О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Полет нормальный! Эксперты о том, как прошел МАКС-2015

Нынешний МАКС имеет счастливый номер - он 12-й по счету. и в то же время первый, проходящий в условиях ухудшения международной обстановки и экономических санкций. а авиация - дело международное...

Нынешний МАКС имеет счастливый номер - он 12-й по счету. и в то же время первый, проходящий в условиях ухудшения международной обстановки и экономических санкций. а авиация - дело международное...

Заместить, а то...

На МАКС-2015 бросалось в глаза заметное преобладание военной техники над мирными самолетами. И это при практически полном отсутствии иностранной военной экспозиции! Вот что сказал "АиФ" Юрий Слюсарь, президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), вобравшей в себя все самые известные российские летающие бренды: МиГ, Су, Ил и др.:

- Действительно, сейчас 80% прибыли ОАК приносят военные заказы. Однако мировая конъюнктура складывается таким образом, что денежные потоки в ближайшем будущем повернутся в сторону гражданского авиастроения. Государство поставило перед нами задачу - добиться того, чтобы к 2020 г. каждый второй рубль нам приносили коммерческие авиалайнеры.

Хотя добиться этого будет нелегко. Лидер продаж ОАК, региональный лайнер "Сухой Суперджет 100", в значительной степени (в том числе двигатели!) состоит из иностранных комплектующих. Схожие проблемы и у тех, кто делает чисто военную продукцию.

У нас порой к импортозамещению относятся шапкозакидательски, а зря - вопрос этот непростой, - говорит Борис Обносов, генеральный директор корпорации "Тактическое ракетное вооружение", поставляющей для ВВС львиную долю ракет. - Есть, например, у нас авиационная ракета Х-35, мотор к которой всегда делало украинское предприятие "Мотор Сич". Недавно встал вопрос об отечественном движке. И решался этот вопрос ох как непросто - то из подшипников шарики летят, то корпус трескается... Но совместными усилиями мы этот мотор запустили в серию.

Другой пример - в головках самонаведения ракет мы долгое время использовали импортную элементную базу. Переход на отечественные микросхемы тоже дался нелегко, некоторым коллегам приходилось в три смены работать... Импортозамещение на 100% вряд ли возможно и необходимо. Что-то все равно придется закупать если не на Западе, то на Востоке. Но когда в своей стране невозможно купить нормальный транзистор - это беда!

Время - деньги!

Главное, что приходило на ум при осмотре МАКС-2015: где-то я это уже видел - и истребитель Су-30, и комплекс ПВО С-300, и даже самолеты 5-го поколения Т-50... Да 2 года назад на предыдущем салоне и видел!

- МАКС-2013 был более представительным, чем нынешний, - считает Руслан Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий. - Нынешний салон из-за экономических санкций, конечно, выглядел победнее, но я, честно говоря, ожидал худшего! Даже число участников сократилось не сильно. Места, освободившиеся от европейских и американских фирм, заняли Китай и Иран. С последним подписано соглашение по освоению космоса, продолжаются переговоры по поставкам комплексов ПВО С-300. Из-за этого, правда, МАКС бойкотировали израильские фирмы, зато повышенную активность проявили арабские страны. Не было, конечно, и многих украинских фирм, выступавших прежде партнерами российской оборонки. Но тут надо иметь в виду, что собственно украинского в их разработках не было, а были старые советские технологии 70-80-х годов. Заменить их можно, были бы время и деньги....
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы и факты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка