Источник: газета «Business Class»
Опубликовано: 07.08.2015, 10:00

Кто построит новый аэропорт Перми?


Одним из прорывных проектов в Пермском крае станет возведение нового терминала аэропорта "Большое Савино". В конкурсе на строительство участвуют 11 компаний. Business class разбирался в теме вместе с экспертами - строителями и архитекторами, участвующими в новом проекте.

Импортозамещение - федеральный запрос

Политическая и социально-экономическая ситуация последнего года подводит к выбору генерального подрядчика в русле федерального курса на импортозамещение, который взяли российские власти. "Прошу правительство совместно с академическим, научным сообществом, деловыми объединениями в короткие сроки определить критические точки в импортозамещении", - заявил в своем обращении еще в декабре 2014 года президент Владимир Путин. По его словам, "фундаментальная база, научные заделы - это важнейшие ресурсы развития страны, нам нужно ими эффективно распоряжаться". В частности, как объявил глава государства, Россия получила мощный импульс к научному и технологичному развитию. До этого зависимость от иностранных ресурсов проявлялась не только в импорте продукции, но и в распределении трудовых ресурсов. Так, с 2009 года Россия занимала первое место в рейтинге HSBC по зарплатам иностранных топ-менеджеров, каждый третий из которых получал более $250 тыс. в год. По данным рейтинга, в среднем по сравнению с россиянами экспат обходился компаниям дороже примерно в 2-3 раза.

Непростая экономическая ситуация потребовала от участников рынка сокращения затрат. В январе 2015 года правительство официально представило антикризисный план до 2016 года, направленный на стабилизацию экономической ситуации в стране. Одной из его основных частей стал курс на импортозамещение. В апреле этого года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение, согласно которому при строительстве стадионов к чемпионату мира по футболу 2018 года иностранные стройматериалы должны быть заменены на отечественные. "Необходима корректировка проектной документации стадионов для проведения в России чемпионата мира по футболу в части замены оборудования и материалов иностранного производства российскими аналогами, упрощения технологических решений кровли стадионов и их архитектурного облика", - говорится в комментарии к документу, подписанному главой правительства.

В условиях экономической нестабильности и высокой волатильности валютного рынка курс на импортозамещение означает большую финансовую стабильность. По словам экспертов, иностранные компании привыкли к валютным контрактам, поэтому не могут спланировать должным образом свои расходы по проекту, до 40% которых они рассчитывают в валюте. Кроме того, в зону риска входят компании, специализирующиеся на строительстве объектов одного типа.

Большой интерес

4 августа АО "Международный аэропорт "Пермь" начал вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе по выбору генерального подрядчика строительства нового аэропорта "Большое Савино". Начальная цена договора генподряда - 4,961 млрд рублей. Всего заявки поступили от 11 компаний, сообщила пресс-секретарь аэропорта Юлия Отраднова. Большинство участников отбора оказались турецкими компаниями.

До 7 августа проходит проверка соответствия содержания документов заявленным требованиям. Далее начнется этап конкурентных переговоров с оставшимися участниками. Итоги планируют подвести 20 августа. В рабочую группу вошли генеральный директор аэропорта Эдуард Кошенсков, генеральный директор компании "Новапорт" Сергей Рудаков, генеральный директор КРПК Кирилл Хмарук, юристы обществ, а также представители министерств транспорта, по регулированию контрактной системы в сфере закупок и по управлению имуществом и земельным отношениям.

Согласно проекту, общая площадь здания нового терминала аэропорта составит 29 тыс. кв. м. Терминал сможет обслуживать до 2-3 млн пассажиров в год с пропускной способностью в часы пик 904 человека. Трехэтажный аэровокзал будет оснащен тремя посадочными галереями с тремя телетрапами и возможностью наращивания инфраструктуры.

От аэропорта - к транспортному узлу

Во время подписания соглашения с инвестором проекта нового аэровокзального комплекса - ООО "Новая Колхида" - Виктор Басаргин не исключил возможности создания транспортного узла и на базе аэропорта. "Очень важно искать способы финансирования программ развития не из бюджета, а за счет средств инвесторов, развивать государственно-частное партнерство", - считает он. "Мы видим, что есть все шансы на западе Перми собрать аэротрополис, то есть кластер производств и сервисов, которые будут тяготеть к аэропорту. Обычно рубль, потраченный на аэропорт, порождает три рубля, которые инвестируются вокруг аэропорта. Примерно в таком же соотношении рождаются рабочие места вокруг аэропорта", - отметил тогда владелец холдинга "Новапорт" Роман Троценко.

Реконструкция аэропорта в Перми станет первым крупным инфраструктурным проектом в регионе за последнее время, но за ним могут последовать и другие. Так, активно обсуждается строительство транспортно-пересадочного пункта на базе вокзала Пермь II с привлечением частного инвестора. Как неоднократно заявлял Виктор Басаргин, регион открыт для инвестиций, а пока Пермский край ждет надежных строителей, которые сделают первый шаг в реализации этих масштабных планов.

Экспертиза

Строительство аэровокзального комплекса несравнимо по сложности с возведением жилых домов или торговых центров. Работа над таким высокотехнологичным объектом, как аэропорт, требует подрядчика с разноплановым опытом. Генеральный директор крупного российского участника конкурса - компании "РД Констракшн" Олег Жуков в комментарии для газеты Business Class отметил: "К реализации таких проектов слишком рискованно привлекать компании, которые строили только один тип объектов, ведь подрядчику придется одновременно решать множество разноплановых задач", - утверждает он. По словам эксперта, от потенциального подрядчика строительства пермского аэропорта требуется опыт создания сложных инфраструктурных объектов в сжатые сроки, в том числе и в рамках государственного заказа.

Один российский подрядчик уже приступил к работе над проектом. Разработкой дизайна для пермского аэропорта занимается известное московское архитектурное бюро UNK project. В отделке аэропорта будут использованы характерные мотивы, связанные с культурой и историей Пермского края. Проект требует высокого качества инженерного оборудования и отделки для международного аэропорта, сопоставимого с объектами коммерческой недвижимости класса "А".

Учредитель и главный архитектор бюро UNK project Юлий Борисов подчеркивает важность того, чтобы такие значимые для страны проекты реализовывали именно российские генподрядчики. "В нашей стране уже есть компании, которые могут вывести пермский проект на международный уровень. Более того, строительство таких объектов позволяет российским игрокам нарастить дополнительные компетенции, делает их более конкурентоспособными в мировом масштабе", - подчеркнул архитектор.

UNK project в настоящий момент сотрудничает с "РД Констракшн" в рамках возведения объектов российского наукограда "Сколково", которое курирует председатель Правительства России. Дмитрий Медведев лично посещал эти объекты 3 июня в рамках ежегодного слета старт-апов Start Up Village 2015, чтобы проконтролировать, что строительство идет качественно и по графику.

"Еще недавно Россия была страной, которая импортировала технологии, теперь у нас появились собственные наработки, которые мы можем предложить миру", - подчеркивает Олег Жуков.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 7 августа 2015 года | Дайджест публикаций за 7 августа 2015 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Business Class». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Басаргин Виктор, Троценко Роман, Рудаков Сергей, Международный аэропорт "Пермь", Новапорт (в процессе тестирования)