Источник: газета «Независимое военное обозрение»
Автор: Илья Рыков
Опубликовано: 21.08.2015, 08:57

Смертоносная "Оса" в новом исполнении

"Купол" представит модернизированный вариант боевой машины ЗРК "Оса-АКМ1"


Ижевский электромеханический завод "Купол", входящий в состав "Концерна ПВО "Алмаз-Антей", является производителем уникальных комплексов противовоздушной обороны малой дальности. Разработчик этих комплексов - московский "Научно-исследовательский электромеханический институт", во многих странах мира известны его зенитные ракетные комплексы "Оса" и "Тор".

Серийное производство ЗРК "Оса-АК" было освоено в начале 1970-х годов, однако такой солидный возраст - отнюдь не помеха. И спрос на комплексы семейства "Оса" по-прежнему высок. А на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2015 предприятие "Купол" представит модернизированный вариант боевой машины ЗРК "Оса-АКМ1".

ЗРК "Оса-АКМ" является всепогодным автономным самоходным средством ПВО малой дальности и предназначен для противовоздушной обороны сухопутных войск во всех видах их боевых действий, а также для обороны малоразмерных объектов от воздушных атак самолетов, вертолетов, крылатых ракет и других аэродинамических средств, выполняющих свои задачи на средних, малых и сверхмалых высотах.

В данном комплексе реализовано:

  • размещение всех боевых средств на одном колесном шасси, что обеспечивает высокую проходимость по пересеченной местности, гарантирует высокую маневренность в боевых условиях, способность без предварительной подготовки преодолевать на плаву водные препятствия и вести стрельбу с неподготовленных позиций;
  • высокий уровень автономности во время боевых действий, способность их ведения в любое время года и суток в любых климатических условиях;
  • ведение радиолокационной разведки на месте и в движении, обстрел цели одной или двумя ракетами с места или короткой остановки;
  • широкие возможности для дальнейшей модернизации;
  • возможность преобразования в мишенный комплекс "Саман".
Комплекс обеспечивает поражение целей, летящих со скоростью до 500 м/с на высотах 25-5000 м в диапазоне дальностей от 1,5 до 10 км.

Боекомплект состоит из шести ракет. Время реакции комплекса - от 26 до 40 сек. Время перехода комплекса из походного положения в боевое - не более 4 мин.

В настоящее время ЗРК "Оса-АКМ" состоит на вооружении более чем в 15 странах мира и успешно эксплуатируется на протяжении нескольких десятилетий. Он неоднократно участвовал в боевых действиях и показал отличные результаты в локальных военных конфликтах по всему миру. Обладая высоким боевым потенциалом в борьбе с классическими средствами воздушного нападения, ЗРК "Оса-АКМ" для многих государств до сих пор является основным средством ПВО малой дальности.

Однако в современных условиях в противоборстве со средствами воздушного нападения, выполненными по технологии "стелс", и высокоточным оружием в условиях интенсивного использования всех видов активных и пассивных помех ЗРК "Оса" требует усовершенствования, так как слабой стороной немодернизированного комплекса является низкая помехозащищенность и живучесть в условиях применения современных средств воздушного нападения, а устаревшая элементная база приводит к низкой надежности. Результаты боевой работы очень сильно зависят от мастерства и профессионализма боевого расчета.

Основная задача модернизации - увеличение его надежности и помехозащищенности за счет обновления устаревшей элементной базы, вследствие чего продлевается жизненный цикл комплекса еще на 10-12 лет. За счет проведения капитального ремонта с модернизацией специалисты Ижевского электромеханического завода достигли ряда преимуществ относительно прежнего комплекса, в том числе была увеличена номенклатура поражаемых целей и их предельные характеристики, скорость, высота. Кроме высокоскоростных целей комплекс может обнаруживать и поражать малоразмерные не скоростные цели типа БПЛА, что в настоящее время немаловажно. За счет автоматизации процесса снижено время реакции и сокращен боевой расчет на одного человека, при этом если раньше работа комплекса напрямую зависела от слаженности боевого экипажа, то сейчас эта зависимость значительно снижена. Установленные ЖК-индикаторы обеспечивают большую информативность экрана, применена аппаратура телекодовой связи, позволяющая стыковать БМ с вышестоящим командным пунктом и организовать работу под его управлением. Применение АРМ позволяет реализовать на них рабочее место регулировщика, где можно оперативно производить контроль технического состояния и при необходимости отладку БМ, а также документировать и анализировать на рабочем месте результаты боевой стрельбы.

Значительно повышается помехозащищенность комплекса от активных и пассивных помех. Появилась оптико-электронная система всесуточного действия, которая позволяет получить дополнительный канал обнаружения и сопровождения цели по угловым координатам.

Обновленный комплекс успешно прошел предварительные полигонные испытания, в планах - государственные испытания. По окончании государственных испытаний планируется наращивать темпы роста производства.

В перспективе предприятие планирует полностью отказаться от иностранных комплектующих, которые были применены на стадии опытных работ.

Пока модернизированные образцы БМ ЗРК "Оса-АКМ1" не запущены в серию, но уже сейчас страны, где эти комплексы стоят на вооружении, проявляют огромный интерес к модернизации. Представленная на прошедшем в июне с.г. форуме "Армия-2015" модернизированная "Оса-АКМ1" привлекла внимание и российских и иностранных военных специалистов. И этот интерес закономерен и обоснован - после ремонта и модернизации РТА ЗРК "Оса-АКМ" Вооруженные силы получают автоматизированный зенитный ракетный комплекс, с боевыми средствами, расположенными на одном шасси, который позволяет обеспечивать эффективную борьбу с элементами высокоточного оружия, самолетами, вертолетами и беспилотными летательными аппаратами.

После модернизации комплекс можно использовать в качестве мишенного комплекса и в качестве тренажера. Он позволяет тренировать расчет боевой работы без использования реальных целей и ракет. При этом существует возможность пуска имитатора воздушной цели по различным траекториям полета, имитации различной воздушной обстановки и имитации пуска ракет по выбранным имитированным целям. Доработка боевой машины ЗРК "Оса" под мишенный комплекс "Саман-М" проводится путем установки специального программного обеспечения с сохранением качеств боевой машины.

Возможные траектории полета имитаторов воздушной цели 9Ф841 "Саман" и 9Ф841-М "Саман-М":
  • максимальная дальность полета - до 22 км;
  • дальность управляемого полета - до 13 км;
  • максимальная высота полета - до 5 км.
После проведения модернизации зона поражения имеет следующие характеристики:
  • от 1,5 км до 7 км по дальности комплекс способен поражать скоростные цели до 700 м/с;
  • от 1,5 км до 10 км по дальности и до 6 км по высоте комплекс способен поражать цели со скоростью до 300 м/с.
Дополнительно по желанию заказчика боевая машина может быть оснащена системой кондиционирования с распределенной системой подачи воздуха. Система обеспечивает перепад температуры между окружающей средой и на рабочих местах операторского отсека до 15 градусов по Цельсию.

Подводя итоги, можно сказать, что в результате модернизации комплекса "ОСА-АКМ" по предложенным направлениям можно получить современный автоматизированный комплекс, позволяющий обеспечивать эффективную борьбу с элементами высокоточного оружия, самолетами, вертолетами и беспилотными летательными аппаратами с продлением сроков эксплуатации на 10-12 лет.

Глубокая модернизация может проводиться только в ходе капитального ремонта в заводских условиях, то есть на заводе-изготовителе.

Все работы проводятся ИЭМЗ "Купол" - изготовителем ЗРК "Оса-АКМ" - с обеспечением высокого качества, соответствующими гарантийными обязательствами, поставками ЗИП и обучением специалистов.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 21 августа 2015 года | Дайджест публикаций за 21 августа 2015 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Алмаз, Ан-22 (в процессе тестирования)