Источник: телеканал «Телеканал "Звезда"»
Автор: Дмитрий Юров
Опубликовано: 31.07.2015, 19:22

S-300M: как беспилотный тезка ракетного комплекса поможет разведке


На вооружение армии Росси в ближайшее время могут поступить сразу несколько новейших беспилотных летательных аппаратов. Самый перспективный из них - S-300M, уже в августе будет запущен в серийное производство.

"Орион"

Беспилотник, который разрабатывается компанией "Транзас" - это первый в стране летательный аппарат для непрерывного наблюдения. БПЛА, способный при достаточно небольших размерах находится в небе целые сутки и при этом неустанно "мониторить" обстановку на поверхности - разработка уникальная. По количеству нововведений в области авионики, систем управления и других технических решений беспилотник от "Транзас" соперничает уже не только с российскими, но и с большинством зарубежных аналогов того же класса. Эксперты отмечают, что "Орион" существенно отличается от своих зарубежных конкурентов в первую очередь тем, при каких температурах и погодных условиях может применяться. Отвечая на вопрос о том, какие задачи может выполнять российский беспилотник, авиационный инженер и специалист в области авионики и систем управления Вячеслав Васильев отметил, что в первую очередь новый беспилотник заслуживает внимания по части электронного оборудования на борту:

"Безусловно, летные характеристики у него тоже весьма неплохие, все-таки 24 часа в воздухе - это показатель серьезный, однако, то, что он может нести на борту - это тема особенно интересная. Помимо фото- и видеоаппаратуры, в теории, этот БПЛА можно оснастить системами наблюдения в инфракрасном спектре, тепловизорами, подвесить ОЛС (оптико-локационный комплекс), разработать под него контейнеры с системами радиоэлектронной борьбы вполне по силам КРЭТ, так что потенциал колоссальный и уже не важно, по сути, где беспилотнику придется работать и в каких условиях. Он выдержит, я уверен, и Арктику, и юг России с его высокой влажностью, северные районы страны или любые другие".

Несмотря на то, что "Орион" позиционируется как разработка гражданская, заинтересованность в таких летательных аппаратах со стороны Минобороны России, по мнению специалистов, лишь дело времени, а учитывая, что этап "продувки" в аэродинамических трубах ЦАГИ этот беспилотник уже прошел, то разработка и постройка "глаза орла" вышли на финишную прямую.

"Альтиус"

"Альтаир", или по другим данным "Альтиус" - еще один перспективный российский беспилотник. Взлетная масса до пяти тонн, современное бортовое и навигационное оборудование, многозадачность и универсальность - краткое описание БПЛА "Альтиус". Опытный образец этого летательного аппарата был продемонстрирован министру оборону России Сергею Шойгу два года назад. Специалисты в области авиации и авиационных систем утверждают, что "Альтиус" вот-вот встанет на крыло. БПЛА классической схемы, больше похожей на маленький самолет с V-образным оперением имеет на каждом крыле по турбовинтовому двигателю и в перспективе может выполнять задачи, имея на подвесках до полутора тонн полезной нагрузки. О целях и применении беспилотника специалисты-авиастроители, изучающие особенности всех отечественных БПЛА говорят осторожно:

"Полторы тонны нагрузки могут быть как гражданского назначения, например для МЧС, так и, разумеется, военного. В случае с военными, безусловно, пока только в теории, беспилотник можно оснастить даже летальным оружием, но вопрос по разработке оружия, конечно, должен находиться в компетенции серьезного ОКБ, имеющего большой опыт работы с такими изделиями. Остальное оборудование, обеспечивающее наблюдение, на нем вполне можно разместить без всяких проблем", - считает инженер-авиастроитель и специалист в области БРЭО Андрей Коновалов.

В 2016 году, когда БПЛА "встанет на крыло", станут известны уже официальные его характеристики, которые в данный момент скрыты грифами секретности.

S-300M "Буревестник"

Созвучный с легендарным комплексом ПВО беспилотник S-300M "Буревестник", который разработчики и руководители компании "Беспилотные системы" обещают представить на грядущем авиасалоне "МАКС-2015", в компании из более "тяжелых" собратьев оказался не случайно. Именно "Буревестник" в отличие от многих опытных БПЛА, прошел весь цикл заводских испытаний и уже в августе начнется его серийное производство. Небольшой, легкий беспилотник, способный нести полезную нагрузку на трех точках подвеса, по словам авиационных экспертов, станет настоящей палочкой-выручалочкой как для федеральных служб по охране промышленных и природных объектов, так и для структур силовых.

На аппарате, выполненном по схеме "летающее крыло", установлена лазерная подсветка, что позволяет выполнять целеуказание, и специальная система автоматического отсоединения консолей крыла, которая позволяет самостоятельно отделяться в случае жесткой посадки, снижая энергию удара и предохраняя самолет от поломки.

"Относительно применения столь небольших летательных аппаратов можно смело ставить галочки напротив всех федеральных ведомств, которые потенциально его могут использовать", - рассказал телеканалу "Звезда" инженер-авиастроитель завода "Авиакор" Владимир Толоконцев. - Он подойдет и для разведки во время боя и во время подготовительных мероприятий, для наблюдения за особо важными объектами... в любую погоду, в любой ветер. Насколько я знаю, ветер до 15 метров в секунду для него не помеха. Так что это - находка для разведчиков".

"Буревестник" - это лишь первая ласточка в линейке беспилотников, ожидающих российскую авиационную промышленность. Специалисты отмечают, что внимание к авиационной промышленности сейчас со стороны государства беспрецедентное. Программа перевооружения и глубокого, качественного обновления вот-вот начнет поставлять стране высокотехнологичные летательные аппараты как гражданского, так и военного назначения.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 31 июля 2015 года | Дайджест публикаций за 31 июля 2015 года
Авторские права на данный материал принадлежат телеканалу «Телеканал "Звезда"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: АЛЬТАИР, Группа компаний "ЗАЛА АЭРО", Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского, Авиакор-авиационный завод, Ту-136, ЮГ, (в процессе тестирования)