Источник: газета «Коммерсантъ»
Автор: Николай Сергеев; Евгения Сычева
Опубликовано: 17.08.2015, 09:40

Вертолет заставил туристов спасаться вплавь

Руководство "ВТБ лизинга" попало в авиакатастрофу у Шантарских островов


Пять человек, в том числе заместитель гендиректора АО "ВТБ лизинг" Александр Кузьменко, пропали без вести и, очевидно, погибли в результате катастрофы вертолета Ми-8Т авиакомпании "Восток" в Охотском море. Компания во главе с гендиректором "ВТБ лизинга" Андреем Коноплевым, взяв отпуска, отправилась в экстремальный тур на Шантарские острова (Хабаровский край). Однако старый вертолет, арендованный организаторами поездки, рухнул возле берега. В результате до конечной цели маршрута туристам пришлось добираться вплавь в ледяной воде.

15 августа в 17:20 по местному времени (10:20 по московскому времени) вертолет Ми-8T АО "Авиакомпания "Восток", арендованный известным путешественником, организатором экстремальных туров в Хабаровском крае Игорем Ольховским и его компаньоном и партнером по компании "Рыболовные экспедиции" Максимом Зотовым для гостей из Москвы, вылетел из поселка имени Полины Осипенко в бухту Онгачан. Там можно наблюдать первозданную природу, китов, которые походят близко к берегу, и диких зверей. Кроме того, расположенные рядом острова являются местом рыбалки.

Последний сеанс связи командира экипажа вертолета Сергея Ошлакова с Николаевским диспетчерским пунктом состоялся в 16:17 по местному времени; экипаж доложил о том, что собирается совершить посадку в бухте Онгачан примерно через час. Однако в 17:20, когда был запланирован новый радиоконтакт, экипаж на связь с диспетчерами не вышел.

Еще через некоторое время пилот Ошлаков доложил на Большую землю по спутниковому телефону о том, что произошла катастрофа: из 16 человек (3 члена экипажа и 13 пассажиров) спаслись 11. Еще пятеро пропали без вести.

По словам членов экипажа, в полете, когда до вертолетной площадки бухты оставалось менее километра, отказал двигатель Ми-8. Машина начала резко снижаться, и командир, решив, что до земли они не дотянут, приказал членам команды и пассажирам десантироваться в воду. Отметим, что Ми-8Т имеет два двигателя - при отказе одного из них другой должен автоматически выходить на режим повышенной мощности, удерживая машину в горизонтальном полете. Дублируются и другие важнейшие узлы и агрегаты вертолета, в том числе и генераторы. Однако Ми-8 RA-22559, на котором выполнялся полет, был довольно старой машиной. Казанский авиазавод построил его еще в сентябре 1979 года. Вначале Ми-8 эксплуатировался местным подразделением "Аэрофлота", затем - UTair, а с 2011 года - авиакомпанией "Восток". На момент ЧП вертолет находился в эксплуатации более 36 лет, что является критичным для машина данной серии. Поэтому, считают эксперты, отказ систем был вполне вероятен.

До того как вертолет рухнул в воду, большинство находившихся в нем людей, по словам членов экипажа, успели покинуть его. До берега вплавь им пришлось преодолеть от 70 до 150 м. Отметим при этом, что температура воды в бухте не превышала 5-7 градусов. До земли удалось добраться всем трем членам экипажа, организаторам тура, гендиректору "ВТБ лизинга" Андрею Коноплеву, двум его заместителям Анатолию Воронецкому и Надежде Фоменко, а также еще трем пассажирам.

Пятеро участников перелета - заместитель гендиректора АО "ВТБ лизинг" Александр Кузьменко, сотрудник той же компании Владислав Гоголев, а также Станислав Хачатурян, Ирина Барышникова и Дмитрий Круковский пропали без вести.

Проведя часть вечера на берегу, туристы отправились на базу "Рыболовных экспедиций", до которой было несколько десятков километров. Оттуда они еще несколько раз выходили на связь с диспетчерами и спасателями, однако вертолет Ми-8 той же авиакомпании "Восток" из-за непогоды смог забрать пострадавших только в воскресенье. Для этого им пришлось вернуться с базы на место катастрофы - вертолет, как выяснилось, затонул метрах в 70 от берега, и из воды была видна часть его фюзеляжа.

Как сообщили в ГУ МЧС по Хабаровскому краю, в 21:00 по местному времени (14:00 по московскому времени) вертолет приземлился в малом аэропорту Хабаровска. "В город доставлены семь пассажиров вертолета. Все они в удовлетворительном состоянии. Двое из них доставлены в больницу, остальные отправлены в гостиницу",- сообщили в ГУ МЧС.

На месте катастрофы остались члены экипажа и Игорь Ольховский, которым предстоит дать показания следователям Дальневосточного следственного управления СКР на транспорте, возбудившим уголовное дело по ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта), а также помочь спасателям и водолазам, которые сегодня планируют обследовать упавший вертолет.

В авиакомпании "Восток" от комментариев по поводу ЧП вчера воздержались. Представители следствия сообщили, что изъяли образцы топлива, которым перед вылетом заправлялся Ми-8, а также полетную документацию. Причины катастрофы установят специалисты Межгосударственного авиационного комитета, которые уже начали техническое расследование происшедшего. В ВТБ "Ъ" сообщили, что представители группы находятся в контакте с экстренными службами и правоохранительными органами.

По данным "Ъ", в экстремальный тур топ-менеджеры "ВТБ лизинга" отправились в свой отпуск, самостоятельно оплатив путешествие. Они и раньше бывали в труднодоступных местах России.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 17 августа 2015 года | Дайджест публикаций за 17 августа 2015 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Восток, Авиакомпания "Восток", Авиакомпания Utair, Ми-8, Ми-8Т (в процессе тестирования)