О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Антонов" взял курс на Самару

Арбитражный суд Самарской области принял к рассмотрению заявление украинского ГП "Антонов" о взыскании с самарского завода "Авиакор" 5,35 $млн

Арбитражный суд Самарской области принял к рассмотрению заявление украинского ГП "Антонов" о взыскании с самарского завода "Авиакор" 5,35 $млн. Причины иска не уточняются. По информации источника "Ъ" на авиарынке, скорее всего, речь идет о задолженности по лицензионному договору между "Антоновым" и "Авиакором", согласно которому, самарский завод в рамках проекта по сборке Ан‑140 обязан выплачивать украинскому концерну роялти как держателю интеллектуальных прав на самолет. Эксперты отрасли отмечают, что будущее у "Авиакора" "безрадостное", так как "живых" проектов, которыми бы сегодня мог заняться завод, на авиарынке нет. На "Авиакоре" до последнего времени рассчитывали на производство Ил-114, однако в финальный список претендентов на этот проект самарский завод не попал.

Арбитражный суд Самарской области принял к рассмотрению иск государственного предприятия "Антонов" (ГП, Украина) к ОАО "Авиакор-авиационный завод" (Самара, входит в холдинг "Русские машины" Олега Дерипаски) о взыскании с последнего 5,35 $млн. Первое заседание по делу назначено на 28 октября.

Причина иска не уточняется, в материалах дела лишь сообщается, что речь идет о "реализации товара, указанного в договоре, в том числе самолетов типовой конструкции Ан‑140, Ан‑140-100 и их модификации". Генеральный директор "Авиакора" Алексей Гусев вчера отказался от комментариев. На запросы "Ъ" в холдинге "Русские машины" и ГП "Антонов" не ответили.

По информации источника "Ъ" на авиарынке, скорее всего, речь идет о задолженности по лицензионному договору между "Антоновым" и "Авиакором", согласно которому, самарский завод в рамках проекта по сборке Ан‑140 обязан выплачивать украинскому концерну роялти как держателю интеллектуальных прав на самолет. В марте 2013 года "Антонов" уже подавал аналогичный иск к "Авиакору" - о взыскании 2,2 $млн. В итоге дело было прекращено, так как самарский завод добровольно погасил задолженность перед украинским предприятием.

В ноябре прошлого года Алексей Гусев в интервью "Ъ" заявлял, что "Авиакору" удалось договориться с "Антоновым" о получении интеллектуальных прав на две версии Ан‑140, но тогда речь шла только о грузовой и транспортной модификациях - Ан‑140 Т и Ан‑140 С.

Ан-140 на 52 кресла предназначен для перевозок до 3,7 тыс. км, разрабатывался как замена Ан-24 и Ан-26. Его могут выпускать харьковское ХГАПП, "Авиакор" и иранская HESA (по лицензии "Антонова"). С 1997 года выпущены 33 машины, на Украине их эксплуатирует "Мотор Сич", в РФ - АК "Якутия".

Из-за малых объемов производства Ан-140 и фактического отсутствия заказов последние десять лет "Авиакор" практически простаивал и терпел убытки. Возможность возродить производство возникла в 2012 году. Регион рассчитывал на заказ Минобороны, но, по отчету предприятия, за 2012 год "Авиакор" передал военным только два из шести запланированных Ан-140, убыток завода по итогам года составил 675,3 млн руб. В 2013 году Минобороны передано только три самолета, убыток завода вырос до 760,6 млн руб. В 2014 году "Авиакор" впервые за много лет получил чистую прибыль 56,2 млн руб. (о поставках Ан-140 данных нет, но завод в последние годы занимался обслуживанием и ремонтом Ту-154 . - "Ъ").

В начале августа этого года стало известно, что "Авиакор" приостановил выпуск Ан‑140. Как сообщал тогда Алексей Гусев, произошло это "из-за непоставок с Украины". По его словам, "замещение в производстве в такой быстрый срок невозможно", поскольку на Украине находятся 34 поставщика и головное ГП "Антонов". До конца года из имеющихся деталей планируется собрать несколько самолетов. На фоне неравномерной загрузки "Авиакор" с мая создал временные рабочие места примерно для 500 человек (в федеральном и областном бюджетах на это заложено около 23 млн руб. - "Ъ"), а всего пришлось сократить около 10  % работников. На сегодняшний день в отсутствие заказов "Авикор" занимается непрофильным бизнесом. Согласно информации, размещенной на официальном сайте предприятия, завод занимается продажей металлообрабатывающих станков и кузнечно-прессового оборудования, а также арендой и продажей зданий.

На "Авиакоре" с прошлого лета рассчитывают на начало производства Ил-114. Однако, как заявил на прошлой неделе глава ОАК Юрий Слюсарь в ходе деловой программы авиасалона МАКС‑2015, площадкой для сборки Ил‑114 станет либо Казань, либо Воронеж, либо Ульяновск, либо Нижний Новгород.

"Этот проект (производство Ил‑114. - "Ъ") очень хотел губернатор (Самарской области, Николай Меркушкин. - "Ъ"), причем хотел он его больше, чем акционеры "Авиакора". Дерипаска давно махнул рукой на самарский завод: выкарабкается - хорошо, не выкарабкается - ну, и ладно. Будущее "Авиакора" я вижу безрадостным, так как живых проектов, которыми бы сегодня мог заняться завод, на авиарынке нет. Единственный вариант - продажа "Авиакора" ОАК, но последней он не особо интересен. У корпорации достаточно своих сборочных заводов, которые работают не в полную силу. Поэтому, скорее всего, "Авиакор" в ближайшем будущем будет просто закрыт", - рассуждает независимый авиаэксперт Алексей Крамаренко....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Самара». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка