Источник: телеканал «Телеканал "Звезда"»
Автор: Михаил Тимошенко
Опубликовано: 28.08.2015, 09:51

Тотальное перевооружение в ПВО: кого будем сбивать


Всем сестрам по серьгам
 
Главная угроза для Сухопутных войск - с воздуха. Авиация и прочие средства воздушного нападения в современном бою решают до 80% огневых задач. Вертолеты и штурмовики жгут и рвут в клочья все, что шевелится вблизи переднего края. Фронтовая авиация долбит районы сосредоточения войск, колонны на марше, мосты, переправы и железнодорожные станции в глубине.
 
Известно ведь: где кончается дорога, там кончается война. Пункты управления, узлы связи, аэродромы, ремонтные базы и склады (а они-то обычно в городах!) - цель для ракет. То есть каждому свое. Поэтому прикрывать эти объекты, подразделения и части должны комплексы ПВО с разными возможностями - одним зенитным комплексом не обойдешься.
 
В зависимости от дальности поражения воздушных целей войсковые средства ПВО подразделяются на комплексы ближнего действия - до 10 км, малой дальности - до 30 км, средней дальности - до 100 км и дальнего действия - более 100 км. По подчиненности и целевому предназначению они объединяются в комплекты: окружные (фронтовые), армейские, бригадные и так далее. В общем, всем сестрам по серьгам.
 
Зачем я все это объясняю? Затем, что сейчас идет тотальное перевооружение наших сил ПВО Сухопутных войск по всему спектру. "Мы формируем новые соединения и оснащаем их совершенно новым оружием, - заявил на днях начальник войск ПВО Сухопутных войск ВС РФ генерал-лейтенант Александр Леонов. - К концу 2015 года переоснастим войска новой техникой на 30%, к 2020 году - на 70%". Попробуем разобраться, что за новинки будут прикрывать наши войска.
 
Округ - целая страна
 
Войска округов и фронтов будут прикрывать полки зенитно-ракетных систем дальнего действия С-300ВМ ("Антей-2500"). Штука серьезная, может целую страну прикрыть. А что, наши округа порой размером с государство, причем немаленькое.
 
"Антей-2500" предназначен для уничтожения современных и перспективных самолетов, всех видов ракет (кроме межконтинентальных), а также самолетов радиолокационного дозора и постановщиков помех. Система может одновременно "позаботиться" о 24 "клиентах", летящих со скоростью 4,5 км/сек на высоте до 30 км и удалении до 200 км.
 
Запуск вражеской ракеты радар системы "видит" аж за 2,5 тысячи километров и может навести на нее одновременно до четырех своих ракет. Ну чтоб наверняка в дым и клочья. Кстати, два дивизиона "Антеев" уже поставлены в Венесуэлу, в будущем году планируются поставки в Египет и Иран.
 
Армейское звено войсковой ПВО представлено системой средней дальности "БУК-М№". Его основная "клиентура" - летательные аппараты всех типов во всех диапазонах их практического применении. А еще - и это новинка! - радиоконтрастные наземные и надводные цели в условиях интенсивного противодействия противника.
 
Ничего удивительного: головки самонаведения ракет видят цель почти сразу после пуска, невзирая на помехи. Этот комплекс способен обнаружить и уничтожить крылатую ракету на высоте 10 м и удалении до 40 км, а воздушную цель, летящую со скоростью до 3 км/сек, - на дальности до 70 км и высоте до 35 км. Одновременное сопровождение - до 36 целей. Количество ракет на пусковой установке увеличено до шести против четырех на предыдущих поколениях "Буков".
 
Зонтик для пехоты
 
Теперь о тех, кому в бою достается больше всех: о наших бригадах и их подразделениях - батальонах и ротах. Ведь на их головы могут "свалиться" и ракеты, и авиабомбы. В бою атаковать их будут самолеты с вертолетами, а также беспилотники и разведывательно-ударные комплексы. Для защиты от них в первую очередь и предназначен тактический зенитно-ракетный комплекс "Тор-М2У".
 
Может работать как в ручном, так и полностью автоматическом режиме, обнаруживая до 10 целей и одновременно обстреливая четыре наиболее опасные. При этом система сама контролирует обозначенное воздушное пространство и самостоятельно сбивает все воздушные цели, не опознанные системой "свой-чужой".
 
Основной единицей комплекса является боевая машина, совмещающая радар обнаружения-наведения и пусковую установку с восемью ракетами. Отпредшественников отличается повы шенной эффективностью отражения массированных налетов средств авиации в условиях интенсивного огневого и радиоэлектронного противодействия. Обеспечивает защиту от целей, перемещающихся на скоростях до двух "звуков", на удалении от 0,5 до 12 км и на высотах от 10 м до 10 км.
 
В общем, системы для прикрытия от массированных ударов армий-бригад имеются. А вот что, спросите вы, будет в руках у солдата, сидящего в окопе или трясущегося на "броне" взвода? Вдруг вывернется из-за леса какой-нибудь одинокий вражеский истребитель или беспилотник... Мы их срежем "Вербой", отвечу я без промедления.
 
ПЗРК "Верба" сменила выпускавшуюся с 80-х "Иглу". Одно из главных достоинств комплекса - высокая вероятность поражения малоизлучающих целей типа крылатых ракет и беспилотников. Другие ПЗРК их обнаруживают-то с трудом, а сбить - вообще задача маловыполнимая. А "Верба" может - благодаря инновационной инфракрасной трехдиапазонной головке самонаведения ракеты. Помогает и автоматизированная система управления, производящая обнаружение целей, а также их распределение между зенитчиками с учетом их расположения.
 
При этом исключается человеческий фактор, что также положительно сказывается на эффективности, включая расход боеприпасов. Теперь пехота может обнаружить и сбить цель на дальности шесть с половиной и высоте четыре с половиной километра, летящую со скоростью полтора "звука". На 25 процентов дальше и выше, чем "Игла" или "Стингер".
 
В итоге получается, что наше небо будет прикрыто в несколько слоев не только над городами, но и над войсками. Последнее отчего-то очень тревожит наших американских "друзей"... Они-то любят беспилотниками воевать, а с нашей ПВО этих штуковин не напасешься.

 

Дайджест прессы за 28 августа 2015 года | Дайджест публикаций за 28 августа 2015 года
Авторские права на данный материал принадлежат телеканалу «Телеканал "Звезда"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ан-22 (в процессе тестирования)