О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Андрей Зверев: госкомпании должны внедрять программы энергосбережения

Холдинг "Российская электроника" представляет на авиасалоне МАКС-2015 не только оборудование для современной российской авиации, но и гражданские проекты

Холдинг "Российская электроника", входящий в госкорпорацию Ростех, представляет на авиасалоне МАКС-2015, одним из генеральных спонсоров которого выступает банк ВТБ, не только оборудование для современной российской авиации, в частности, уникальную планарную активную фазированную антенную решетку Х-диапазона, но и гражданские проекты. О некоторых из них в интервью РИА Новости рассказал генеральный директор ОАО "Росэлектроника" Андрей Зверев.

- В 2011 году "Росэлектроника" сообщила о проекте создания крупносерийного производства светодиодов и осветительных устройств в Томске примерной стоимостью 9,1 миллиарда рублей. В какой стадии находится проект сегодня?

- Проект фабрики по производству светодиодов в особой экономической зоне в Томске реализуется. Он немного подзадержался по срокам в силу различных причин - субъективного и объективного порядка. Сейчас мы заканчиваем стадию проектирования. Думаю, до конца октября мы ее закончим, после чего будет подписано кредитное соглашение с банком, и мы приступим к практическому осуществлению проекта. Это будет целиком предприятие "Росэлектроники", частных инвесторов привлекать не планируется.

Сейчас нам на руку играет курс рубля: импортная продукция подорожала где-то в два раза, что сделало этот проект еще более выгодным. Мы рассчитываем в течение полутора лет запустить производство полного цикла, начиная от выращивания гетероструктур и заканчивая производством самих светодиодов. Дальше они будут поступать на сборочные предприятия, которые выпускают сами светильники - в холдинге порядка семи таких предприятий.

- Каков, по Вашим оценкам, объем рынка светодиодов?

- По нашим исследованиям рынок светодиодов и осветительных устройств на их основе составляет около 20 миллиардов рублей. Но, естественно, без поддержки государства в его формировании, без серьезного внимания к вопросам энергосбережения этот рынок будет развиваться достаточно хаотично.

Необходимо сформировать общие требования ко всем компаниям с государственным участием в целях внедрения эффективных систем энергосбережения, что позволит, в частности, снижать себестоимость их продукции или услуг.

Недавно состоялось заседание Попечительского совета Агентства стратегических инициатив, на котором одной из задач было сформулировано как раз создать среднесрочную программу энергоэффективности с внедрением систем светодиодного освещения. Мы свои предложения по таким программам сформулировали для правительства, они сейчас рассматриваются.

Повторюсь, что здесь нужна целенаправленная политика государства и строгий спрос с предприятий, прежде всего с государственным участием по внедрению современных систем экономии электроэнергии. Если такие программы внедрить, думаю, что рынок будет исчисляться десятками миллиардов рублей в год.

- А вы уверены, что это будет выгодно компаниям? Современные технологии все же дороже, чем традиционные.

- Рынок развивается таким образом, что цена светодиодов снижается. Один пример: еще два года назад "ретрофиты" - светодиодные лампы в форме традиционных лампочек накаливания - стоили более тысячи рублей за штуку. Сейчас - уже 200 рублей. То есть цены постепенно приближаются к ценам на лампы накаливания, которые стоят 60-70 рублей за хорошую лампочку.

Мало того, мы не предлагаем клиенту просто купить у нас светильники. Мы предлагаем ему энергосервисный контракт - мы тебе ставим энергосберегающую осветительную систему, а ты нам платишь из сэкономленных на энергии средств.

- Есть ли у холдинга планы развивать производство солнечных батарей?

- Мы занимаемся солнечными батареями, например, для электропитания светофоров, но это направление в настоящее время не является для нас первоочередным. Пока, к сожалению, эффективность солнечных батарей находится на низком уровне - КПД кремниевых батарей составляет около 20%. Тонкопленочные технологии пока не доведены до серьезного коммерческого использования. У батарей, которые используются в космосе, КПД выше, но они и в десятки раз дороже, чем кремниевые. Кроме того, на большей части территории России, особенно на севере, масштабное применение солнечных батарей не очень эффективно.

Мне кажется, что в ближайшее время эта отрасль, учитывая, что она субсидируемая, развития не получит, в том числе по экономическим причинам. Даже в Западной Европе программы субсидирования солнечной энергетики последний год-полтора сворачиваются.

- На МАКС-2015 вы подписали соглашение с китайской компанией ZTE - известным поставщиком телекоммуникационного оборудования и сетевых решений. Расскажите о вашем совместном проекте.

- Соглашение касается пилотного проекта "Умный город" в подмосковном Фрязино. Это централизованное управление городским освещением, светофорами, трафиком, теплоснабжением, обеспечением безопасности и так далее.

У "Росэлектроники" уже есть определенный опыт работы с этой известной компанией. В марте на Mobile World Congress 2015 в Барселоне мы подписали с ZTE соглашение о сотрудничестве в области инновационных технологий, а именно комплексных решений на основе технологии GoTa (Global Open Trunking Аrchitecture).

Проект "Умный город" во Фрязино как раз построен на такой технологии. С точки зрения инфраструктурных инвестиций это не такие большие деньги - город небольшой. Пока вопрос решен в принципе, финансовые вопросы будем решать дальше. За год-полтора мы этот проект можем сделать - принесем пользу городу, проверим модель окупаемости проекта для инвестора и затем, возможно, будем его тиражировать.

- Оказали ли западные санкции какое-то влияние на проекты "Росэлектроники"?

- Ни одно из предприятий "Росэлектроники" не кредитовалось и не будет кредитоваться на Западе. Опыт показал, что такая политика оправданна. Мы работаем с российскими банками по проектному финансированию. Нашим якорным банком является ВТБ, с которым мы успешно сотрудничаем по текущему финансированию деятельности холдинга....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка