Опубликовано: 28.08.2015, 21:06
 

Новые материалы для будущего России


[image]

28 августа 2015 года в рамках Международного авиационно-космического салона Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) организовал пресс-конференцию "Материалы и технологии нового поколения для перспективной авиационно-космической техники". В ней приняли участие: Генеральный директор ВИАМ, академик РАН Евгений Николаевич Каблов, депутат Государственной Думы РФ, Председатель комитета ГД по финансовому рынку Николай Николаевич Гончар, президент Ассоциации "Союз авиационного двигателестроения" Виктор Михайлович Чуйко.

В своем выступлении Евгений Каблов отметил, что "у России есть хорошая возможность не только вернуть себе утраченное лидерство в области получения новых знаний и технологий, но и успешно их реализовывать на практике, создавая конкурентоспособный инновационный продукт". Вместе с тем, по мнению руководителя ВИАМ, для решения масштабных задач, обозначенных Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в послании Федеральному Собранию, а также для реализации Национальной технологической инициативы необходимо скоординировать работу науки, образования и промышленности.

"При этом, на всех этапах развития отечественной промышленности роль материалов при создании новых образцов техники была определяющей", − отметил он. Разработка и создание материалов приобретают особое значение в наши дни, когда крайне важно подготовить страну к шестому технологическому укладу и для этого перевести экономику на инновационные рельсы. "Для решения этой глобальной задачи нам необходимы материалы нового поколения, которые создаются на базе цифровых технологий по принципу неразрывности: материал-технология-конструкция", - подчеркнул Евгений Каблов. "Применение материалов нового поколения особенно важно для обеспечения технологической независимости и обороноспособности России в условиях, с которыми наша страна и экономика столкнулись сегодня", - заявил Генеральный директор ВИАМ.

По его словам, без материалов нового поколения отечественному авиапрому и российской промышленности в целом вряд ли удастся обеспечить модернизацию и создать современные производства, наладить выпуск высокотехнологичной продукции. "Важно выстоять в конкурентной борьбе, а главное - перейти от экспорта углеводородов к экспорту инновационной продукции", - отметил Евгений Каблов.

Кроме того, внедрение материалов и производственных технологий нового поколения позволит решить значимые социально-экономические задачи. По его мнению, с внедрением современных материалов напрямую связаны как создание рабочих мест, так и значительное повышение эффективности технологических процессов в традиционных секторах экономики. "С учетом этого Межведомственная рабочая группа по вопросам корректировки приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий одобрила новое приоритетное направление "Материалы и производственные технологии нового поколения", - сообщил Евгений Каблов.

Для решения системных задач, стоящих перед отечественной промышленностью, в ВИАМ были разработаны "Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года". В данном документе, который был одобрен Научно-техническим советом Военно-промышленной комиссии РФ, проанализирован отечественный и международный опыт, обобщено и спрогнозировано применение новых материалов во всех отраслях отечественной экономики. Как отметил руководитель ВИАМ, "наш институт не просто предлагает новые материалы - он оценивает перспективы создания изделий, предусмотренных стратегиями таких ведущих коллективов страны, как ОАК, холдинг "Вертолеты России", ОДК, ОСК, Росатом, Роскосмос, РЖД и другие".

Вместе с тем, Евгений Каблов подчеркнул, что сегодня в России крайне важно формирование и развитие рынка интеллектуальной собственности как ключевого условия становления инновационной экономики и реиндустриализации национальной промышленности. "К сожалению, сегодня ситуация по реализации изобретений и защите интеллектуальных прав наших ученых не отвечает требованиям реалий", − констатировал он. Как сообщил Евгений Каблов, "мировой опыт показывает, что главным условием защиты интеллектуальной собственности является государственное регулирование, предполагающее разработку национальной стратегии инновационного развития через рынок интеллектуальной собственности".

В свою очередь Николай Гончар подчеркнул, что при всех сегодняшних трудностях промышленный потенциал нашей страны восстанавливается. "Нам удалось сохранить и развить авиационную науку, которая должна двигать вперед отечественный авиапром", − сообщил он. "ВИАМ в этом плане представляет собой наглядный пример того, как необходимо эффективно выстроить свою работу, нацеленную на конечный результат", − добавил депутат Госдумы.

"В какой-то мере западные санкции дают отличный шанс переосмыслить и сделать внятные выводы о том, как будет развиваться наша авиационная промышленность в будущем", − отметил Николай Гончар.

"Очевидно, что сегодня нужна программа возрождения авиастроения, в которую были бы включены все типы самолетов, необходим координирующий орган, который объединил бы все усилия,  нужно положиться на науку. Если говорить о ВИАМе, у вас есть все, чтобы возрождать научный потенциал нашей страны. Нам нужно решить глобальную задачу и выпускать по 250-300 пассажирских самолетов в год", - заявил Виктор Чуйко.

Отвечая на вопрос журналиста о разработках ВИАМ в области аддитивных технологий, Евгений Каблов сообщил, что для развития этих технологий в России необходима координация усилий всех проектных, научных и инженерных команд по работе сразу в нескольких направлениях. "Это и разработка национальных стандартов для аддитивного производства, подготовка и переподготовка квалифицированных кадров, а также производство металлических и неметаллических порошковых композиций, от качества которых зависит качество получаемых изделий", - подчеркнул он.

В частности, к порошковым композициям предъявляются жесткие требования. "Технология получения металлических порошковых композиций должна обеспечивать их определенный гранулометрический состав и высокую сферичность", - пояснил Генеральный директор ВИАМ.

Евгений Каблов заявил, что на данный момент отечественные предприятия закупают и используют порошки сплавов зарубежного производства, поставляемые фирмами-производителями 3D-установок. "Для решения проблемы нехватки отечественных порошковых композиций в ВИАМ организован замкнутый цикл аддитивного производства деталей сложных технических систем, включающий производство расходуемой шихтовой заготовки, получение мелкодисперсных металлических порошков и разработку технологий селективного лазерного сплавления деталей из этих порошков", - отметил он.

Кроме того, Генеральный директор ВИАМ заявил, что целенаправленная работа сотрудников института по развитию 3D-печати уже принесла свои плоды: в ВИАМ впервые в России по аддитивной технологии с применением отечественной металлопорошковой композиции изготовлен завихритель фронтового устройства камеры сгорания перспективного авиационного двигателя ПД-14, отвечающий всем требованиям конструкторской документации. "Цикл изготовления таких завихрителей в среднем в 10 раз меньше, чем с применением технологии литья по выплавляемым моделям", - проинформировал Евгений Каблов.

Говоря о полимерных композиционных материалах (ПКМ), он отметил, что "они являются одним из наиболее востребованных ресурсов современного промышленного производства". По словам главы ВИАМ, особенно широко и эффективно ПКМ используются в высокотехнологичных отраслях, в том числе в авиационно-космической сфере. "В настоящее время нет ни одного летательного аппарата, в конструкции которого не были бы использованы композиционные материалы. В некоторых планерах современных летательных аппаратов объем использования ПКМ достигает 60%", - уточнил он.

Евгений Каблов сообщил, что "в России общепризнанным лидером в разработке состава и технологии производства композиционных материалов является ВИАМ. Композиционные материалы, разработанные в институте, находят свое применение при создании современных образцов авиационной и ракетной техники и не уступают, а по ряду показателей превосходят зарубежные аналоги". "В общей сложности для нужд предприятий авиационной и ракетно-космической промышленности в ВИАМ было разработано более 300 марок ПКМ", - подчеркнул Генеральный директор института.

Обсуждая тему образования, Евгений Каблов заявил, что огромное внимание в ВИАМ уделяется вопросу подготовки высококвалифицированных инженерных кадров. Он отметил, что "за несколько лет нам удалось выстроить систему непрерывного образования, которая позволяет выпускать высокопрофессиональных специалистов как для нашего института, так и отраслевой науки в целом". По его словам, для подготовки специалистов в ВИАМ успешно реализуются различные схемы социальной поддержки молодежи. "Должен сказать, что наша деятельность в этой области принесла ощутимые результаты. Так, за 15 лет средний возраст сотрудников института снизился с 61 года до 43 лет. Из 1913 сотрудников института - 887 человек в возрасте до 35 лет", - подчеркнул руководитель ВИАМ. При этом, он отметил, что большую роль в становлении кадрового резерва играют действующие в ВИАМ система подготовки специалистов и институт наставничества.

В заключение Евгений Каблов презентовал книгу "Тенденции и ориентиры инновационного развития России". Издание представляет собой сборник научно-информационных материалов, подготовленных Генеральным директором ВИАМ и посвященных анализу и критическому рассмотрению новейших тенденций развития инновационных процессов в нашей стране, а также ключевых мероприятий государственной политики, нацеленных на их регулирование.

 
Ссылки по теме: Другие пресс-релизы «ВИАМ» | Все пресс-релизы
Дайджест прессы за 28 августа 2015 года | Дайджест публикаций за 28 августа 2015 года
Авторские права на данный материал принадлежат компании «ВИАМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Чуйко Виктор, Каблов Евгений, Объединенная авиастроительная корпорация, Вертолеты России, АССАД, Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов, Авиационная промышленность (в процессе тестирования)