Автор: Дмитрий Варягов
Опубликовано: 12.08.2015, 19:29
 

Авиакомпании вошли в пике?

Долговое давление повысилось у всех, но что предлагают авиакомпаниям вместо лечения?


[image]

Несмотря на разгар летних отпусков, когда миллионы людей отправляются на отдых, а туристические организации подсчитывают выручку, ряд авиакомпаний обратились за кредитами. Сразу два авиаперевозчика первого эшелона получили миллиардные кредиты от Сбербанка. И если кредит в размере полутора миллиардов рублей, который получила компания "Уральские авиалинии", вряд ли кого-то удивит, то обращение за кредитными средствами "Аэрофлота" вызывает недоумение. По данным сайта госзакупок, "Аэрофлот" объявил о закупке услуг по предоставлению невозобновляемой кредитной линии на сумму не более 12,7 млрд рублей с ОАО "Сбербанк России".

С учетом нового кредита ведущий авиаперевозчик страны заметно пополнит объем своих обязательств. Как следует из отчета "Аэрофлота" по РСБУ за 6 месяцев 2015 г., размещенного на официальном сайте компании, долгосрочные обязательства компании составляют 12,08 млрд рублей, краткосрочные достигли уже 103,17 млрд рублей. В этом же отчете речь идет и о серьезных убытках компании. Хотя выручка за полугодие и выросла на 48,2% по сравнению с показателями годичной давности, коммерческие расходы, увеличившиеся в 3,3 раза до 47,022 млрд рублей, уменьшили прибыли. Чистый убыток ПАО "Аэрофлот" по итогам шести месяцев 2015 года составил 1,063 млрд рублей.

Похоже, не спасают ситуацию и так называемые роялти. Авиакомпания получает, по данным открытых источников и как сообщают СМИ, порядка 200-300 млн долларов, которые платят зарубежные авиаперевозчики за право пролетать над Россией. При этом в 2009 году было заявлено об отказе от этих средств. Тогда говорилось, что без учета "пролетных" компания уже шесть лет является убыточной. А сегодня получается, что и с роялти авиаперевозчик стал убыточным?

Минэкономики проанализировало тенденции развития и перспективы гражданской авиации на 2015-2016 годы и пришло к неутешительным выводам. Эксперты отмечают, что к сложностям в отрасли привели использование избыточных провозных емкостей, то есть большого количества самолетов, которые летают полупустыми, а также высокая закредитованность компаний. "В Минэкономики считают, что уход с рынка ряда крупных компаний неизбежен", — говорил на страницах газеты "Коммерсантъ" заместитель министра экономического развития Евгений Елин. Таким образом, в зоне риска находится даже крупнейшая авиакомпания страны.

Компания продолжает активно наращивать провозные емкости. Только за первые шесть месяцев 2015 года авиакомпания увеличила парк на семь воздушных судов, говорится в сообщении "Аэрофлота" о производственных результатах за полугодие.

Озвучиваемые замминистра Евгением Елиным, который стал одним из инициаторов мониторинга в сфере гражданской авиации, меры вряд ли смогут быстро оздоровить отрасль и вывести ее из кризиса. Без крупных игроков и отрасли гражданских перевозок как таковой не будет. В таком случае напрашивается неприятный вывод: чиновники, похоже, забывают о тех, кто пострадает больше всего - обычных людях, пассажирах. Ведь граждан уход с рынка основных крупных перевозчиков коснется в первую очередь. Кто-нибудь задумывался о последствиях таких решений?

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 12 августа 2015 года | Дайджест публикаций за 12 августа 2015 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Московский комсомолец». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Эйр Астана, Уральские авиалинии (Ural Airlines), Сокол, Сибирь (S7 Airlines), Аврора (Aurora Airlines), МЧС России, Мотор Сич (Motor Sich Airlines), Волга-Днепр (Volga-Dnepr Airlines), ВИМ-АВИА (VIM Airlines), Аэросвит (AeroSvit), АС, Аэрофлот - российские авиалинии, Авиакомпания "Уральские авиалинии" (в процессе тестирования)