Источник: информационное агентство «РБК+»
Автор: Михаил Кукушкин
Опубликовано: 24.08.2015, 11:05

Ахиллесов мотор


Несмотря на политический конфликт с Украиной и официальный курс на стимулирование импортозамещения, взятый российским руководством, наша промышленность в ближайшие годы не сможет преодолеть зависимость от поставок украинских двигателей, прежде всего вертолетных.

Сегодня Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в госкорпорацию "Ростех") не ставит цели добиться полной производственной самостоятельности в этой сфере. Напротив, она рассчитывает на продолжение сотрудничества с украинскими и другими иностранными партнерами. Ключевые программы ОДК по импортозамещению - освоение серийного производства вертолетных двигателей, а также двигателей и агрегатов для морских судов, говорит пресс-секретарь корпорации Анастасия Денисова.

Основа сотрудничества российских авиастроителей с украинскими при добрососедских отношениях (и ахиллесова пята российской вертолетной индустрии в нынешних обстоятельствах) - двигатель ТВЗ-117, в том числе его новейшая модификация ВК-2500, выпускаемый запорожским объединением "Мотор Сич". Этот двигатель используется в самых распространенных моделях российских военных и гражданских вертолетов: Ми-8/17/171, Ми-24, Ка-32, а также машинах нового поколения Ми-28, Ми-35 и Ка-52.

В июне 2014 года президент и правительство Украины издали ряд указов и постановлений о прекращении военно-технического сотрудничества с Россией. ОДК в том же году приняла программу расширения опытно-конструкторского производства ВК-2500 на входящем в состав корпорации ОАО "Климов". Программа предполагает постепенное наращивание объемов выпуска с первоначальных 50 в год до 350 двигателей к 2017-му, собранных полностью из российских комплектующих.

Однако корпорация "Вертолеты России" при ее нынешних объемах производства нуждается как минимум в 500 двигателях ежегодно. "Приоритетным по программе импортозамещения является государственный заказчик - Минобороны России, - объясняет Анастасия Денисова. - Для вертолетов гражданской авиации и иностранных эксплуатантов сейчас поставляются как украинские двигатели, так и российские, которые собираются с использованием зарубежных комплектующих. Постепенно будем наращивать объемы собственного производства при наличии соответствующего спроса со стороны заказчиков". Как планируют в ОДК, основные вопросы, связанные с освоением серийного производства для военной техники, будут решены к 2018 году.

В перспективе корпорация не планирует отказываться от использования импортных комплектующих и технологий в гражданском сегменте своего производства. "Двигатели для боевой, стратегической, военно-транспортной авиации мы разрабатываем и производим самостоятельно. Наша цель - создавать конкурентоспособные двигатели, полностью отвечающие требованиям заказчиков, прежде всего российских ВМФ и ВКС. А в сегменте двигателей для гражданской авиации международная кооперация необходима. Она позволяет снизить рыночные, финансовые, технологические риски реализации крупномасштабных проектов", - говорит Анастасия Денисова.

В частности, проектируемый двигатель ПД-14 для перспективного ближне- и среднемагистрального самолета МС-21, по некоторым деталям и материалам мы сотрудничаем и с иностранными компаниями", - сообщили в корпорации.

Тем не менее ПД-14 станет большим шагом в сторону опоры на собственные силы по сравнению с двигателем SaM146 для самолета SSJ 100 - предыдущего прорывного проекта нашего авиапрома. SaM146 базируется на технологиях французской фирмы Snecma и выпускается совместным предприятием этой компании с НПО "Сатурн", входящим в ОДК. Несмотря на санкции, наложенные Францией и Россией друг на друга в других сферах, этот проект тоже который призван стать ведущим проектом российского гражданского авиапрома на ближайшее десятилетие, не будет полностью отечественным. "Двигатель разрабатывается пермским "Авиадвигателем" и будет производиться в широкой кооперации предприятий ОДК. Однако движется согласно контрактным договоренностям. "Пересмотр отношений с нашими партнерами по программе SaM146 не рассматривается. Сотрудничество продолжается, оснований для каких- либо изменений в этом взаимодействии нет", - подчеркнули в ОДК.

 

Дайджест прессы за 24 августа 2015 года | Дайджест публикаций за 24 августа 2015 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «РБК+». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: МС-21, Мотор Сич (Motor Sich Airlines), Ростехнологии, Объединенная двигателестроительная корпорация, Вертолеты России, МОТОР СИЧ, Научно-производственное объединение "Сатурн", МОТОР СИЧ, Климов, Ми-8/17, Ми-8, Ан-32, Ка-52, Ка-32Т, Ми-28 (в процессе тестирования)