Источник: газета «Независимое военное обозрение»
Автор: Виктор Литовкин
Опубликовано: 21.08.2015, 08:01

В небе над Жуковским

Авиасалон МАКС входит в элиту мировых оружейных выставок


25 августа в подмосковном Жуковским открывается двенадцатый Международный авиакосмический салон МАКС-2015. Он закроется 30 августа, и в его работе примут участие сотни российских и зарубежных оборонных предприятий и фирм. И хотя, по словам заместителя генерального директора госкорпорации "Ростех" по внешнеэкономической деятельности Дмитрия Шугаева, количество западных военных компаний, которые примут участие в выставке, сократилось из-за санкций, их представительство все же будет значительным. Как сообщил Шугаев, "национальные экспозиции представят Франция, США, Белоруссия, Швеция, Бельгия, Иран, Чехия. Самая крупная - это Франция, 24 компании будет представлено. Америку шесть компаний представят". А среди фирм свои экспозиции предложат специалистам и зрителям такие гиганты авиакосмической промышленности, как "Эрбас" (Airbus), "Боинг" (Boeing), "Пратт энд Уитни" (Pratt&Whitney), "Сафран" (Safran), "Роллс-Ройс" (Rolls-Royce), которые, несмотря ни на что, продолжают сотрудничество с отечественным ОПК и полностью сохранили объем своего участия в выставке. А на место ушедших компаний из Украины и Израиля пришли представители Китая, которые увеличили свою экспозицию по сравнению с 2013 годом в три раза, а еще промышленники и бизнесмены Турции, Южной Африки и других стран.

Всего среди зарубежных участников в Жуковском будет более 30 стран и 156 экспонентов. Что, хотят об этом слушать за океаном или не хотят, станет еще одним доказательством того, что самонадеянные и высокомерные заявления неких американских лидеров и поддакивающей им прессы о том, что "Россия полностью изолирована", не выдерживают никакой критики и абсолютно не соответствуют реальной действительности. Но бог им судья.

Сюрпризы салона

Жуковский, конечно же, представит на своих выставочных площадках всю богатейшую линейку российских авиационных и космических систем и комплексов. Специалисты и зрители обязательно увидят наши многофункциональные истребители, в том числе и опытный самолет пятого поколения Т-50, фронтовые бомбардировщики и штурмовики с маркой "Су" и "МиГ" на фюзеляже, палубные самолеты, дальние и стратегические модернизированные бомбардировщики Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160, военно-транспортные Ил-76МД различных модификаций, воздушные топливозаправщики, самолеты дальней радиолокационной разведки и наведения А-50, учебно-боевые Як-130, спортивные и исторические летательные аппараты, беспилотники, вертолеты самых разных предназначений и марок, зенитно-ракетные комплексы и сами зенитные ракеты, противотанковые управляемые комплексы, системы береговой обороны, ракетные и авиационные двигатели, радиолокаторы, космические аппараты и даже трехметровый макет первой частной легкой ракеты-носителя "Таймыр"…

Всего не перечислить. МАКС славится тем, что на нем можно встретить и, что называется, потрогать собственными руками все то, чем наша страна постоянно удивляет самых искушенных специалистов в области авиации и космоса и что составляло и всегда будет составлять гордость отечественной оборонной промышленности, ее армии и флота.

И, не забудем и это, заставляет умерить агрессивный пыл некоторых недоброжелателей.

Авиасалон в Жуковском всегда славился своими сюрпризами. Будут они, естественно, и сейчас. Обо всех рассказать невозможно, выделим только один, точнее два - это пара самолетов Великой Отечественной войны Douglas С-47 ("Дуглас" Си-47), созданных в далеком 1942 году и выполнивших перед прибытием на салон перелет по маршруту Аляска-Сибирь-2015. По нему в годы войны США поставляли нам по ленд-лизу самолеты и другую боевую технику и имущество. Интересно, что вели эти самолеты, купленные у американцев, наши летчики-испытатели 1-го класса Валентин Лавреньев и Александр Рябинин. Механиками у них были граждане США. И начав свой путь из аэропорта Грейт-Форс (штат Монтана), они пролетели до Подмосковья через Канаду, Аляску, Чукотку, Якутию, Восточную и Западную Сибирь, Урал и половину Центральной России более 6,5 тыс. км. При этом, как и в 40-е годы прошлого века, на "Дугласах" не было оборудования для обогрева кабины, антиобледенителей, средств навигации и радиолокации. Но если наши пилоты преодолели этот путь летом, то в те годы летали и зимой, и осенью. И если самолет вдруг приземлялся где-то в тайге  то он и его экипаж были обречены.

Сегодня мало кто знает, что за годы войны по маршруту Аляска-Сибирь на фронт было доставлено 7926 самолетов. Советский Союз потерял на этом маршруте 44 летательных аппарата и 115 членов экипажа. Американцы - 133 самолета и около 150 летчиков. Слово "около" тут не случайно. Пропавших без вести на трассах ленд-лиза ищут до сих пор.

Еще одно дополнение к теме. После окончания работы МАКСа-2015 оба "Дугласа", на бортах которых выписаны имена летчика-космонавта Алексея Леонова и маршала авиации Евгения Логинова, будут безвозмездно переданы в Музей Вооруженных сил России и займут свое место в его филиале в парке "Патриот".

Не знаю, кому как, но, на мой взгляд, конечно, главным сюрпризом МАКСа-2015 будет великолепная летная программа. В небе над ЛИИ имени Громова в Жуковском будут летать все - "Дугласы", ПАК ФА, новенький Ил-76МД-90А, истребители, бомбардировщики и штурмовики строя, вертолеты - боевые, военно-транспортные, десантные, морские, пожарные и учебные, стратеги и изюминка любой авиационной выставки - пилотажные группы российских ВВС "Русские витязи", "Соколы России", "Стрижи" и "Беркуты" на вертолетах Ми-28Н. Многие люди приезжают на МАКС, чтобы еще и еще раз полюбоваться теми фигурами высшего пилотажа, которые умеют крутить в подмосковном небе наши кудесники воздушной акробатики. Коллеги, которые пару месяцев назад вернулись с аналогичного авиасалона в Ле Бурже под Парижем, говорили мне, что он в этом году был на редкость скучным - в воздухе не было ни американцев (проигнорировали), ни наших (не позвали).

Все познается в сравнении

Напоминание о прошедшем с 15 по 21 июня авиасалоне в Ле Бурже невольно натолкнуло на сравнение нашей авиакосмической выставки в Жуковском с крупнейшими авиационными и оружейными салонами мира. Мне повезло - за свою журналистскую биографию пришлось поработать и в Ле Бурже, и на Фарнборо под Лондоном, и в Йоханнесбурге в Южной Африке, в Дубае и Абу-Даби на юге Аравийского полуострова, в Куала-Лумпуре и Лангкави в Малайзии, в Нью-Дели и Бангалоре, в Рио-де-Жанейро, чилийском Сантьяго и в перуанской Лиме… Могу сопоставить: ни одна из перечисленных выставок не сравнится с МАКСом по насыщенности, эффективности и зрелищности пилотажной программы.

Конечно, это выглядит завораживающе, когда над твоей головой в каких-то десятках метров почти бесшумно проплывает, как огромный воздушный кит, плавно покачивая крыльями, бело-голубой "Боинг-787" или такой же необъятный "Аэробус-380", что можно увидеть в Ле Бурже. Но только у нас в Жуковском удасться полюбоваться "коброй Пугачева", которую на Су-30 поднимет свечой в небесный зенит Сергей Богдан, застывая там на мгновенье, а потом, медленно сползая с выключенными двигателями на хвосте истребителя по вычерченной в голубизне траектории вниз, вдруг опрокидывается через голову навзничь и, словно подхваченный ветром, уходит по глиссаде на новый финт. Или вот это - как Юрий Ващук крутит свой истребитель в горизонтальной проекции вокруг своей оси на одном месте, будто осенний лист танцует вальс в прозрачном от синевы воздухе. А ты, человек с дипломом о высшем образовании, никак не можешь понять, почему законы физики и всемирного тяготения позволяют делать это летчику и машине, которая весит 30 с лишним тонн!

Но не только неповторимой программой высшего пилотажа отличается салон в Жуковском. Только здесь можно увидеть почти все, чем богата наша авиационная, космическая, двигательная, боеприпасная промышленность, предприятия ПРО и ПВО, радиоэлектронной борьбы и систем управления… За границу все экспонаты не вывезешь. И дорого, и не всегда там хотят видеть то, что превосходит их продукцию по многим компонентам. А промышленность пользуется представленной на МАКСе возможностью. Несмотря даже на то, что и на площадях ЛИИ имени Громова выставочные площади стоят немало, почти столько же, сколько где-нибудь в Фарнборо. Но игра стоит свеч - столько специалистов, а еще возможных потребителей продукции российской оборонки, как здесь, нигде не бывает. А еще только здесь ты, журналист, пишущий на военные темы, можешь встретить всю элиту оборонно-промышленного комплекса.  Можешь поговорить с выдающимися отечественными инженерами и конструкторами.

Правда, известен МАКС в журналистской среде и тем, что в день, когда его посещает первое лицо, работать представителям пишущей братии очень сложно. Перекрываются входы и выходы в выставочные павильоны, не попасть даже в пресс-центр, который почему-то военно-промышленная комиссия при правительстве вдруг захотела использовать для своего заседания… Ни на одной зарубежной выставке ты не заметишь, что на ней присутствует государственный лидер, если, конечно, не встретишься с ним и с сопровождающими его лицами где-то на переходе от одного павильона к другому или возле какого-то интересного экспоната.

Проигрывает пока МАКС другим салонам и по транспортной доступности, хотя за последние годы сделано для этого немало, и по части организации нормальной работы журналистов. Не будем вспоминать, что в Дубае и Абу-Даби коллег не только бесплатно поят кофе, чаем и водой, но и кормят - все-таки "богатенькие буратины" могут себе позволить такую роскошь. Правда, чай, кофе и воду за так можно попить и в Ле Бурже, и в Бангалоре, и даже в Лиме. Но мы - не бедные, можем сами себе купить, что надо, речь не об этом. Просто там всегда к услугам журналистов красочные ежедневные новости от самого салона, от фирм, от предприятий, тебя просто закидывают информацией. В Жуковском все тоже сейчас появилось, но почему-то не в таком масштабе. Почему-то считается, что журналисты - далеко не главные люди на салоне.

Наверное, это действительно так. Но кто, если не пишущая и снимающая братия, расскажет о том, что знают и чем гордятся люди, заинтересованные в продвижении своей продукции в армию и на мировые оружейные рынки? Кто, если не коллеги, могут зацепить на крючок интереса потенциального покупателя, партнера, бизнесмена, правительственную и военную структуру, готовую выложить деньги за распиаренное "железо", которое по своим тактико-техническим, да и, чего греха таить, эстетическим качествам превосходит аналогичную продукцию конкурента? К сожалению, эти банальные истины очень медленно доходят и до некоторых организаторов отечественных оружейных выставок (конечно же, не только в Жуковском), и до руководителей и пресс-секретарей некоторых оборонных фирм.

Сегодня многие структуры научились, как говорится, продвигать в общественные массы свой высокий потенциал и имидж. Чего только стоят проведенные недавно Министерством обороны международный военно-технический форум "Армия-2015" и Армейские международные игры-2015?! Не собираюсь никому делать комплименты, но то, как они были организованы, какая блестящая и эффективная работа была проведена теми людьми, которые их подготовили, которые вложили в нее весь свой неисчерпаемый креативный талант и умение превратить деловое на первый взгляд мероприятие в эффектное всеармейское шоу,  этому, на мой взгляд, стоит поучиться. И такое умозаключение, по мнению автора, относится не только к авиасалону в Жуковском.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 21 августа 2015 года | Дайджест публикаций за 21 августа 2015 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ващук Юрий, Богдан Сергей, Эрбас, Ростехнологии, Авиасалон, Компания Boeing в России и СНГ, Ми-28Н, Т-401, Т-501, Т-420, Су-30, М-201, А-50, Д-41, Ту-95МС, Ту-160, С-37, Як-130 (в процессе тестирования)