О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

МАКС 2015 - розовый туман

В первый день работы XII Международного авиационно-космического салона в Жуковском совершенно феерично летал алый учебно-боевой Як-130, оснащенный очень мощным генератором цветных дымов

В первый день работы XII Международного авиационно-космического салона в Жуковском совершенно феерично летал алый учебно-боевой Як-130, оснащенный очень мощным генератором цветных дымов. Летчики-испытатели ОКБ им. Яковлева лихо открутили пилотаж и сумели удивить - солнечный свет, пробиваясь через этот дымовой фильтр, в какой-то момент окрасил в густо-розовый цвет всю территорию салона: павильоны, шале, взлетно-посадочную полосу аэродрома.

День открытия - он трудный самый

В первую очередь для участников и журналистов. И так загруженные автотрассы перекрывают для проезда кортежей - на МАКС едут министры, чиновники (некоторые просто "засветиться" перед первым лицом), главы госкорпораций и зарубежные делегации. Службы безопасности готовят приезд президента В. Путина и высоких гостей, выставляют оцепление, закрывают для проверки павильоны. Досмотр на проходных совсем не формальный. Только дернешься заглянуть на интересный стенд - стоп, нельзя. В такой день планомерно обойти выставку, пообщаться со знакомыми специалистами из производственных, конструкторских и научных коллективов чрезвычайно сложно. Хорошо, что и в этот раз президент традиционно прилетел на МАКС на вертолете, и ждали его не с утра пораньше, а к 13 часам. Иначе, что уже бывало, тысячи участников попросту не попадали на свои стенды, бизнесмены - на переговоры и подписания соглашений, работники общепита - к мангалам, торговцы сувенирной продукцией - в палатки. Волнуются организаторы - почетный президент МАКСа Герой России Магомед Толбоев нервно мерил шагами площадку перед сценой, откуда В. Путин будет обращаться с приветствием. Завершают антураж "президентского" дня снайперы на крышах павильонов.

В бизнес-дни на МАКСе детей откровенно мало. Но к простейшему на первый взгляд механическому тренажеру детского клуба "Авиатор" выстроилась очередь из взрослых дяденек. Привлекала внимание надпись на школьной доске: "Ты умеешь выдерживать горизонтальный полет? Докажи!" И с усердием доказывали. Тут же стоит более серьезная техника, профессиональный тренажер - кабина экипажа пассажирского лайнера. Детям, посещающим этот московский клуб на регулярной основе, можно только позавидовать: с ними занимаются профессиональные пилоты, их вывозят на реальные полеты, организуют встречи с легендарными космонавтами, летчиками-испытателями, такими как Игорь Волк и Рубен Есаян. Более чем вероятно, что многие ребята из этого клуба выберут для себя жизнь в большой авиации.

Порадовали студенты МАИ. Они фланируют по территории на самокатах в странных красно-синих одеждах киношного Супермена. Но только вместо латинской "S" на плащах красуется эмблема знаменитого авиационного вуза. Отличный, по-настоящему изобретательский ход - таким образом МАИ заметен и присутствует буквально везде. Особенно на фоне преобладания в бизнес-дни строгих костюмов.

В палатках с авиационной атрибутикой привлекают внимание совсем неавиационные футболки с портретом И. Сталина и его знаменитым постулатом "Кадры решают все". Симптоматично - кадровую политику и назначения мало смыслящих в предмете производства "эффективных менеджеров" не критиковал последние годы только ленивый, недовольство перекочевало даже на майки. Возможно, в трудные времена государство опомнилось, и некоторые назначения накануне авиасалона можно только приветствовать - например, генеральным директором ФГУП "Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского" (ЦАГИ) стал Сергей Чернышев. Он член-корреспондент Российской академии наук, профессор, научный руководитель факультета аэромеханики и летательной техники МФТИ. В ЦАГИ работает с 1978 года, занимался исследованиями проблем, связанных с созданием сверхзвуковых пассажирских самолетов нового поколения. Значит, от этого научного центра снова можно ждать каких-то прорывов, если, конечно, поставленные задачи будут подкреплены стабильным финансированием.

Электроколесо для самолетов

Холдинг "Технодинамика" госкорпорации "Ростех" впервые продемонстрировал cистему наземного передвижения воздушных судов с электроприводом колеса. "Сейчас только время ожидания тягача в аэропорту может составлять до 15 минут, а стоимость такого ожидания составит в среднем 77 долларов, - рассказывает генеральный директор холдинга "Технодинамика" Максим Кузюк. - Денежная выгода появится и за счет экономии топлива до 200 литров за процедуру взлета, и за счет соответствия новым экологическим стандартам. Таким образом, экономия при использовании электропривода колеса может составить до 3,5 доллара на пассажира. Кроме того, сейчас пересматриваются европейские требования по шуму и уровню выбросов: со временем самолеты, не оснащенные экологичными системами руления, не будут допускаться во многие зарубежные аэропорты". А тут лайнер сам, без использования основных двигателей, рулит по аэродрому и перрону. К тому же, при надобности, хвостом вперед.

ЦАГИ - жемчужина авиационной науки

На авиасалоне ЦАГИ демонстрирует ряд проектов скоростных летательных аппаратов, впервые представлена широкой публике модель сверхзвукового делового/пассажирского самолета. Он сможет развивать крейсерскую скорость порядка 1900 км/ч и при этом будет соответствовать современным экологическим требованиям. Еще одна перспективная разработка в области пассажирской авиации будущего, которую можно увидеть среди экспонатов ЦАГИ, - модель высокоскоростного гражданского самолета. Она создана специалистами института в рамках международного проекта HEXAFLY-INT. Предполагается, что такой самолет будет летать на водородном топливе. Впечатляют ожидаемые скоростные характеристики: до 8 тыс. км/ч, это уже гиперзвук. Интересное решение с точки зрения компоновки демонстрирует модель скоростного административного самолета с каплевидным фюзеляжем. За счет своеобразной формы, разработанной специалистами института, летательный аппарат позволит пассажирам путешествовать с повышенным комфортом. Планируется, что он сможет развивать несколько большую скорость, нежели существующие разработки аналогичного класса. Еще один необычный проект - модель ближнемагистрального самолета с верхним расположением двигателей.Размещение силовой установки над задней кромкой крыла дает целый ряд преимуществ, в частности - низкий уровень шума на местности, прилегающей к аэропорту (само крыло становится дополнительным защитным экраном). Если вспомнить прошлое, то именно шум от двигателей стоил преждевременного снятия с рейсов над Европой первому отечественному широкофюзеляжному лайнеру Ил-86.


Задачам крупномасштабных грузовых перевозок отвечает проект ЦАГИ по созданию двухфюзеляжного транспортного самолета.По сравнению с двумя однофюзеляжными самолетами при коммерческой нагрузке в 40 тонн его взлетная масса меньше приблизительно на 9%, а стоимость - на 10-12%.

Из всего представленного ЦАГИ видно, что авиации есть к чему стремиться и куда развиваться - быстрее, выше, дальше, тише (по шуму), экономичней и экологичней. Остается гадать, какие чудеса таятся в лабораториях по "закрытым" тематикам, связанным с обороноспособностью государства. Но, само собой, надо учитывать возможности конструкторских коллективов и промышленности, их способность переварить подобные наработки и создать не модели, а реальные воздушные суда. Очень многое упирается в технологическую базу, материалы, из которых можно строить, например, безопасные, долговечные и надежно управляемые гиперзвуковые летательные аппараты. Известно, что проблемы управления и связи на больших скоростях до сих пор толком не решены - на гиперзвуке при трении об атмосферу возникает облако плазмы, препятствующее прохождению радиосигналов.

Отлично летающая легенда

Отдельно стоит пара самолетов Второй мировой войны, знаменитые "Дугласы" (Douglas С-47) 1942 года постройки. Именно они стали прототипом массового советского лайнера ГВФ Ли-2. Удачная конструкция позволяет эксплуатировать их по сей день, даже в Антарктиде. Американские авиационные власти признали, что самолет этого типа никогда при надлежащем уходе не выработает ресурс. Два "Дугласа" прибыли на МАКС своим ходом через Канаду, Аляску, Сибирь, по маршруту ленд-лизовских поставок авиатехники из США в годы войны. Перелет совместно с американцами выполнили наши летчики-испытатели Валентин Лаврентьев и Александр Рябинин. Стоит отметить, на этом трудном маршруте советские ВВС потеряли 115 летчиков, американские - около 150. На войне "Дугласы" летали в тыл к партизанам, выбрасывали десант и разведгруппы, их использовали даже в качестве бомбардировщиков. Оба "Дугласа" ждет музейная карьера, но уже именная. Один получил имя летчика-космонавта Алексея Леонова, второй - маршала авиации Евгения Логинова.

Крутиться, как в сказке

Главная "завлекаловка" любого аэрокосмического салона - летная программа. Она должна быть яркой, лихой, чтобы захватывало дух, и безопасной. Трагедий, подобных недавней на аэрошоу в Британии, когда в городе Шорхэм-бай-Си самолет-истребитель Hawker Hunter загорелся и рухнул на оживленную автомагистраль, быть не должно. Минимум 11 погибших, 15 человек, включая пилота, ранены. На аэродроме в Жуковском есть все условия для безопасного показа летной техники, высший пилотаж демонстрируется не над головами зрителей, а над безлюдным летным полем. Самые интересные дни - пятница, суббота и воскресенье. Для сравнения: в день открытия летная программа уместилась в 1 час. А в дни массовых посещений МАКС будет гудеть моторами с 11 утра до 17:00. Тут главное не свернуть себе шею, постоянно выискивая в небе самолеты, и не обгореть на солнце (если оно будет). Зрители смотрят полеты как раз против света, и людям с чувствительной кожей стоит об этом позаботиться. После одного из особо "жарких" авиасалонов я вечером не узнал себя в зеркале.

В этом году не будет французской Patrouille de France, летающих на истребителях Dassault, и итальянской Frecce Tricolori на легких Aermacchi, но их с лихвой заменят пилотажные группы ВВС, или, как правильно после создания Воздушно-космических сил, ВКС России. "Русские витязи" выдадут групповой пилотаж на тяжелых истребителях Су‑27, "Стрижи" - на высокоманевренных МиГ-29, "Соколы России" продемонстрируют на боевых Су-27 элементы воздушного боя. "Беркуты" на ударных вертолетах Ми-28 покажут, что такое высший пилотаж на малых высотах. Пилотажная группа "Русь" ДОСААФ России на учебно-тренировочных L-39 также устроит небесную феерию. На аналогичной технике их поддержат прибалтийские летчики из частной пилотажной группы Baltic Bees, в этом году они дебютируют в расширенном составе - 6 самолетов. Будет группа "Первый полет", в составе которой на поршневых самолетах летают призеры чемпионатов России и мира. Основной сюрприз - совершенно новая пилотажная группа ВКС России "Крылья Тавриды" на учебно-боевых Як-130. Пусть название "учебно-боевые" не смущает, Як‑130 - самолет мощный, единственный аппарат, который способен нести на себе боевую нагрузку до 3 тонн, свыше половины собственного веса. Так что в воздухе "Крылья Тавриды" без боекомплекта на борту творят чудеса.

И конечно же, промышленность силами летчиков-испытателей покажет, на что способна высокоманевренная техника нового поколения - Су-30, Су-35, МиГ-35, Т-50 (ПАК ФА), вертолеты Ка-52. Одним словом, глаз не отвести. Иногда кажется, что эти многотонные машины вообще не имеют веса и нарушают все мыслимые законы физики. Только грохот мощнейших турбореактивных двигателей подтверждает - это явь. И непревзойденное мастерство летчиков. К слову, никакая телевизионная трансляция не передаст эти ощущения. Сначала вдали появляются точки, стремительно приближаясь, а потом, свечой уходя вертикально вверх, буквально разрывают с ревом воздух. Когда летает боевая техника, любые разговоры-переговоры прекращаются. Зрелище завораживающее, да и разобрать слова собеседника невозможно. Ни один аэрокосмический салон мира не предлагает такого пиршества в части пилотажной программы.

Будет летать гражданская авиатехника, тогда и поговорить можно. Новейший "Эрбас А350", громадный самолет, между прочим, взлетает и приземляется практически бесшумно. Европейцы (при активном участии наших инженеров и конструкторов) сделали очень красивую машину. Не помешает диалогу и турбовинтовой Ил-114, его отечественные двигатели ТВ7-117 оснащены малошумными винтами производства НПП "Аэросила".

В статической экспозиции на летном поле рядом с сегодняшним и завтрашним днем авиации выстроились самолеты-ветераны. Стратегические ракетоносцы Дальней авиации и совсем недалеко сверхзвуковой Ту‑144 - не летный экземпляр, зато всегда привлекает массу посетителей. Чистота линий, высоченные стойки шасси. По трапу можно подняться осмотреть пассажирский салон и кабину экипажа. Он уже прошлое, уникальный лайнер клуб "Героев города Жуковский" пытается сохранить для потомков. Стоит целая линейка старательно восстановленных летающих самолетов предвоенной эпохи, конца 30-х годов. Истребители И-15, И‑16, И-153 "Чайка". На таких советские пилоты сражались еще в Испании. МиГ-3 воевали в начале войны и в ПВО Москвы. По-2, "Небесный тихоход", в немецкой версии "Рус фанер", из летающей парты превратился в один из самых боевых самолетов Великой Отечественной - ночной бомбардировщик. Эти самолеты будут показаны и в небе аэрокосмического салона.

Избирательные санкции

Корпорация "ВСМПО-АВИСМА" - ведущий мировой производитель изделий из титана на МАКС-2015 укрепила свои партнерские отношения с крупнейшими производителями магистральных самолетов. Так, компания Boeing подписала соглашение на поставку титановых штамповок для нового композитного крыла Boeing 777X. Как ожидается, авиапроизводителю будут поставляться изделия, прошедшие механическую обработку на мощностях совместного предприятия Ural Boeing Manufacturing. Помимо того "ВСМПО-АВИСМА" и ведущий европейский авиапроизводитель Airbus представили на стенде российской компании крупнейшую титановую поковку, интегрированную в силовую структуру самолета Airbus A350-900. Стороны выразили заинтересованность в последовательном увеличении объемов сотрудничества.

Выходит, когда Западу выгодно, сотрудничество идет полным ходом. Зарубежных участников в Жуковском - более 30 стран и 156 экспонентов. Особо активны Китай, Индия, Иран. Аналитики "Боинга" и "Эрбаса" подогревают интерес к своей продукции, они уверены, что в ближайшие 20 лет парк пассажирских самолетов вместимостью от 100 кресел в России и СНГ удвоится с 922 самолетов, находящихся в эксплуатации сейчас, до более 2 тыс. самолетов к 2034 году. Пока с российской стороны готовится всего один реальный ответ в этом сегменте - МС-21 корпорации "Иркут". Говорят, фюзеляж готов на 90%, в 2017‑м самолет поднимут в воздух. Главное, чтобы не получилось как с "Суперджетом": самолет состоит из зарубежных комплектующих, себестоимость его, по некоторым данным, около 42 млн долларов, а продается за 27 миллионов. На таких условиях искать покупателей довольно легко. Китай и Иран уже присматриваются к этому авиалайнеру, но максимальную активность проявляют все же отечественные лизинговые компании, особенно те, которые имеют возможность оперировать средствами из госбюджета. А вот в боевой авиации проблем с продажами нет....
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы Недели». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка