О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

МАКС-2015. Говорящие цифры

На недавнем МАКС-2015 экспертам были представлены сразу три прогноза развития мировой авиации. Два - от грандов отрасли Airbus и Boeing - публикуют давно. Третий - от нашей ОAK - cтал доступным впервые

Три прогноза

На недавнем МАКС-2015 экспертам были представлены сразу три прогноза развития мировой авиации. Два - от грандов отрасли Airbus и Boeing - публикуют давно. Третий - от нашей ОAK - cтал доступным впервые. Раньше считался закрытым: анализировали, но не разглашали.

Все три прогноза - долгосрочные, на 20 лет. В общих цифрах сходятся. За это время миру планируют продать примерно 38000 новых самолетов, а России предсказывают экономический рост. ОАК - в среднем на 1,7 - 2% в год, Airbus - на 2,4% .

Boeing рассчитывает, что за 20 лет России и СНГ понадобится 1150 самолетов общей стоимостью 140 млрд. долл. Российские авиастроители называют то же число самолетов, но цену ограничивают 122 млрд. долл. У Airbus  надежды чуть больше: 1280 машин и 150 млрд. долл. Все считают рынок в будущем перспективным.

Два конкурента

"По мере улучшения экономической ситуации мы рассчитываем на рост международного пассажиропотока и повышение спроса на самолеты в регионе", - говорит вице-президент Boeing Commercial Airplanes Марти Бентротт.

"Мы твердо уверены, что отношения с Россией - это долгосрочное сотрудничество и долгосрочные возможности. Мы пройдем через "зону турбулентности", и сотрудничество будет расширяться", - вторит конкуренту исполнительный вице-президент Airbus Кристофер Бакли.

Падение рубля и проблемы с получением на Западе длинных кредитов сегодня сокращают финансовые возможности отечественных лизинговых и авиакомпаний. Но Airbus, например, готов "войти в положение": "Чтобы преодолеть непогоду, мы остаемся чрезвычайно гибкими, в том числе в финансовых вопросах, - заверяет Кристофер Бакли. - И сделаем все необходимое, чтобы преодолеть последствия санкций. Мы хотим, чтобы и наши российские клиенты, и мы крепко стояли на ногах и могли развиваться".

Ноль сомнений

"У всех одинаковое понимание тенденций развития воздушного транспорта в России, - поясняет политику концерна глава представительства Airbus в России Лионель Шампо. - В огромной стране большие потребности в перевозках. Прогноз лучше, чем по другим регионам. И даже если в ближайшие годы темпы развития из-за экономических трудностей не будут высокими, в долгосрочном плане прогнозы оптимистичны.

Они дают основания для веры в будущее. И понимание: в сложные времена нужно готовить завтрашний день вместе. Поэтому посещение нашей экспозиции на МАКС г-ном Путиным было нам очень приятно. Мы видим в этом признание наших усилий по развитию сотрудничества, которому уже 25 лет. И свидетельство того, что несмотря на политические проблемы, наше присутствие на рынке оценено и у нашего сотрудничества есть перспектива".

Девятнадцать мест

Расчет крупных производителей на крупные же контракты в будущем понятен: они "мелочами" не занимаются. А что не производят, того и не прогнозируют. Самолеты с малым числом мест - до 20 - вообще не попали ни в один из обзоров. "Такая пассажировместимость пока вне зоны нашего интереса", - объяснили маркетологи ОАК.

Но есть и те, кто интерес проявляет - живой, действенный и активный. Находящаяся совсем рядом с зоной наших полетов китайская Харбинская авиационная корпорация уже выпустила 19-местный самолет Y12F, сертифицировала его России, презентовала на МАКС и рассчитывает на хорошие продажи в Сибири и на Дальнем Востоке. И не через двадцать лет, а вот-вот...  Хотя, возможно, прямо сейчас не получится.

Триста пятьдесят миллиардов

Контрактов на поставку иностранной техники российские авиакомпании на МАКС-2015 не подписывали. У отечественного производителя - АО "Гражданские самолеты Сухого" - для лизинга купили 32 самолета SSJ100 и заключили опцион еще на 28 лайнеров. Цена сделки превысила 130 млрд. рублей. Был и ряд менее крупных "гражданских" контрактов.

А вот стоимость сделок в рамках военно-технического сотрудничества не разглашалась. Кстати, многие крупные корпорации тоже заключили соглашения, не раскрыв их стоимости. В целом контракты и сделки МАКС-2015 оценены в 350 млрд. рублей.

"Сейчас российский авиапром оказался под ударом финансового кризиса, а также под угрозой ужесточения санкций, - комментирует ситуацию Би-би-си, - но отсутствие сенсационных сделок не означает, что в российском авиапроме застой и нет жизни. Скорее, наоборот, сейчас он активен как никогда. Обстановка... подтолкнула российское руководство к постепенному отказу от комплектующих из западных стран".

Тысяча четыреста лошадей

На МАКС на стенде "Пратт энд Уитни" (США) Сара Банд по праву гордилась тем, что ее компания поставила первый двигатель PW1400 на сборочное производство корпорации "Иркут". Спроектированная специально для МС-21, модификация двигателя должна обеспечить снижение шума, топливную экономичность и низкий уровень выбросов вредных веществ.

Но по соседству демонстрировали и российскую альтернативу - пятый опытный образец нового двигателя ПД-14. Летом он прошел стендовые испытания в Перми, и ожидается, что будет сертифицирован в 2017 - 2018-м. Выбирать предстоит заказчикам: по их желанию МС-21 может комплектоваться или тем, или другим двигателем. Уже есть контракт на ПД-14 для 35 самолетов МС-21, а потом на его основе планируется создать силовые установки для перспективных российско-китайских разработок - тяжелого вертолета и широкофюзеляжного самолета.

"Российская промышленность в том, что касается производства военной техники, находится на одном из первых мест в мире. А в будущем с ней предстоит считаться и производителям гражданских самолетов", - констатирует человек, видевший в области авиации, наверное, все, - директор Парижского авиасалона Ле Бурже Жилль Фурнье. По его мнению, сегодня "российская промышленность - это относится к производству гражданской, военной и космической техники - стала структурированной, централизованной и хорошо организованной". И МАКС - уникальная возможность со всей отраслью познакомиться.

И еще МАКС - это самая красивая в мире летная программа. "Я повторяю - лучшая в мире! - настаивает Жилль Фурнье. - Вы нигде не увидите столько самолетов в небе, как в Москве. Это потрясающе! На нашем салоне военная авиация представлена слабее, все меньше и меньше самолетов поднимается в небо. Если хотите увидеть боевые машины в полете, надо ехать в Москву".

Шесть с половиной тонн

Французы приехали. Конечно, не только для того, чтобы посмотреть на 90 летательных аппаратов, взмывавших в небо МАКС-2015. В этом году, несмотря на политические бури, потопившие для французских судостроителей контракт по "Мистралям", Франция увеличила свое присутствие на МАКС, став крупнейшей страной-экспонентом.

"Это естественно", -  объясняет глава представительства Airbus. Он называет МАКС "авиасалоном обязательного присутствия". "Масштаб, число стран-участниц, состав экспонентов и гостей делают МАКС местом встреч и переговоров, где нельзя не быть". И еще Лионель Шампо раскрывает "секрет красоты" демонстрационных полетов на Московском авиасалоне. Российский размах.

"Воздушное пространство для летной программы на МАКС гораздо шире, чем в других местах. Здесь возможно демонстрировать летные качества техники в полном объеме. На МАКС летчик может делать самые сложные фигуры высшего пилотажа и полностью показать, на что способен самолет. Поэтому демонстрационные полеты на МАКС производят очень сильное впечатление.

И мы очень рады, что имели на МАКС возможность показать в небе наш новый лайнер А350 и он мог совершать полеты ежедневно. Я видел, как люди наблюдали за этими полетами, какие делали комментарии... Было очень приятно: "Мы выпустили в небо красивую птицу"... Радовало и то, что в создание этого самолета внесла свой вклад и российская промышленность".  ВСМПО-АВИСМА поставляет для А350 титановые штамповки. Их общий вес на борту каждого лайнера - 6,5 тонны.

Пять тысяч четыреста три метра

Но красота летной программы МАКС обеспечена еще и тем, что в Жуковском покорили не только пространство, но и время. На аэродроме ЛИИ им. Громова самая длинная в Европе взлетно-посадочная полоса - 5403 метра и... вдоволь "свободного неба". В Москве не приходится, как в Сингапуре, выкраивать час для летной программы авиасалона, прекращая на это время полеты в близлежащем международном аэропорту Чанги.

Нам есть где и когда летать.  Но главное - в отличие от недавнего времени, когда тренировочный полет боевые летчики считали за счастье,  есть кому и на чем летать. И поэтому есть что показать - и мощь машин, и мастерство пилотов.

Пять групп высокого полета

Как правило, за рубежом существует только по одной группе высшего пилотажа в стране. Везде это национальная гордость. Во Франции и Италии этих летчиков знают по именам. Случайно или нет, но в Ле Бурже фотосессия французских асов проходила рядом со стендом с абсолютно советским лозунгом: "Люди - наше главное богатство". В Сингапуре молодежь по часу стояла за автографами шестерых пилотов "Черных рыцарей" - сначала расформированной, а потом воссозданной пилотажной группы национальных ВВС.

В Воздушно-космических силах России целых пять групп высшего пилотажа! "Русские витязи" (полеты на СУ-27), "Стрижи" (МиГ-29), "Соколы России" (Су-30) и только что созданные "Крылья Тавриды" (Як-130) приняли участие в  МАКС-2015. Кого-то это, видимо, напрягает: "...спрос на боевые самолеты на подъеме, и МАКС все больше становится витриной военного могущества страны", - полагает агентство "Рейтер"...

Четыреста тысяч гостей

А россияне "по старинке" считают МАКС главным праздником авиации. "Истребитель замирает в воздухе, а потом резко срывается и вытворяет в воздухе нечто нереальное, на грани фантастики!" "Летная программа - это, конечно, праздник! Фантастика! Чудеса!" "Пилотам - наше восхищение!" "Классный авиасалон, яркий" "От шоу была в восторге, захватывало дух". Такие отзывы побывавшие оставляли после полетов.

Их было много. В один из дней массового посещения увидеть полеты на МАКС-2015 приехали 153 тысячи человек. Некоторые даже приплывали. Правда, экзотическое предложение этого года - "летная программа с воды", с борта теплохода - стоило куда дороже входных билетов.

Бесплатно, как обычно, проходили на МАКС дети до 14, а в этом году - впервые - и студенты. Новацию МАКС-2015 - "День студента", в рамках которой салон посетили более 7 тысяч учащихся, президент России отметил как "очень хорошую, нужную инициативу". А всего в этом году МАКС собрал 404 тысячи гостей и участников.

Одно слово.

Успех....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка