Источник: компания « ПАО "ОДК - Сатурн"»
Опубликовано: 14.08.2015, 11:45

17 августа исполняется 100 лет со дня рождения конструктора авиадвигателей Петра Алексеевича Колесова


17 августа исполняется 100 лет со дня рождения Петра Алексеевича Колесова (1915 - 2004) - профессора, доктора технических наук, главного конструктора Рыбинского конструкторского бюро (1960 - 1984). Торжественное возложение цветов к могиле Петра Алексеевича состоится в Москве на Перепечинском кладбище. В церемонии примут участие молодые специалисты ОАО "НПО "Сатурн" и ветераны предприятия, работавшие вместе с П. А. Колесовым.

Генеральный конструктор ОАО "НПО "Сатурн" Юрий Шмотин: "Двадцать четыре года Петр Алексеевич Колесов отвечал за судьбу Рыбинского конструкторского бюро моторостроения. Под его руководством в КБ были разработаны двигатели для первых отечественных: сверхзвукового ракетоносца, сверхзвукового пассажирского самолета, сверхзвукового самолета вертикального взлета и посадки. Каждый из этих двигателей опережал время и был новым шагом в отечественном двигателестроении. И сегодня конструкторская служба компании использует задел, созданный по инициативе, под руководством и при активном участии Петра Алексеевича Колесова".

Петр Алексеевич Колесов родился 17 августа 1915 года в селе Емельяново Калининской области в семье сельского учителя и домохозяйки. Окончил сельскую школу и семилетку в Калинине. В 1931 году он переехал в Москву, где поступил на конструкторские курсы Глававиапрома. Занимаясь на курсах, (в марте 1932 г.) был направлен на работу в ЦИАМ техником-конструктором. С этого времени у семнадцатилетнего Петра Колесова началась более полувековая карьера конструктора.

Работать в ЦИАМе Петру Алексеевичу было чрезвычайно интересно, здесь вот уже два года были сосредоточены талантливые инженерные силы страны в области моторостроения. Позднее из этих кадров вышли генеральные конструкторы: А. А. Микулин, С. К. Туманский, В. А. Добрынин, В. Я. Климов и другие.

Петр Колесов разрабатывал под руководством профессора В. И. Кирсанова топливную аппаратуру для моторов. Он считал профессора своим первым большим учителем, привившим ему интерес к конструкторской и экспериментальной работе.

В ЦИАМе молодой техник-конструктор успешно трудился более трех лет, ощущая необходимость в инженерном образовании. Это привело его в 1935 году на моторный факультет Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе (МАИ).

В годы учебы в институте он продолжал конструкторскую деятельность: участвовал в создании редуктора для вертолета И. П. Братухина, разрабатывал у профессора В. И. Кирсанова на заводе № 33 установки для исследования агрегатов непосредственного впрыска топлива в цилиндры мотора. В период дипломного проектирования работал на кафедре Теории авиационных моторов у профессора А. В. Квасникова. Там он выполнял расчеты системы регулирования поршневого мотора М-250, разрабатывавшегося в КБ-2 МАИ. В марте 1941 года, после окончания МАИ, Колесов был направлен в Воронеж, в опытный отдел моторного завода № 16, где под руководством Добрынина строился М-250. Там произошла знаменательная встреча двух конструкторов - 46-летнего Владимира Алексеевича Добрынина, уже отмеченного правительственными наградами за мотор, обеспечивший всемирно знаменитые полеты экипажей В. П. Чкалова и М. М. Громова, и 26-летнего Петра Колесова. Добрынин руководил Рыбинским КБ 20 лет, до 1960-го, Колесов - 24 года. До 1960 года было еще долгих 20 лет.

Первые пять лет он работал инженером-конструктором в группе кривошипно-шатунного механизма и картера поршневых моторов. Школа, возглавлявшаяся Добрыниным, всегда была новаторской, устремленной в неизведанное будущее - в этом секрет быстрого роста ее учеников. В 1946 году инженер-конструктор Петр Колесов назначается ведущим конструктором, руководителем группы кривошипно-шатунного механизма и картера - сложнейших узлов поршневого мотора. Когда началась доводка комбинированного поршневого мотора ВД-4К, Колесов стал его ведущим конструктором.

Работа осложнялась применением впервые в мировой практике трех импульсных турбин и турбокомпрессора с регулируемым реактивным соплом, а также короткими сроками, отпущенными на создание уникального мотора. Ситуация обострялась выдачей заданий двум КБ: Рыбинскому и Пермскому. Победитель получал право установки моторов на дальние стратегические бомбардировщики Ту-85. Соревнование было выиграно: единственным поставщиком моторов для самолета Ту-85 осталось Рыбинское КБ. Это была победа и ведущего конструктора Петра Алексеевича Колесова, за что ему была присуждена Государственная премия.

В начале 1952 года в КБ была завершена работа над поршневыми моторами. Был осуществлен переход на принципиально новые реактивные двигатели.

В апреле 1952 года правительство своим постановлением обязало КБ создать турбореактивный двигатель ВД-5 для дозвукового стратегического бомбардировщика КБ В. М. Мясищева. Взлетная тяга задана 13000 кгс, что в полтора раза больше тяги самого мощного в мире отечественного двигателя АМ-3. На всю работу, до предъявления на государственные стендовые испытания, отводился 21 месяц. 9 февраля 1953 года началась его доводка.

Далее КБ работало над ТРД ВД-7Б, ТРДФ ВД-7М и РД-7М-2, запущенными в серийное производство и принятыми на вооружение ВВС. Петр Алексеевич был ведущим конструктором двигателя ВД-7Б. В 1956 году он возглавил конструкторский отдел, а в 1959-м был назначен заместителем главного конструктора.

В период получения задания по двигателю РД-7М-2 (1960 г.), заказанного для первого отечественного сверхзвукового ракетоносца (1800 км/час), КБ работало под руководством Петра Алексеевича Колесова. За этим двигателем последовали РД36-41 для самолета Т-4 с длительной крейсерской скоростью 3000 км/час, РД36-51А и РД36-51В для первого отечественного сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144Д, РД36-51В - для первого отечественного сверхвысотного самолета М-17 ("Стратосфера"), большое семейство подъемных и бустерных двигателей, создававшихся по личной инициативе Петра Алексеевича и примененных на самолетах П. О. Сухого, А. И. Микояна, А. С. Яковлева, О. К. Антонова, А. К. Константинова.

Сочетание качеств, необходимых конструктору и организатору, встречается в одном человеке нечасто. П. А. Колесов ими обладал. Автор 43-х изобретений и ряда научных трудов позволил руководимому им Рыбинскому КБ быть одним из ведущих в отрасли.

В 1984 году Петр Алексеевич Колесов вышел на пенсию. И до 1995 года он продолжал работать в должности ведущего конструктора - старшего научного сотрудника.

Деятельность П. А. Колесова отмечена присуждением ему трех Государственных премий СССР (1951, 1971, 1979 гг.), двумя орденами Ленина (1966 и 1971 годы), орденами Октябрьской Революции (1976 год) и Трудового Красного Знамени (1957 год), медалями, знаком "Почетный авиастроитель" (1987 год).

ОАО "Научно-производственное объединение "Сатурн" - двигателестроительная компания, специализируется на разработке, производстве и послепродажном обслуживании газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации, кораблей Военно-морского флота, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок. Объединение является членом Общероссийской общественной организации "Союз машиностроителей России".
ОАО "НПО "Сатурн" входит в состав АО "Объединенная двигателестроительная корпорация" и является головным предприятием дивизиона "Двигатели для гражданской авиации" - бизнес-единицы ОДК - созданного 09.10.2012г. на базе предприятий: ОАО "НПО "Сатурн", ОАО "Авиадвигатель", ОАО "ПМЗ", ЗАО "Металлист-ПМ", ОАО "Энергетик-ПМ", ЗАО "Моторсервис-ПМ", ЗАО "Железнодорожник-ПМ".

АО "Объединенная двигателестроительная корпорация" (входит в Госкорпорацию Ростех) - интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики. Одним из приоритетных направлений деятельности ОДК является реализация комплексных программ развития предприятий отрасли с внедрением новых технологий, соответствующих международным стандартам. Выручка холдинга в 2014 году составила 199,9 млрд рублей.

Государственная корпорация "Ростех" - российская корпорация, созданная в 2007 году для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. В ее состав входит более 700 организаций, из которых в настоящее время сформировано 9 холдинговых компаний в оборонно-промышленном комплексе и 5 - в гражданских отраслях промышленности, а также 22 организации прямого управления. В портфель Ростеха входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, Вертолеты России, ВСМПО-АВИСМА и т.д. Организации Ростеха расположены на территории 60 субъектов РФ и поставляют продукцию на рынки более 70 стран. Выручка Ростеха в 2013 году составила 1,04 трлн рублей. Налоговые отчисления в бюджеты всех уровней превысили 138 млрд рублей.

 
Ссылки по теме: Другие пресс-релизы « ПАО "ОДК - Сатурн"» | Все пресс-релизы
Дайджест прессы за 14 августа 2015 года | Дайджест публикаций за 14 августа 2015 года
Авторские права на данный материал принадлежат компании « ПАО "ОДК - Сатурн"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Победа, Шмотин Юрий, Авиакомпания "Победа", Ростехнологии, Союз машиностроителей России, Объединенная двигателестроительная корпорация, ОДК-Авиадвигатель, Вертолеты России, Моторсервис-ПМ, Научно-производственное объединение "Сатурн", Аэромеханика, Климов, Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова, ОДК-Пермские моторы (в процессе тестирования)