, в результате чего от сотрудничества отказались лизингодатель и Lufthansa Technik (сервисное обслуживание).

Почему "под раздачу" попал именно "Добролет" - загадка. Полеты в Крым выполнял десяток российских перевозчиков. АФЛ передал "санкционные" самолеты "Оренбургским авиалиниям", а новый владелец в начале августа объявил о продаже билетов на рейсы Москва-Симферополь-Москва, выполняемые по программе авиакомпании "Добролет". Европа не прореагировала. Тогда же бюджетный перевозчик подписал "прямой" контракт с "Боингом" на поставку 16-ти новых самолетов в 2017-18 годах и внес предоплату.

Можно констатировать, что санкции носили разовый и заведомо демонстрационный характер. Тем не менее, "Добролет" был закрыт, а вместо него появился другой бюджетный перевозчик.

Причины, побудившие "Аэрофлот" заняться заведомо нерентабельными в России бюджетными перевозками, что называется, лежат на поверхности. Во-первых, это было нужно Савельеву для обоснования ряда льгот: обнуления пошлин на иностранные лайнеры, возможности приглашения пилотов-нерезидентов, введение невозвратных тарифов, снижения веса бесплатно перевозимого багажа, снижения норм бортпитания, теперь вот еще и обвербукинг собираются узаконить.

Во-вторых, "Аэрофлот" может использовать "карманного лоукостера" в качестве демпингового тарана против конкурентов. Не зря ведь "Добролет" так и не подступился к полетам в Петербург - там бы он создал серьезную конкуренцию материнской компании. А вот появление лоукостера на не слишком загруженных маршрутах для "Аэрофлота" особого значения не имеет - в отличие от перевозчиков "меньшего масштаба".

То, что "Добролет" был заведомо убыточным и дотировался АФЛ (а это и есть демпинг), как бы, не считается. "Аэрофлот" имеет некоторый запас финансовой прочности за счет "пролетных". Да и государство, в случае чего, деньжат подкинет, ведь бюджетные перевозки - это социально значимая задача. При этом АФЛ еще и инспирирует обвинения конкурентов в демпинге - они снижать цены на билеты права не имеют.

Во что обошелся "Аэрофлоту" (и государству) проект "Добролет" неизвестно, и вряд ли станет известно в будущем. Но деньги там были серьезные. Теперь "лоукост-феникс" возродился под брендом "Победа". Интересно, какой будет его судьба?...
Авторские права на данный материал принадлежат «Finam.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка