Источник: газета «Коммерсантъ»
Автор: Елизавета Кузнецова, Иван Сафронов, Елена Киселева
Опубликовано: 04.08.2015, 09:07

На честном слове и одном ПД

Россия может отказаться от импортных авиадвигателей


На фоне западных санкций вице-премьер Дмитрий Рогозин предложил в перспективе вообще отказаться от кооперации с иностранцами в сегменте авиационного двигателестроения - причем не только с Украиной, но и с французской Snecma по проекту Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100). По данным "Ъ", для SSJ-100 попытаются адаптировать двигатель ПД-14, разрабатываемый к 2018 году Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК). Но есть риск, что Snecma, которая, по словам источников "Ъ", уже высказывала недовольство малым объемом заказов на свои двигатели, в таких условиях может сама покинуть проект.

Российский авиапром в перспективе сможет заменить зарубежные двигатели на отечественных самолетах SSJ-100, МС-21 и вертолете Ми-26, а также создать двигатель для проектируемого российско-китайского тяжелого вертолета, заявил вчера вице-премьер Дмитрий Рогозин в ходе рабочей встречи с Владимиром Путиным. По словам вице-премьера, уже найдено "одно интереснейшее решение". Создание двигателя требует больше времени, чем разработка самолета,- от трех до пяти лет, заявил господин Рогозин, поэтому необходимо создавать "опережающий задел" на базе Пермского моторного завода (ПМЗ, входит в ОДК). На его мощностях создается семейство двигателей нового поколения на базе унифицированного газогенератора, что "позволит расширить сегмент авиационного двигателестроения с тягой на взлете от 9 до 16 тонн", отметил вице-премьер.

Сейчас серийное производство двигателей для авиатехники сосредоточено на ПМЗ. Основной продукт - разработки пермского КБ "ОАО "Авиадвигатель"": двигатель ПС-90А для Ту-204, Ту-214, Ил-96-300 и транспортного Ил-76МФ. Один из самых больших заказов - поставка 156 ПС-90А-76 для военно-транспортных Ил-76МД-90А, с разработкой МС-21 ключевым проектом станет ПД-14, сейчас идет подготовка к серийному производству. К 2016 году должна завершиться разработка технологий, подготовка оснастки, нестандартного оборудования, с 2018 года начнутся серийные поставки ПД-14.

Предложение Дмитрия Рогозина отказаться от кооперации с иностранцами выглядит неожиданно. Еще в июне глава сектора продаж корпорации "Иркут" (разрабатывает МС-21, входит в Объединенную авиастроительную корпорацию - ОАК) Валерий Луньков рассказал, что ПД-14 будут устанавливаться при поставке самолета Минобороны и госорганам, а для коммерческих клиентов предусмотрен американский GTS Pratt & Whitney. На SSJ-100 устанавливаются двигатели SaM-146 компании PowerJet - СП НПО "Сатурн" и французской Snecma (входит в группу Safran). ОДК, по данным источников "Ъ", обсуждала планы увеличения инвестиций в производство SaM-146. "Речь идет о внесении дополнительного взноса в уставный капитал PowerJet",- говорит один из них. Инвестбюджет ОДК в рамках СП оценивается в 2,9 млрд руб., корпорация уже вложила 718 млн руб. Планируется к вложению еще 2,2 млрд руб., в том числе 349 млн руб. до конца года. При этом программа SaM-146 - одна из самых затратных у ОДК. В 2012 году на нее выделили 15,8 млрд руб. (рекорд среди запущенных 19 инвестпроектов ОДК), уже освоено 15,33 млрд руб. Впрочем, как писал "Ъ" в июне, Snecma, по данным источников "Ъ", и так была недовольна малым и нестабильным числом заказов на SSJ-100 и двигатели для них (см. "Ъ" от 15 июня).

Вчера в Snecma на запросы "Ъ" не ответили. В ОДК заявили, что еще на старте проекта семейства двигателей ПД было заложено "применение унифицированного газогенератора, на базе которого можно создать линейку перспективных изделий", в том числе и ПД-10 с тягой 10,9 тонны для семейства SuperJet (перспективная модель SSJ-130). ОДК "крайне необходимо опережающее открытие работ по созданию научно-технического задела и программ по разработке двигателей". В ОАК поддержали создание в РФ собственных авиадвигателей, это "повысит устойчивость развития отрасли и позволит создавать в России больше добавленной стоимости".

Дмитрий Рогозин попросил Владимира Путина изменить структуру расходов в ОПК, совместив технологии в корабельном и авиационном двигателестроении. По словам источника "Ъ", близкого к руководству ОДК, двигатели с тягой 9-18 тонн предлагается создавать на базе ПД-14 (планируется шесть модификаций), а с тягой 20-35 тонн - на базе модернизированного газогенератора НК-32. Решение об унификации напрашивается, признается источник "Ъ" в правительстве: так, различные версии Ми-26 оснащались производимыми украинской "Мотор Сич" Д-136 и АИ-136. Заниматься импортозамещением всех типов двигателей одновременно крайне сложно, говорит он, а с экономической точки зрения - просто нереализуемо. "Начав сейчас работы по созданию двигателей на двух базовых, через два-три года мы сможем выйти на конкретный результат без дополнительных финансовых затрат",- добавил он.

Эксперт портала Aviation Explorer Владимир Карнозов говорит, что до сих пор в мире не было примеров создания турбовальных двигателей для вертолетов и турбореактивных для самолетов на основе единого газогенератора, но технически такое возможно и укладывается в тенденции развития мирового моторостроения. Базовый ПД-14 разрабатывался для МС-21, и это семейство самолетов окажется в выигрыше от расширения программы - за счет снижения себестоимости единицы продукции при большей серийности, полагает господин Карнозов, но для SSJ-100 ПД-14 избыточен. Эксперт отметил, что промышленность РФ может создавать силовые установки с высокими техническими параметрами, но соперничать с западными конкурентами сложно, поскольку те за счет высокой серийности на мировом рынке могут снизить стоимость единицы продукции.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 4 августа 2015 года | Дайджест публикаций за 4 августа 2015 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: МС-21, Мотор Сич (Motor Sich Airlines), Рогозин Дмитрий, Объединенная авиастроительная корпорация, ОДК-Авиадвигатель, МОТОР СИЧ, Научно-производственное объединение "Сатурн", МОТОР СИЧ, ОДК-Пермские моторы, Ми-26, MD 902, Ан-32, Ту-204-100, SSJ-100, Ил-96-300, Ту-214, Авиационная промышленность (в процессе тестирования)