Новый Компаньон
2 сентября 2015, 08:43
МАКС по максимуму
С 25 по 30 августа на подмосковном аэродроме "Жуковский" состоялся международный авиакосмический салон МАКС-2015
По мнению экспертов, на этом авиасалоне явно проявились результаты проводимой краевыми властями кластерной линии в развитии промышленности. Одним из ярких результатов МАКСа для пермяков можно назвать достижение принципиальной договоренности между губернатором Пермского края Виктором Басаргиным и генеральным директором ГК "Роскосмос" Игорем Комаровым о том, что именно В Пермском крае будет базироваться серийное производство двигателя РД-191 для перспективных экологически чистых ракет-носителей "Ангара".
Пермяки на взлете
Пермский край презентовал на МАКСе промышленный кластер ракетного двигателестроения "Технополис "Новый Звездный" и Региональный центр инжиниринга, созданный в рамках этого кластера. В работе авиационно-космического салона МАКС-2015 приняли участие ОАО "Протон-ПМ", НПО "Искра", ОАО "Авиадвигатель", ОАО "Пермский моторный завод", Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ).
Новейшие разработки в области ракетного и авиационного двигателестроения были представлены пермскими предприятиями на стенде Роскосмоса. В оформлении стенда была использована символика Первого пермского инженерно-промышленного форума, прошедшего в Перми прошлой осенью по инициативе губернатора. Форум стал масштабной площадкой для обсуждения перспектив отечественной промышленности и модернизации российской экономики. "В ноябре этого года в Перми вновь состоится второй инженерно-промышленный форум", - отмечают в пресс-службе краевой администрации, подчеркивая важность этого мероприятия для инновационного развития региона.
Приятно, что на стенде АО "Объединенная двигателестроительная корпорация" (объединяет более 85% активов авиастроительной отрасли и является дочерней компанией Объединенной промышленной корпорации "Оборонпром"), по признанию самих представителей ОДК, ключевым экспонатом стал именно пермский перспективный двигатель ПД-14 для пассажирского самолета МС-21.
Александр Артюхов, генеральный директор АО "ОДК":
- Замещение двигателей иностранного производства - одна из важнейших задач, стоящих перед нами сегодня и предполагающая развитие всей продуктовой линейки холдинга, а также серьезную модернизацию опытного и серийного производства. Являясь высокотехнологичной компанией, объединяющей в себе управление всеми стадиями жизненного цикла выпускаемых изделий, мы планируем выполнять эту работу на основе уже реализуемых ОКР по двигателям, вариантов их модернизации, а также семейств двигателей на базе универсальных газогенераторов.
По информации ОДК, к таким проектам относится двигатель ПД-14 . "Двигатель ПД-14 - "первенец" в семействе двигателей тягой 9-18 тонн на базе унифицированного газогенератора, на основе которого можно создать целую линейку перспективных изделий. На стенде Объединенной двигателестроительной корпорации ПД-14 - ключевой экспонат. Впервые для широкой аудитории двигатель ПД-14, изготовленный уже в типовой конструкции, представлен с реверсивным устройством и элементами мотогондолы, которая разработана конструкторами ОАО "Авиадвигатель" с применением композиционных материалов".
По словам создателей перспективного двигателя, после завершения работы МАКС-2015 ПД-14 предстоит пройти сертификационные испытания на заброс мелкой и средней птицы, а также обрыв лопатки вентилятора. В процессе создания двигателя ПД-14 были разработаны и освоены 16 передовых и "критических" технологий, в том числе, изготовление облегченной пустотелой широкохордной лопатки из титанового сплава ВТ6, создание звукопоглощающих конструкций из композиционных материалов и металлов и пр. "Благодаря использованию в конструкции изделия современных материалов и компоновочных решений двигатель соответствует современным мировым требованиям по расходу топлива, эмиссии вредных веществ, шуму на местности, надежности, безопасности, ресурсным, эксплуатационным и экономическим показателям. ПД-14 не уступает по заявленным характеристикам современным зарубежным аналогам", - отрекомендовали пермский двигатель на сайте ОДК.
"Впереди хорошее время"
В рамках МАКСа пермскими властями было заключено сразу несколько принципиальных договоренностей. В частности, достигнуто соглашение о том, что серийное производство двигателя РД-191 для перспективных экологически чистых ракет-носителей "Ангара" будет развиваться в Перми.
Как сообщил по итогам авиасалона губернатор Пермского края Виктор Басаргин, с 2017 года начнется поэтапное увеличение поставок товарных РД-191, а с 2022 года ПАО "Протон-ПМ" должно стать главным изготовителем двигателя для ракет нового поколения. Предполагается, что контракт с "Роскосмосом" будет подписан уже в ближайшее время.
"Это загрузка предприятия "Протон-ПМ", как минимум, до 2025 года, а также огромный объем инвестиций в нашу промышленность (около 15 млрд руб.) и сотни высокотехнологичных рабочих мест. В ближайшее время мы подпишем инвестиционный контракт с госкорпорацией (Роскосмос, - ред.), в котором укажем определенные налоговые преференции на стадии освоения производства, тем самым создав основу для реализации масштабного инвестиционного проекта", - прокомментировал соглашение Виктор Басаргин.
Генеральный директор ГК "Роскосмос" Игорь Комаров, в свою очередь, отметил ключевую роль Пермского края в федеральных программах по развитию двигателестроения и космического ракетостроения.
Гендиректор ГК "Роскосмос" Игорь Комаров:
- У нас большие программы по развитию двигателестроения и космического ракетостроения. Пермский край является одной из ключевых территорий в этих программах, и мы рассчитываем на их успешную реализацию. Безусловно, этому способствует то внимание, которое руководство края оказывает в плане социальной и кадровой поддержки кластеру "Технополис "Новый Звездный".
О том, что Роскосмос принял решение сконцентрировать серийное производство маршевых двигателей для перспективной ракеты-носителя "Ангара" на пермском предприятии "Протон-ПМ", а не на химкинском НПО "Энергомаш", разработавшем двигатель, стало известно еще в 2013 году. Тогда же сообщалось, что "Ангара" в перспективе должна стать основным российским носителем, и все ее модификации будут укомплектованы двигателями РД-191 (от одного до семи в зависимости от класса ракеты). Однако кадровые перестановки в госкорпорации и на ОАО "Протон-ПМ", произошедшие в минувшем году, дали повод усомниться в том, что "Протон" сохранит за собой право на этот заказ. Полученное Виктором Басаргиным в рамках МАКСа-2015 подтверждение договоренностей с "Роскосмосом" подобные опасения исключает.
По словам генерального директора ПАО "Протон-ПМ", достигнутые договоренности определили будущее "Протона".
Дмитрий Щенятский, генеральный директор ПАО "Протон-ПМ":
- Сегодня мы выступаем единой командой: стенд Пермского края показывает сплоченность между администрацией края и нашими промышленными предприятиями. Конечно, самая главная новость и для "Протона", и для региона - то, что за нами закреплено серийное производство двигателя РД-191. Это событие определяет наше общее будущее: "Протона" как предприятия и края как территории, которая обеспечивает развитие космонавтики.
Не менее важные соглашения были достигнуты и в области авиастроения. Так, на встрече с гендиректором ОДК Александром Артюховым Виктор Басаргин обсудил дальнейшие шаги по разработке двигателя ПД-14 для пассажирского самолета МС-21 и выпуску ГТУ (выполняют ОАО "Авиадвигатель" и ОАО "ПМЗ"). По итогам стороны также договорились заключить инвестконтракт, конкретизирующий обязательства региона и "Объединенной двигателестроительной корпорации". Конкретно, в документе будет указано число специалистов для авиастроительной и космической отраслей, которых подготовят вузы Пермского края.
В рамках авиасалона прошло и несколько "сопутствующих" торжественных мероприятий, организованных пермскими промышленниками - так, например, состоялось награждение лучшего эксплуатанта двигателя ПС-90А, производимого ОАО "ПМЗ". Им стала компания "Трансаэро". Сейчас в авиакомпании "Трансаэро" эксплуатируется 10 двигателей ПС-90А на пяти самолетах. "Один из двигателей наработал без съема с крыла более 9000 часов (на Ту-214, борт №64518), его эксплуатация продолжается и сейчас",- сообщает пресс-служба ОАО "ПМЗ".
В целом, пермские авиастроители исключительно довольны тем, как прошел салон 2015 года. По мнению Александра Иноземцева, "впереди хорошее время".
Александр Иноземцев, управляющий директор - генеральный конструктор ОАО "Авиадвигатель":
- На форуме свершились крайне важные и нужные дела. В прошлые годы у нас никак не получилось договориться с ОДК, но благодаря Виктору Басаргину, который всегда выступал бойцом за наши интересы, нынешняя встреча заложила новые правильные отношения. И руководство госкорпорации, и руководство края одинаково понимают, что когда в руках есть курица, несущая золотые яйца, я имею ввиду пермский завод, его надо развивать. Я очень доволен встречей, думаю, что впереди у нас очень хорошее время.
Ставка на кластеры
Комментируя итоги МАКСа-2015, губернатор Виктор Басаргин подчеркнул, что успехи пермской промышленности "вопреки оценкам скептиков во многом предопределила политика по созданию в крае территориально-инновационных кластеров".
Благодаря кластерному подходу в промышленности, в 2014 году в Пермском крае, по словам губернатора, удалось создать и модернизировать 3000 рабочих мест.
Сегодня в крае реализуется несколько кластеров: "Технополис "Новый Звездный", "Фотоника", в стадии проработки и создания находятся инновационный кластер по производству облицовочного картона и фармацевтический кластер ЗАО "Медисорб".
Губернатор Пермского края Виктор Басаргин:
- Кластерная политика себя оправдала, ярким доказательством чего служит решение Роскосмоса о размещении на площадке ПАО "Протон-ПМ" серийного производства двигателей РД-191 для ракеты-носителя "Ангара".
Андрей Шахаев, доцент, кандидат экономических наук, бывший заместитель министра промышленности, инноваций и науки Пермского края, родоначальник центра кластерного развития в ОАО "КРПК":
- В условиях, когда Америка противится внедрению в России всего нового, пермский кластер ракетостроения выполняет задачи не столько даже по импортозамещению, сколько по экспортовозобновлению. И реализовать эти задачи удалось в условиях кризиса. Идея кластерного подхода оправдала себя, что становится очевидным на примере "Протон-ПМ" и "Авиадвигателя". Работая в цепочке кластера, предприятия показали рост и достигли новых позиций.
Стоит напомнить, что кластер технополис "Новый звездный" в конце прошлого года уже получил первую субсидию из федерального бюджета в 118 млн руб., в том числе на создание регионального центра инжиниринга. "На данный момент краевым Минпромом совместно с ПНППК разработана и направлена в Правительство РФ Программа развития кластера волоконно-оптических технологий "Фотоника". Поставлена цель: войти в топ российских инновационных кластеров. В конце прошлого года заработал важнейший элемент "Фотоники" - завод оптоволоконного кабеля "Инкаб". В его развитие уже привлечено 665 млн руб. из федерального бюджета", - сказал в своем выступлении губернатор.
Сегодня в поселке Новые Ляды в рамках реализации проекта "Технополис "Новый звездный" создается научно-производственный центр, в котором будут задействованы несколько тысяч высококвалифицированных инженеров, ученых, конструкторов крупнейших компаний-участников "Технополиса "Новый Звездный". Среди них "Протон-ПМ", "Авиадвигатель", "Пермский моторный завод", НПО "Искра, Пермский политехнический университет и другие. "Под кластер" в Новых Лядах строятся жилье, дороги, развивается социальная и образовательная инфраструктура....
Авторские права на данный материал принадлежат «Новый Компаньон». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Март 27, 2024
Аэрофлот успешно поддерживает непрерывность автоматизированных бизнес-процессов совместно с российской ИТ-компанией IBS
Март 28, 2024
СМИ: в США двое военнослужащих пострадали в результате крушения ударного вертолета
Март 28, 2024
В Румынию прибыли шесть британских истребителей Eurofighter Typhoon для патрулирования
Март 28, 2024
Аэропорту в Абхазии не хватает выделенной территории