О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Американские военные самолеты пересекли границу России

Но - с мирными целями. На авиасалон МАКС из США прилетели два самолета Второй мировой войны, напомнив о временах, когда мы были союзниками

Но - с мирными целями. На авиасалон МАКС из США прилетели два самолета Второй мировой войны, напомнив о временах, когда мы были союзниками.

В этом году новых самолетов на МАКСе почти не представили, а фигуры высшего пилотажа показывали уже не сенсационные ПАК ФА и МиГ-35. Крупный контракт подписали "Гражданские самолеты Сухого": продали "Суперджет" на миллиард долларов в Иран, ОАЭ, Египет и Иорданию. Контрактов мало из-за санкций против России. Король Иордании лично побывал на авиасалоне в день открытия - кроме него туда приехали президент Путин, наследный принц Абу-Даби и Рамзан Кадыров. Зато Германия, Канада, Украина, Польша, Великобритания и Дания отказались от национальных павильонов в этом году: из 760 компаний, принимающих участие в авиасалоне, 609 - российские. Впервые на публике выступила основанная в прошлом году пилотажная группа "Крылья Тавриды", названная в честь присоединения Крыма к России. А самой интересной новинкой на МАКСе-2015 оказались самолеты старые.

"Вот этот самый самолет участвовал в высадке союзников в Нормандии, - между делом упоминает канадец Джон Мекинсон, прилетевший на МАКС вместе с международной командой. Мы стоим в салоне Douglas DС-3, грузового самолета времен Второй мировой, - такие массово поставляли по ленд-лизу. Рядом возвышается новый Airbus Вместо безличного "it" Мекинсон ласково называет "Дуглас" "she", "она", будто одушевляя. Самолет живой, самолет работает: еще 6 недель назад на нем возили грузы по Флориде и вокруг Карибского моря. "Умели же раньше строить", - говорит Джон. А потом "она" и еще один такой же "Дуглас" одолели перелет из штата Монтана по историческому маршруту Аляска-Сибирь, по которому в войну шли поставки ленд-лиза.

Идея повторить легендарный маршрут вообще-то принадлежала американцам: авиационному обществу BRAVO 369. Об этом случайно узнал Сергей Баранов, руководитель "Русского авиационного общества", занимающийся реставрацией старых самолетов и фанат истории авиации. "Пока перелет готовился, появились санкции. Американцы стали сдуваться, и нам пришлось тянуть весь проект самим, - рассказывает Дмитрий Литовкин, пресс-секретарь проекта. - Мы всюду писали письма про наш полет - ни ответа, ни привета. А полгода назад нас неожиданно поддержал МИД. Тогда стали поддерживать и местные власти, Росавиация предоставила самолет сопровождения, бесплатные стоянки в аэропортах". По-другому ничего бы не получилось. Для начала, в российских аэропортах просто нет авиационного бензина - современные самолеты давно летают на керосине. И горючее, и детали для "Дугласов" в каждый аэропорт маршрута завозили за полгода.

"Но первой проблемой я бы назвал бюрократию", - говорит командир полета Валентин Лаврентьев: бывший летчик-испытатель и нынешний пилот "Аэрофлота", он тоже увлечен малой авиацией и ради Аляски-Сибири на месяц отпросился с работы. В России нельзя, как в Америке, просто прилететь к аэродрому и запросить посадку. "У нас все зарегулировано, а там большинство полос на автоматике: пилот нажал кнопку три раза, зажглись посадочные огни. Пока летели над Америкой, это была увеселительная прогулка, а пересекли Берингов пролив - и начался экстрим", - продолжает пилот.

К тому же в США аэродромы на каждом шагу, а большинство аэродромов, построенных для перегонки самолетов в СССР, сейчас разрушено. Поэтому и выбрали "Дугласы": они могут одолевать большие расстояния. "На нем можно сесть и без посадочной полосы. Даже на лед или снег, - любовно рассказывает Мекинсон. - Сейчас нет такого же маленького и мощного самолета, который мог бы столько работать. А "Дуглас" может летать хоть вечно: нет герметизации, так что ему не приходится каждый полет сжиматься-разжиматься от перепада давления. От этого все современные самолеты рано или поздно разваливаются".

В США больше трехсот "Дугласов" до сих пор на ходу: после списания из ВВС их покупали частные лица. В СССР же списанные самолеты уничтожались, так что не осталось ни одного. "Нам ветераны в Иркутске рассказывали, как на их глазах трактором давили самолеты, - говорит летчик Лаврентьев. - А они же неубиваемые, трактор раз проедет - самолет стоит. Второй раз проедет - стоит. А каково пилоту смотреть?"

Из Грейт Фоллс, штат Монтана, "Дугласы" пролетели через Канаду, побывали в Фэрбанксе на Аляске, где стоит монумент летчикам маршрута Аляска-Сибирь, и в Номе - последнем населенном пункте Америки, где американские пилоты передавали самолеты советским. Потом - Анадырь, Магадан, Якутск, Братск, Красноярск, где исторический маршрут завершался, и через Екатеринбург в Москву.

Затея энтузиастов превратилась в масштабную общественную акцию сама собой. В Якутске самолеты встречали несколько тысяч человек. В Братске была такая пробка к аэродрому, что люди бросали машины и шли пешком взглянуть на самолеты. "Это был какой-то взрыв народного самосознания, - с горящими глазами рассказывает Литовкин, сопровождавший "Дугласы" из Америки до самой Москвы. - На нас вышли поисковые отряды - мы-то здесь не знаем, а в Сибири много народу ходит по этой трассе и ищет летчиков: сибирский участок маршрута был самым опасным, много пилотов погибло. Мы встретили там 90-летнюю женщину, которая 15-летней девчонкой расчищала аэродром для самолетов из Америки. Сколько белых пятен в нашей истории, и сколько людей, которые хотят об этом рассказать".

"Помощь Америки забыта не в России, а в Москве, - соглашается пилот Лаврентьев. - В Сибири все помнят: там памятники, возложения венков, музеи, дети идут на самолет смотреть".

Вместе с российскими пилотами летели канадец Мекинсон и два гражданина США - Фрэнк и Глен Моссы, отец и сын. Один из "Дугласов" "Русавиа" как раз купили у Фрэнка, и вышло так, что именно они и стали послами мира и братства в России: "Мы не проводили кастинг. Мы просто нашли хороших людей в Америке", - пожимает плечами Литовкин.

"Я раньше не понимал, насколько важны были эти поставки для России, - признается седой Фрэнк. - Нас везде благодарили ветераны". А Лаврентьев с удовольствием вспоминает США: "Мы на самолете со здоровыми, между прочим, красными звездами через всю Америку пролетели, и шикарно все нас встречали. Даже наполненные пассажирами эйрбасы пропускали нас, а пилоты отдавали честь. Они помнят войну, они говорят: вы много сделали для той победы. В Канаде нам представитель русской диаспоры говорит: "Смотрите в оба, одни бандеровцы тут". Ну что, "бандеровцы" отвезли нас в ресторан, и все было замечательно".

Даже летом на высоте в два километра над Сибирью было холодно - в кабине пилотов стоял мороз минус пятнадцать. Закостеневшие руки от штурвала никак не отцепишь, со смехом вспоминают пилоты, так что прелести перелета времен войны прочувствовали на себе. "Как машина времени", - говорит Лаврентьев. За "Дугласами" присматривал самолет сопровождения, но на случай поломки команда взяла с собой палатки и другие средства выживания: "Некому нас искать, сверху это хорошо видно: ни деревень, ничего". Канадец Мекинсон разрешает зайти в кабину: приборы 70-летней давности, никакой электроники, а чтобы посмотреть, не горит ли турбина, надо высунуться в окно - такое случилось на тестовом полете еще в США. "Зато электроника и подвести не может, - Джон не хочет пересаживаться на современные самолеты. - Здесь все по-честному, а не как на "джетах": включил автопилот - и кофе пьешь. Здесь пилот сам делает всю работу. Ты больше включен, больше устаешь, но это делает тебя лучшим профессионалом". Я сижу на кресле пилота, а Мекинсон говорит: "В войну мы работали вместе. Это общее дело России и Америки - защищать мир от тирании, от ИГИЛ и парней вроде Гитлера, только у нас двоих есть силы, чтобы всех держать вместе. Согласны?"

Американцы прощаются с "Дугласами": они остаются в Москве в Музее Вооруженных сил. Лаврентьев обещает, что постараются держать самолеты на ходу, рано еще ставить их на полку.

"Между нашими странами есть недопонимание, но я вот что вам скажу: небо у нас одно на всех, и делить нам нечего", - слышен из динамиков голос ведущего, пока на глазах у зрителей МАКСа "Дугласы" описывают круги в подмосковном небе....
Авторские права на данный материал принадлежат «Новая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка