Источник: газета «Российская газета»
Автор: Ксения Колесникова
Опубликовано: 24.08.2015, 19:53

К 2020 году число авиакатастроф снизится в пять раз


В преддверии МАКС-2015 в Москве прошел Евразийский аэрокосмический конгресс, который собрал более 800 экспертов: чиновников, инженеров и руководителей предприятий, представителей госкорпораций, научно-исследовательских институтов и профильных вузов.

Конгресс собирается раз в три года. На этот раз главной темой стали стратегические изменения в отрасли. Как работать в условиях кризиса и ограниченных ресурсов? Почему пилотируемый полет к Марсу - ступень, которую человечество пока не может преодолеть? Изменились ли требования к подготовке молодых специалистов? Растет ли спрос на российские самолеты в странах азиатско-тихоокеанского региона?

По словам заместителя руководителя Федерального космического агентства Дениса Лыскова, оборот космической отрасли сегодня оценивается примерно в 300 млрд долларов. В год совершается примерно 80 запусков с 10 космодромов. А на орбите работает примерно 1100 спутников.

"Есть три крупных направления работы космической отрасли: научное, оборонное и социально-экономическое. Нужно создавать универсальную технику, способную работать во всех трех нишах, - отметил он. - Тенденция к интеграции, укрупнению авиационной и космической отрасли идет во всем мире. В Америке, Европе этот рынок делят несколько крупных компаний".

В России сейчас продолжается реформа космической отрасли. И, по данным соцопросов, доверие россиян к ней никогда не падало ниже 70 процентов.

Как рассказал вице-премьер Дмитрий Рогозин, с формированием госкорпорации "Роскосмос" (приказ о создании которой был подписан в начале этого года) будет завершена консолидация активов нашей космической индустрии. "Следующий этап - повышение ее эффективности, завершение работы по устранению дублирующих функций и излишней внутренней конкуренции", - отметил он.

При этом эксперты опасаются, что финансирование будущих космических программ в условиях кризиса может оказаться ниже запланированного. Так это или нет, станет известно в ноябре, когда проект Федеральной космической программы на 2016-2025 годы будет представлен в правительство.

"Спутники связи, системы безопасности и зондирования Земли, работа МКС… Мы продолжаем осваивать уже привычные направления. При этом развитие отрасли замедлилось, - считает генеральный директор АО "Информационные спутниковые системы" Николай Тестоедов. - Пока пилотируемый полет человека к Марсу - это та ступень, на которую человечество подняться не может. Много технических, научных проблем нужно еще решить. Нужно сделать космос эффективным".

У авиационной отрасли - свои вызовы. По словам вице-президента Объединенной авиастроительной корпорации Дмитрия Маценова, к пассажирским самолетам предъявляются все новые требования. К 2020 году планируется снизить аварийность современных воздушных судов в пять раз. Также среди задач - снижение вредных выбросов, уровня шума, широкое использование в новых воздушных судах композиционных материалов, водородного топлива, электрических приводов. По его словам, внедрение сверхпрочных, легких материалов и нанопрокрытий позволит уменьшить вес самолетов на 30 процентов.

По данным Межведомственного аналитического центра, годовой объем рынка новых построенных воздушных судов в мире - это примерно  183,9 млрд долларов. Доля России - примерно 11,5 млрд, то есть, 6,3 процента. Причем из всех самолетов и вертолетов, которые мы производим и продаем, 84 процента - это военная техника.

Чтобы увеличить производство гражданских самолетов, придется преодолеть объективные трудности.

"С одной стороны, внутренний рынок достаточно мал и занят авиатехникой иностранного производства. При этом на рынке стран АТР есть риски снижения спроса. Некоторые компании там уже сейчас имеют портфель твердых заказов, в несколько раз превышающий их существующий парк, - рассказал генеральный директор Межведомственного аналитического центра Сергей Колпаков. - С другой стороны, увеличить спрос на внутреннем рынке можно за счет усиления господдержки производителей и перевозчиков. А создание самолетов вместе с азиатскими партнерами позволит освоить самые емкие сегменты мирового рынка. Наименьшая конкуренция сейчас - в сегменте региональных турбореактивных самолетов".

Еще один важнейший вектор для обсуждения - подготовка новых кадров. Каким должен быть аэрокосмический университет будущего, обсудили представители Московского авиационного института, Ульяновского государственного университета, Самарского государственного аэрокосмического университета.

Партнером конгресса выступило и Россотрудничество.

"В рамках существующих образовательных, научных и производственных связей создаются различные форматы международного взаимодействия, такие как Национальная контактная точка по сотрудничеству Россия - ЕС в области аэронавтики, созданная на базе Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е.Жуковского, который является одним из крупнейших в мире центров авиационной науки, - рассказала Руководитель Россотрудничества Любовь Глебова. - Сегодня здесь на конгрессе присутствуют участники из Франции, Индии, Германии. Это специалисты в таких областях, как аэродинамика, силовые установки, аэроупругость, материаловедение, которые приехали благодаря нашему сотрудничеству с ЦАГИ и Ростехнологиями. Завтра они посетят международный авиакосмический салон МАКС-2015".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 24 августа 2015 года | Дайджест публикаций за 24 августа 2015 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Космос, Рогозин Дмитрий, Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (в процессе тестирования)