Автор: Анастасия Николаева
Опубликовано: 15.09.2015, 15:30
 

Кодекс для беспилотников

Использование в России беспилотников, в том числе в коммерческих целях, могут легализовать к 2020 году


[image]

Законодательство, устанавливающее правила легального применения беспилотных летательных аппаратов, в России начали обсуждать еще в 2012 году. Разработкой законопроекта, регулирующего вопросы "использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации в части, касающейся применения беспилотных воздушных судов (БВС)", занимался Минтранс.

В пояснительной записке к проекту федерального закона, указывалось, что "достигнутый уровень технологий БВС (…) поставил перед авиационными властями государств-участников Международной организации гражданской авиации (ИКАО) ряд вопросов технического и организационного характера, связанных с проблемой интеграции БВС в воздушное пространство, используемое пилотируемыми воздушными судами с экипажем на борту".

В настоящее время применение БВС в Российской Федерации осуществляется посредством установления временного и местного режимов полетов, а также кратковременных разрешений на выполнение полетов в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотников.

Вместе с тем, признали в Минтрансе, расширяющиеся возможности их использования требуют разработки нормативной правовой базы, которая бы учитывала особенности БВС для использования в гражданской, государственной и экспериментальной авиации. В том числе внесения изменений в воздушное законодательство России.

Законопроект, в частности, предусматривает включение в Воздушный кодекс РФ норм, устанавливающих понятия "пилотируемое воздушное судно", "беспилотное воздушное судно", "беспилотная авиационная система", "внешний экипаж". Кроме того, проект закона оговаривает особенности применения в гражданской авиации сверхлегких гражданских воздушных судов весом конструкции 115 кг и менее.

В феврале комиссия правительства РФ по законопроектной деятельности одобрила внесенный Минтрансом законопроект об использовании беспилотных воздушных судов, а в марте проект этого закона был одобрен кабинетом министров и внесен в качестве законодательной инициативы в Госдуму.

Документ вводит нормы по сертификации и госрегистрации беспилотников различных типов, устанавливает требования к их управлению и обеспечению безопасности полетов; предлагает механизм расследования авиационных происшествий, связанных с эксплуатацией таких воздушных судов.

По замыслу авторов законопроекта, госрегистрации должны подлежать беспилотники с максимальной взлетной массой более 30 кг. Обязательным условием для эксплуатации дронов, согласно законопроекту, является наличие сертификата летной годности.

В июне депутаты Госдумы уже приняли правительственный законопроект в первом чтении.

По мнению эксперта ИКАО и комитета Госдумы по транспорту, профессора Виталия Бордунова, необходимость подобного закона очевидна.

"Государство должно проделать большую работу, чтобы законодательно урегулировать процесс сертификации беспилотных систем. Мы должны быть убеждены, что беспилотники находятся в надежных руках, что они исправно функционируют и никому не причинят вреда. Вот эти моменты необходимо прописать в законе", - заявил Бордунов "Российской газете".

По его словам, эти изменения носят фундаментальный характер.

"С новым законодательством в области регламентации полетов беспилотных систем мы вступаем в новый этап развития авиационной техники в нашей стране", - считает и главный редактор интернет-портала о беспилотной авиации Денис Федутинов.

Беспилотные авиационные системы, по его словам, все шире применяются для мониторинга нефте- и газопроводов, высоковольтных линий электропередач, железных и автомобильных дорог. И это только часть тех задач, которые можно решать с помощью беспилотников.

"Самое главное, что основная идея документа - не ограничить применение беспилотников, а сформировать правила, чтобы дать возможность более интенсивно развивать и применять беспилотные системы для решения не только военных, но и гражданских задач", - добавил Федутинов.

По мнению эксперта, законопроект, как и любое новшество, скорее всего, не будет идеальным, но большинство недостатков станут видны уже в процессе применения нового законодательства.

Примечательно, что по единому мнению специалистов, в ситуации, когда беспилотники летают вне правового поля, оказались почти все страны. У России же сейчас появился шанс первой легализовать этот экзотический вид авиационной деятельности.

Вместе с тем, по оценкам экспертов, использование в России беспилотников в едином воздушном пространстве с пилотируемыми воздушными судами может быть легализовано лишь к 2020 году. Тогда же планируется разрешить и коммерческое использование БВС в населенных пунктах.

Такой прогноз содержится в "дорожной карте", подготовленной экспертной группой AeroNet в рамках президентского проекта "Национальная технологическая инициатива".

В рабочую группу по проекту AeroNet входят 55 специалистов, рассказал "Известиям" руководитель рабочей группы Сергей Жуков. В их числе представители бизнеса, крупных госкомпаний (например, "Ростеха", "Вертолетов России"), научных организаций, таких как Центральный аэрогидродинамический институт, Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем, и представители министерств.

"Мы определили сегменты рынка беспилотников, наиболее перспективные для российских компаний. Это мониторинг объектов и дистанционное зондирование Земли, сельское хозяйство, доставка грузов, а в перспективе - людей и спасение. Прорабатывая эти сегменты, мы планировали пилотные проекты и параллельно описывали ту формулу модификации законодательства, которая бы соответствовала намеченным целям", - пояснил Жуков.

После того как новый вариант Воздушного кодекса получит статус действующего документа, нужно будет внести изменения в десятки нормативных актов, регулирующих режим использования воздушных средств. Например, предстоит получить в госкомиссии по радиочастотам номиналы частот для управления беспилотными воздушными средствами, оформить выделение для беспилотников маловысотных коридоров для мониторинга объектов.

Работа по модификации законодательства, по оценкам экспертов рабочей группы AeroNet, в основном должна завершиться в 2017-2018 годах. Отдельные мероприятия, например, такие как "Определение системы ответственности за последствия эксплуатации беспилотного средства", могут быть завершены в 2019 году.

"Главное здесь - это скорость модификации законодательства", - считает член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин.

По его словам, многие технологии использования БВС уже наработаны, в отличие от тех же беспилотных автомобилей.

"И в этой ситуации преимущество получит та страна, где максимально быстро будут созданы благоприятные условия для развития этого бизнеса. Чтобы внутренний рынок рос максимально быстро и с ним вместе росли национальные игроки. У нас в России потенциал для использования беспилотников огромен, учитывая нашу географию и непростую логистику в удаленных районах", - сказал Ионин.

Между тем представитель Минтранса, настоявший на анонимности, выразил опасение, что принятие нового Воздушного кодекса, в котором будет определен порядок использования беспилотников в России, может привести к слишком сильному зарегулированию этого процесса - до такой степени, что городах нельзя будет запускать даже детские квадрокоптеры.

"Другая крайность - если мы максимально либерализуем этот рынок, то рискуем получить последствия техногенного характера - вплоть до терактов", - предостерегает собеседник издания.

По его мнению, основное развитие для беспилотных систем возможно в малонаселенных и отдаленных районах РФ.

 

Дайджест прессы за 15 сентября 2015 года | Дайджест публикаций за 15 сентября 2015 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «Интерфакс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Авиасистемы, Группа компаний "ЗАЛА АЭРО", Государственный Научно-Исследовательский Институт Авиационных Систем (в процессе тестирования)