Источник: газета «Независимое военное обозрение»
Автор: Виктор Литовкин
Опубликовано: 21.08.2015, 08:12

Полет небесной "Арматы"

На крыло истребитель пятого поколения поставил летчик Юрий Ващук


Истребитель пятого поколения Т-50, который еще именуют ПАК ФА - перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, как и танк Т-14 на базе гусеничной платформы "Армата", как, впрочем, и продемонстрированные на Параде Победы 9 Мая этого года тяжелая боевая машина пехоты и тяжелый бронетранспортер на этой же гусеничной базе, гусеничные бронетранспортер и БМП "Курганец-25", колесный бронетранспортер "Бумеранг", каждый в своем классе, - называют новым российским прорывом в создании современных, высокоинтеллектуальных систем вооружений и комплексов боевой техники. Ничем не уступающим западным, а по кое-каким тактико-техническим характеристикам и превосходящим их. Что признают многие военные авторитеты. Отечественные и зарубежные.

Эксперты практически не сомневаются, что разрабатываемый в России истребитель пятого поколения Т-50 превзойдет американские аналоги F-22 и F-35. "Самолет показывает прекрасные характеристики, у него прекрасная система вооружения как по земле, так и по воздуху. Самолет практически незаметен", - утверждает  главком ВВС России генерал-полковник Виктор Бондарев. Чуть ли неодновременно с ним с аналогичными оценками выступили и некоторые американские аналитики, которых трудно заподозрить в стремлении бескорыстно превозносить российское вооружение. Вот, например, прямая цитата из интервью экс-начальника разведки ВВС США генерал-лейтенанта Дэйва Дэптула: "Представленные характеристики ПАК ФА, с которыми я познакомился, демонстрируют современные технические решения, которые по крайней мере такие же, а по некоторым показателям даже превосходят американские самолеты пятого поколения. ПАК ФА, безусловно, по сравнению с F-35 обладает большей гибкостью в сочетании с отличным аэродинамическим дизайном".

Мнения генералов - это, конечно, здорово. А что думают о Т-50, истребителе пятого поколения, те летчики, которые их испытывают и которые на них летают? Для поиска ответа на этот вопрос автор поехал в подмосковный Жуковский на встречу с заслуженным летчиком-испытателем, Героем России Юрием Ващуком.

На острие прорыва

Юрий Ващук, можно прочитать в Интернете, - заслуженный летчик-испытатель РФ, Герой РФ, заместитель начальника летной службы, летчик-испытатель фирмы "Сухого", мастер спорта международного класса по высшему пилотажу. Его коллеги рассказывали мне, что он летал практически на всех самолетах ОКБ, в том числе и на Су-47 "Беркут" (опытном истребителе с обратной стреловидностью крыла), испытывал машины фирмы на флаттер (проверка конструкции самолета на прочность), на большие углы атаки, на режимы сверхманевренности без управляемого вектора тяги, на сваливание в штопор… Словом, специалист, который, как говорят, прошел в своем деле огонь и воду, дважды катапультировался из аварийных машин. Он, думал я, должен беспристрастно оценить новый истребитель.

Но я, конечно, ошибался. Нельзя быть беспристрастным к машине, на которой совершил более 70 полетов, проверил ее на возможных и невозможных режимах и которую полюбил, что называется, всем сердцем. Я пытался выведать у Ващука, чем Т-50 лучше истребителей, на которых он раньше летал - на тех же Су-34, Су-30МКИ или Су-35? Но Юрий Михайлович был непоколебим.

- Не буду никакие машины сравнивать. Потому что они разные. Может, по классу одинаковые - все истребители. Но напрямую их сравнивать нельзя. Все-таки это разные поколения. Тем более Су-34 - истребитель-бомбардировщик, он другой.

- Тем не менее, - не отступал я, - есть же какие-то параметры, по которым можно говорить, что этот самолет четыре и два плюса, а этот уже пятое поколение?

- Нет, это просто другой самолет. Здесь все по-другому. Не летчику это не объяснишь.

- Ну, попытайтесь.

- Он легче в управлении. Проще, как мне кажется. Я по своему призванию пилотажник и вижу, что у нас все самолеты всегда делаются для летчика. Не хочу противопоставлять никакие фирмы, но на нашей все самолеты создаются для летчика. И от поколения к поколению, из года в год все делается для максимальной эффективности применения этого комплекса пилотом. И доводка Т-50 для этого сейчас и проводится. Чтобы его было легко эксплуатировать строевым летчикам. Ну, например, как велосипед. Взял и покатил.

- И все же, - настаивал я, - есть какие-то детали. Ну, например, все показатели выводятся на остекление кабины, на шлемофон…

- Понимаете, - объясняет Ващук, - есть проект, есть тактико-технические требования военных, есть определенный процесс создания машины, которая должна обеспечить военный, технологический и коммерческий приоритет нашей страны перед зарубежными истребителями. В том числе и перед американскими. Сейчас есть Т-50 - опытная машина, которая проходит определенные этапы испытаний. Потом будут первые серийные самолеты уже с маркой "Су". График создания самолета выполняется. В полном соответствии с теми стандартами, которые существуют и на Западе. Я уже 23 года работаю на фирме и знаю, что при всех идеальных условиях время создания самолета сократить или перескочить нельзя, несмотря на современные технологии проектирования, производства и испытаний. Это как рождение ребенка. Соберите девять женщин, но за месяц они одного малыша не родят. Должен пройти определенный природой срок.

И насколько я знаю, программа государственных совместных испытаний проходит четко, в соответствии с утвержденными сроками. По предварительным итогам, как утверждают инженеры и конструкторы, можно твердо сказать, что проект успешно реализуется. Внедряются современные инновационные наработки в создание бортового радиолокационного комплекса самолета и двигателя, отрабатывается применение на самолете современных авиационных средств поражения. Я сам во всех этих процессах участвую. И при этом никакие санкции нам не мешают. Все основные системы работают на отечественных комплектующих.

Процесс идет

Перед поездкой в Подмосковье в ЛИИ им. Громова я поинтересовался у специалистов ОКБ, какие у них ближайшие планы по проведению испытаний Т-50. Сейчас на аэродроме в Ахтубинске, сообщили мне, в работе три машины, еще одна в Жуковском. Пятая восстанавливается после пожара двигателя на заводе в Комсомольске-на-Амуре. Мы планируем увеличить число опытных самолетов, что позволит резко интенсифицировать летные и наземные испытания. Тем более что в решающую фазу входят и работы по созданию критически важных систем для ПАК ФА. Сегодня на базе задела по изделию 117С разрабатывается двигатель, который обеспечит революционные характеристики самолета. При этом уже сейчас он имеет лучшие характеристики в своем классе, обладает повышенной эксплуатационной технологичностью, на нем реализованы меры по обеспечению его малой заметности, а значит, и самого Т-50. Кроме того, стоимость серийного двигателя окажется самой маленькой по цене для продукции такого класса. Объединенная двигателестроительная корпорация, сообщили военному обозревателю ТАСС, планирует в перспективе создать двигатель "второго этапа", который будет на 15-18% эффективнее нынешнего мотора под кодом "Изделие 117".

Принципиальное значение тут имеют не количественные показатели эффективности (хотя они тоже весьма важны), а качественный прирост возможностей. Оснащенный новым двигателем истребитель способен совершать длительный полет на сверхзвуковой скорости без использования форсажа. Практически получит так называемый крейсерский сверхзвук, наличие которого является важнейшим признаком пятого поколения.

А еще, продолжили в ОКБ, концерн "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) ведет для нас разработку прицельно-навигационного комплекса и другого бортового радиоэлектронного оборудования Т-50. Наконец, на заключительный этап вышла разработка новой платформы для новых современных авиационных средств поражения. При этом речь идет не просто о создании нескольких новых ракет, а целого их комплекса, который должен быть готов к принятию на вооружение одновременно с окончанием испытаний самого самолета. Таким образом, чуть ли не впервые в советской/российской практике процесс создания истребителя и оружия для него синхронизирован. Сами новые ракеты отличаются от предыдущего поколения меньшими размерами, что позволит размещать их внутри фюзеляжа самолета. У них повышенная дальность, высокая маневренность, всепогодность и улучшенные головки самонаведения. Дальность некоторых из них возросла благодаря применению новых двигателей в полтора раза. За счет комплекса бортового оборудования обеспечивается значительное превосходство не только над самолетами поколения 4++ (Су-35 и Су-30СМ, Rafale, Eurofighter), но и над зарубежными аналогами пятого поколения (F-22 и F-35). Благодаря новой начинке ПАК ФА сможет на качественно новом уровне выполнять поставленные задачи, недостижимые до настоящего момента ни одним боевым авиационным комплексом такого класса.

Против кого дружим

Я спросил у Юрия Ващука: зачем нам истребитель пятого поколения? С кем воевать на таком самолете? С американцами и их F-22 и F-35? Вряд ли они рискнут совершить агрессию против нашей страны, у которой есть на всякий случай ракетно-ядерное оружие. Да и НАТО тоже, думаю, не сунется, несмотря ни на какие свои громкие заявления. А для того чтобы воевать с "Аль-Каидой" или боевиками ИГ, такой истребитель - слишком большая роскошь. Можно обойтись проверенным в Афганистане Су-25 или в конце концов Су-34…

- Не думаю, что тут все так однозначно и оптимистично, как вы предполагаете, - отвечает летчик-испытатель. - Вот США зачем-то подтянули свой F-22 в Европу. Зачем? Рассчитывать на то, что в Пентагоне и в НАТО все умные и здравомыслящие люди, я бы не стал. Когда анализируешь всю международную ситуацию, прошедшие и неутихающие войны в Ираке, Афганистане, в Ливии и Сирии, складывается впечатление, что у кого-то очень больная голова. То, что сейчас происходит на восточных границах Европы, тоже лишено всякой нормальной логики. Считаю, что Т-50 для того и создается, чтобы остудить слишком горячие головы.

- То есть вы хотите сказать, что ПАК ФА - что один из элементов сдерживания вероятного высокотехнологичного противника?

- Конечно. Не нужно бросаться в крайности, отбрасывать какие-то виды вооружений, как это было в 50-е годы прошлого века, когда один из руководителей нашего государства приказал резко сократить боевую авиацию, потому что в будущей войне мы будем воевать одними ракетами. А нынешние войны показывают, что начинаются они с массированных воздушно-ракетных ударов. Не исключено, что в перспективе и с ударов из космоса. И от того, что мы сможем противопоставить, как будем готовы грамотно и эффективно противодействовать авиации противника, зависит результат вооруженного конфликта.

Создатели Т-50 говорили мне примерно то же самое, что высказал и Юрий Ващук.

- Проект пятого поколения имеет огромное значение для обеспечения военной безопасности России, обеспечения технологического прогресса в авиационной промышленности нашей страны и, пусть это не покажется странным, сохранения ее коммерческих позиций на мировом рынке вооружений. В современных военно-политических условиях, когда США и их союзники усиливают давление на Россию с целью принудить ее отказаться от проведения независимой суверенной внешней и оборонной политики, поддержание высокого уровня обороноспособности государства и ее армии становится приоритетной национальной задачей.

Опыт вооруженных конфликтов последних десятилетий показывает, что основным военным инструментом проведения гегемонистской политики Запада является использование количественного и качественного превосходства в воздухе. Соответственно категорически необходимо создать боевые средства противодействия воздушному агрессору. А среди них - не только мощные и эффективные средства ПРО и ПВО, но и собственные военно-воздушные силы. Обратите внимание, говорили мне на улице Поликарпова, первый в мире серийный истребитель пятого поколения F-22 американцы никуда не экспортируют. Он стоит на вооружении лишь ВВС США. Более того, на международных выставках они демонстрируют его только в воздухе, а если он оказывается на стоянке, то к нему подойти невозможно. Они тщательно оберегают свои конструктивные секреты. А вот F-35 изначально замышлялся как массовая машина, предназначенная в том числе и к поставкам за рубеж. Причем ее обладателями в обозримом будущем станут не только участники программы JSF, но, вполне возможно, также граничащие с Россией и ее союзниками государства Восточной Европы и бывшие республики СССР. Нужно нам учитывать это обстоятельство? Безусловно, нужно. Иначе мы поступать не можем.

К тому же разработкой истребителей пятого поколения, в том числе и тяжелого класса, занимаются также в Китае, Японии и Южной Корее. Решается такой вопрос и в Турции. На этом фоне программа ПАК ФА не может не быть приоритетом для нашего Министерства обороны, авиационной промышленности и всего российского государства.

Нельзя сбрасывать со счетов и такое обстоятельство, говорят авиаторы, как продвижение наших истребителей на международные рынки вооружений. Машины поколения 4+ и 4++ будут оставаться еще конкурентоспособными по крайней мере лет 10. Но с выходом на рынок F-35 наиболее развитые и наиболее амбициозные государства сформируют спрос и на технологии пятого поколения. Игроки, не имеющие таких технологий, с рынка просто уйдут. И в рамках проекта ПАК ФА мы соединяем технологическую инновационность с инновационностью организационной. Истребитель предлагается на рынок не просто как товар. Россия создала с Индией промышленное партнерство по совместной разработке, производству и маркетингу истребителя пятого поколения на основе российского Т-50. Именно его мы и будем продвигать к обоюдной выгоде на рынки вооружений.

И, наконец, последнее по счету, но не по важности. Программа пятого поколения дала всей авиационной и смежной с ней промышленности России мощнейший инновационный импульс. Ведь создание истребителя нового поколения всегда влечет за собой переход самых разных отраслей промышленности на качественно более высокий уровень. Создаются новые технологии, новые материалы, новые компетенции, растут новые кадры. Это и есть модернизация страны, о которой мы так много в последнее время говорим.

Зачем нужна сверхманевренность

Еще один "наивный" вопрос я задал летчику-испытателю Юрию Ващуку. Мы гордимся, что наши истребители самые маневренные, даже сверхманевренные. Когда вспоминают о тактико-технических характеристиках Т-50, всегда звучат слова о том, что он тоже сверхманевренный. Но нужна ли сегодня такая сверхманевренность? Ведь сейчас, кто первый увидел противника на предельной дальности, первый выпустил по нему ракету, тот и победил. Ближних боев практически не будет.

- Тем, кто недооценивает высокую маневренность истребителей, я напоминаю эпизоды из израильско-египетской войны. Там наши старенькие МиГ-21 защищались от израильских ракет, резко уходя на вертикаль, на "колокол", и ракеты теряли цель. А потом, если я знаю, что по мне на значительном расстоянии выпустили ракету, это сообщит мне система предупреждения об атаке, то за то время, пока она подлетит ко мне, могу совершить не один маневр и применить другие бортовые средства защиты истребителя.

Примерно такая же ситуация и с ближним боем, говорит Герой России. Во времена израильско-египетского противостояния тоже считалось, что пушка истребителю не нужна, все решат ракеты. Мы дорого заплатили за это заблуждение. Оказалось, что 70% воздушных боев заканчивались на расстоянии пушечного выстрела. Пришлось возвращать пушки на самолеты. Поэтому не стоит переоценивать те или иные виды вооружений, надо комплексно развивать все, что поможет победить в бою. В ближнем или на предельной дистанции. Но у летчика должен быть набор высокоэффективных технических средств, чтобы выполнить боевую задачу. Такими средствами и оснащается Т-50.

Как достаются звезды

Естественно, я не мог не спросить у Ващука, за что он получил Звезду Героя России.

- В указе президента РФ записано: "За мужество и героизм, проявленные при испытании авиационной техники", - ответил он.

- А если конкретно?

- Конкретно сказать очень трудно. Наверное, наградили по совокупности. Летно-испытательная работа связана с опытной техникой, а она может иногда отказывать. В моей работе было много случаев, связанных с отказом техники. Некоторые запомнились больше.

- Например?

- В 2002 году у меня произошло сразу несколько аварий. В первый раз на спортивном самолете. На одном из проданных за рубеж самолетов в воздухе отсоединился элерон (один из органов управления. - В.Л.), и американец, управлявший им, решил садиться. На четвертом развороте свалился в штопор и сломал себе ключицу. Подал на фирму иск в 1 миллион долларов с претензией, что в инструкции не написано, что нельзя садиться с отсоединенным элероном.

Требовалось проверить: можно ли так садиться или нет. Но прежде необходимо было взлететь с одним элероном. Опытным путем установили, что взлететь можно.

Взлететь мне удалось, но тут проявил себя отсоединенный элерон. Он встал на упор, и самолет начал неуправляемо вращаться. Я решил помочь вращению самолета и понял, что он уже не полетит. А перед этим где-то за год на нашем самолете потерпел катастрофу англичанин, врезался в землю, а ремни остались целы. Принимаю решение срывать самолет в штопорное вращение и врезаться в землю двигателем. Но на неуправляемом вращении не все получилось, как задумал. Небольшое скольжение на правое крыло все-таки осталось. В результате осколком крыла мне отрубило пятку, сломал палец на руке, и остеклением защитного шлема порезало нос. Пятку потом пришили, палец сросся, нос тоже зажил. А в инструкцию записали, что посадка с отсоединенным элероном запрещена.

- А как с компенсацией?

- Решение садиться с поломанным элероном американец принял сам. Поэтому компенсации ему не положено. В той ситуации надо было прыгать с парашютом.

- Вам, наверное, тоже.

- Да. Но у меня была очень небольшая высота, всего 30 метров. Он бы не раскрылся. Правда, катапультироваться в том году мне все равно пришлось. Практически через полгода после испытания спортивной машины. Был у нас первый экспериментальный самолет с управляемым вектором тяги Су-37 № 711. Потом был создан серийный самолет с УВТ Су-30МКИ (истребитель для индийских ВВС. - В.Л.). С 711-го борта сняли двигатели с УВТ и поставили серийные, а систему управления самолетом оставили как на МКИ, и он стал Су-35-711. В процессе испытаний МКИ наши инженеры установили, что этот самолет может совершать те же самые маневры, что и с УВТ, но без УВТ. Самолет был уникальным. Он все делал, может, не так энергично, как с УВТ, но делал все сверхманевренные фигуры. Мы показывали его и на МАКСе, и в Корее, на выставке в Сеуле. Корейцы даже снимали на камеру его сопла, все хотели увидеть, в какой момент там включается управляемое сопло, но так и не увидели.

На машине отрабатывали много уникальных перспективных систем, мы уже были готовы продемонстрировать все возможности самолета для руководства фирмы. Но сначала нужно было совершить еще один полет, более или менее рядовой, без особой акробатики.

Я выполнил основное задание, а в конце на высоте 3 тысячи метров нужно было создать перегрузку 8.5g. После выхода на перегрузку 8.3g самолет забросило на спину и начало вращать в нормальном штопоре, он стал неуправляемым. Пришлось катапультироваться. Потом оказалось, что в оси стабилизатора был производственный дефект - нарушение технологии токарной обработки. На оси образовалась трещина, и она увеличивалась от полета к полету. Я даже рад, что все произошло на большой высоте и я успел прыгнуть. Хуже бы было, если это произошло на малой высоте при показе, у меня было бы меньше времени на принятие решения, и непонятно, куда упал бы самолет.

- А если на Су-35 поставить управляемый вектор тяги, он будет летать еще лучше?

- На Су-35 установлены двигатели с УВТ, и по маневренности он превосходит МКИ. На данный момент это самый маневренный истребитель в мире. Конечно, без УВТ они так летать не будут. Там вопрос в передних крылышках, в переднем горизонтальном оперении. Но Т-50 все равно уже другой уровень, пока для других машин недостижимый.

Мы пытались договориться с Юрием Михайловичем о фотосъемке. Хотелось сфотографировать его для материала в летном комбинезоне или со Звездой Героя на груди. Но оказалось, что в ближайшее время окошка для этого не представится. Даже в субботу. Этот день он проведет с сыном - воспитанником Монинской спецшколы с первоначальной летной подготовкой - и с другими мальчишками и девчонками на аэродроме. Ващук возглавляет Федерацию авиамодельного спорта России и практически все свое свободное время проводит с будущими летчиками и конструкторами авиационной техники. Не только учит летать самолеты, но и растит стране будущих авиаторов.

 

Дайджест прессы за 21 августа 2015 года | Дайджест публикаций за 21 августа 2015 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Беркут, Ващук Юрий, Бондарев Виктор, Концерн Радиоэлектронные технологии, Объединенная двигателестроительная корпорация, Су-30МКИ, Су-37, Су-34, Су-25, С-37, Су-35 (в процессе тестирования)