Источник: журнал «Forbes»
Автор: Анастасия Дагаева
Опубликовано: 25.08.2015, 16:08

МАКСимальное импортозамещение: что покажут Путину в Жуковском


Визит президента - главная новость крупнейшего российского авиасалона в 2015 году.

Сегодня в Жуковском открывается 12-й международный аэрокосмический салон МАКС. И если на авиашоу в 2013 году главной новостью было "Путина не будет" (впервые с 1999 года!), то на нынешнем  - "Путин будет". Его приезд расценивается не иначе как политическая поддержка космической отрасли и авиапрома, страдающих из-за санкций. Вокруг этого события и будет вращаться МАКС.

Летная программа сегодня ожидается насыщенной: президенту продемонстрируют высший пилотаж "Русские витязи" на Су-27, "Стрижи" на МиГ-29; пролетят истребитель пятого поколения Т-50, пассажирский Sukhoi Superjet 100, потом еще один истребитель - Су-35, а потом - вертолеты и т. д. Все родное, из раза в раз повторяющееся. Из новинок будет созданная в этом году пилотажная группа на учебно-боевых самолетах Як-130. Она названа "Крылья Тавриды", т. к. первый официальный полет совершила в Крыму (ясен и политический контекст: полуостров назывался Тавридой в конце XVIII века, когда вошел в состав Российской империи).

Общее число участников МАКС 2015 - 760 компаний (с начала 2000-х годов меньше было только в посткризисном 2009 году - 711 участников). Из заявившихся 609 - российские компании, остальные 151 - иностранцы из 25 стран (на МАКС 2013 их было почти вдвое больше).

На прошлом салоне 12 стран организовали национальные павильоны. В этот раз будет только семь - от Франции, Бельгии, Чехии, США, Швейцарии, Ирана и Белоруссии. От павильонов отказались Германия, Канада, Украина, Польша, Великобритания и Дания. Впрочем, ряд компаний из этих стран принимают участие в МАКС 2015 самостоятельно - в частности, Bombardier, Lufthansa Technik, Rolls Royce, Pratt & Whitney и пр.

Украина - один из активных участников прошлых МАКСов - представлена на этот раз лишь ГП "Луганский авиационный ремонтный завод". Что же до главных игроков украинского авиапрома - "Мотор Сич" и "Антонов", то их нет. Зато экспозиция от Китая, по сравнению с МАКС 2013, стала в три раза больше; она расположилась в престижном павильоне - между Airbus и Boeing. В делегации от Китая - представители десяти компаний местного авиапрома. Китайцы впервые привезли полноразмерный макет самолета (их турбовинтовой MA700) и пригнали 17-местный самолет Y-12F. Зачем они демонстрируют в России именно эти модели, не ясно. Возможно, просто для галочки, а может, и клиентов ищут. Как бы не вышло, что не Китай будет у России самолеты покупать, а наоборот. Есть в списке участников авиасалона и Иран; даже ожидается визит вице-президента Сурна Саттари. Что объяснимо: сейчас близок к подписанию контракт на поставку в Иран зенитно-ракетных комплексов С-300 на сумму около $1 млрд.

"Монстры" мирового авиапрома Airbus и Boeing тоже представлены, но по-разному. У американцев - стенд с макетами; европейцы же организовали прилет новейшего самолета - A350. Пожалуй, именно этот лайнер вытягивает нынешний МАКС на качественный международный уровень и является его главной новинкой (самолет будет участвовать и в летной программе). Первый полет А350 состоялся в 2013 году, а год назад он прилетал в Москву в рамках мирового турне. А350 - конкурент Boeing 787 Dreamliner, но запущенный на несколько лет позднее. А350 как бы держался в тени расхваленного В787. Однако Airbus воспользовался отставанием: проблемы с литий-ионными батареями у В787 в январе 2013 года позволили европейскому концерну подстраховаться.

А350 прилетел на МАКС не просто так: заказчик этого самолета - "Аэрофлот". И если контракт на 22 В787 "Аэрофлот" вот-вот может расторгнуть (о такой вероятности говорил гендиректор авиакомпании Виталий Савельев), то в отношении 22 А350 подобных заявлений не слышно. И Airbus, и Boeing представят прогноз развития авиарынка в России и СНГ. В анонсе Boeing значится также "подписание важного стратегического соглашения с одним из крупнейших российских партнеров" (главный партнер у Boeing - "ВСМПО-Ависма").

Российские участники МАКС 2015 выступают под эгидой "Да здравствует отечественное!" В апреле Минпромторг представил план импортозамещения в авиастроении. Так, в России должны будут производиться 10 из 22 иностранных комплектующих для SSJ; шесть из 35 - для МС-21. Любопытно, что больше всего импортного в Ту-214 - 242 компонента. Этот самолет не имеет серийного производства - он делается для государственных нужд. В свое время SSJ называли "слишком иностранным", но и замену комплектующих считали дорогой и необоснованной. Сейчас, после санкций, у проекта могут возникнуть проблемы с поставками деталей из-за границы, о чем производитель "Гражданские самолеты Сухого" предупредил в отчете.

Проблема в том, что отечественная промышленность далеко не все способна заменить. Плюс - это длительный процесс и капиталоемкий. В "идеологию импортозамещения", правда, вписывается вариант СП с иностранным производителем. "Технодинамика" (входит в "Ростех") организует совместное с французской компанией Messier-Bugatti-Dowty производство шасси для SSJ, а с американской Curtiss-Wright разрабатывает систему пожарной защиты для МС-21.

Есть и первые образцы импортозамещения - двигатели  для МС-21 и вертолетов; их покажут на МАКС 2015. Что же до контрактов на нынешнем салоне, то ощущение, что их наскребли по сусекам: государственные компанииподпишут бумаги с государственными структурами с расчетом на помощь государства.

Наконец, зрелищная программа. В ней доминируют наши пилотажные группы ("Русские витязи", "Стрижи", "Русь", "Соколы России", "Крылья Тавриды") - это будет красиво и захватывающе. Не оказалось в программе завсегдатаев прошлых МАКСов - пилотажных групп Patrouille de France (ВВС Франции) и Frecce Tricolori (ВВС Италии). Когда-то и самолеты ВВС США прилетели в Жуковский. Но это было давно и в другой жизни.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 25 августа 2015 года | Дайджест публикаций за 25 августа 2015 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «Forbes». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: МС-21, Мотор Сич (Motor Sich Airlines), Савельев Виталий, Lufthansa Technik AG, Bombardier, Ростехнологии, Луганский авиационный ремонтный завод, Крылья, МОТОР СИЧ, МОТОР СИЧ, Т-401, Т-501, Т-420, М-201, Д-41, МиГ-29, Су-35, Як-130, Су-27, Ту-214 (в процессе тестирования)