Источник: газета «Коммерсантъ - Приложения»
Автор: Мария Рыбакова
Опубликовано: 20.08.2015, 09:56

Небесное электричество


Создание полностью электрического самолета (ПЭС) позволит уменьшить вес бортового оборудования не менее чем на 3,5 тонны и на 15-20% повысить топливную экономичность. В России одной из флагманских компаний, ведущих работу в этом направлении, является холдинг "Технодинамика".

Разработка концепции полностью электрического самолета началась в конце 1970-х годов. ПЭС - это самолет с единой централизованной системой электроснабжения, обеспечивающей все его энергетические потребности. Основная составляющая концепции - отказ от гидравлических и пневматических элементов и переход на их электрические аналоги.

В России разработка ПЭСа была прервана в 1990-е годы, однако не так давно решено было ее возобновить. Работы над созданием полностью электрического самолета ведутся в рамках комплексной госпрограммы с учетом уже созданного научного задела и запуска программ "Самолет-2020", второй генерации самолетов SSJ 100, МС-21 и других перспективных воздушных судов.

"Использование различных по принципу действия агрегатов на самолете - какие-то гидравлические, какие-то электрические - приводит, во-первых, к усложнению системы управления самолетом и, во-вторых, к увеличению веса самолета",- отмечает генеральный директор центра проектирования холдинга "Технодинамика" Виктор Николенко.- .

Реализация концепции полностью электрического самолета, согласно расчетам, позволит существенно уменьшить вес бортового оборудования - не менее чем на 3,5 тонны, а также на 15-20% повысить топливную экономичность. Кроме того, это повысит надежность и ресурс самолета, снизит стоимость его эксплуатации и улучшит летно-технические и экологические характеристики. Станет намного проще и система управления воздушным судном.

Международный опыт показывает, что концепция отказа от гидроприводов себя оправдывает: на самолете Airbus А380 электрогидростатические приводы используются в качестве резервных. Это позволило отказаться от третьей центральной гидросистемы, что обеспечило уменьшение массы самолета на 450 кг. На истребителях F-35 в системе управления полетом используются только электрогидростатические рулевые приводы, что позволило уменьшить массу системы управления на 300 кг. Одной из наиболее продвинутых работ в рамках концепции ПЭС является электропривод колеса шасси, разработанный крупнейшим в стране производителем авиационного оборудования холдингом "Технодинамика". Новинка будет представлена на авиасалоне МАКС-2015 и представляет собой электродвигатель, который устанавливается на колеса самолета и позволяет ему двигаться по перрону без включения маршевых двигателей.

"Таким образом, экономия времени использования маршевых двигателей на земле может достигать и 40 минут. Экономия при использовании ЭПК может составить до $3,5 на пассажира. Денежная выгода появится и за счет экономии топлива - до 200 л за процедуру взлета, и за счет соответствия новым экологическим нормам",- отмечает генеральный директор холдинга "Технодинамика" Максим Кузюк.

Именно на электроприводе колеса шасси могут быть обкатаны важнейшие элементы электросистемы будущего - суперконденсаторы. Это элементы, которые будут выдавать пиковые токи для запуска установки. "Проблема энергообеспечения борта заключается в том, что разные агрегаты требуют разной нагрузки,- объясняет директор научно-технического центра ОАК Владимир Каргопольцев. По его словам, это требует нового подхода - оптимального управления полной энергией самолета, и ключевую роль здесь играют именно производители авиационного оборудования, от которых зависят характеристики создаваемых агрегатов.

"Рынок станет восприимчивым к решениям в сфере мотор-колеса тогда, когда создаваемые агрегаты продемонстрируют эффективность для эксплуатантов,- считает глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.- Но очевидно, что, когда это произойдет, состоится революция в авиастроении, которая даст лидерам в этой гонке заметные рыночные преимущества".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 20 августа 2015 года | Дайджест публикаций за 20 августа 2015 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ - Приложения». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: МС-21, Кузюк Максим, Холдинг "Технодинамика", Объединенная авиастроительная корпорация, Пантелеев Олег, Отраслевое агентство "АвиаПорт", Электропривод (в процессе тестирования)