О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Небо под запретом

Киев с 25 октября запретил летать на Украину российским самолетам. Эксперты рассказали, чем обернется это решение для авиакомпаний и рядовых граждан

Киев с 25 октября запретил летать на Украину российским самолетам. Эксперты рассказали, чем обернется это решение для авиакомпаний и рядовых граждан.

Российские авиакомпании попали под санкции Украины "в виде ограничения, частичного или полного прекращения транзита ресурсов, полетов и перевозок по территории Украины" в середине сентября.

Через несколько дней кабинет министров Украины принял решение запретить полеты на Украину российским авиакомпаниям, в том числе крупнейшим перевозчикам "Аэрофлоту" и "Трансаэро". Теперь российским самолетам официально нельзя будет летать на Украину с начала зимней навигации, т.е. с 25 октября.

"Приняли решение о запрете полетов российских авиакомпаний, в первую очередь компаний "Аэрофлот" и "Трансаэро", в Украину", - заявил в Twitterпремьер-министр страны Арсений Яценюк.

Более того, согласно сообщению пресс-службы правительства, Украина запрещает транзитные полеты российских авиакомпаний через территорию Украины, "если они содержат товары военного назначения, двойного назначения или российскую военную живую силу".

Таким образом, под украинские санкции попали "Аэрофлот", а также "224 летный отряд", "ВИМ-Авиа", "Газпром-Авиа", "Донавиа", "Когалымавиа", "Оренбургские авиалинии", "Полет", Red Wings, "Россия", "РусДжет", "РусЛайн", "Сибирь", "Трансаэро", "Уральские авиалинии", "Якутия", "Ямал" и другие российские авиаперевозчики.

Через несколько дней после запрета государственная авиационная служба Украины выполнила все необходимые процедуры по уведомлению российских авиакомпаний о санкциях, сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе ведомства. Всем авиакомпаниям, попавшим под санкции, разослали письма.

28 сентября "Аэрофлот" подтвердил получение такого уведомления, сообщил "Интерфаксу" представитель авиаперевозчика. Теперь пассажирам остается ждать, когда им объяснят порядок возврата билетов.

"Как только и если "Аэрофлот" получит официальное уведомление от авиавластей Украины об отмене рейсов, компания оповестит об этом своих пассажиров и разъяснит правила возврата денежных средств за ранее приобретенные авиабилеты", - говорилось в сообщении российского перевозчика.

В настоящее время "Аэрофлот" летает в два украинских города: Киев и Одессу. По расписанию с октября авиаперевозчик должен был начать полеты в Харьков.

"Трансаэро" летает из России в Киев и Одессу, а также в Днепропетровск, следует из информации на сайте компании.

Бей своих, чтоб чужие боялись

Авиасанкции не принесут позитивных изменений ни России, ни Украине, считают эксперты и российские политики. Так, глава Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун уверен, что запрет на полеты на Украину приведет к сбою в доставке пассажиров.

По данным АЭВТ, с января по июль 2015 года российские авиаперевозчики перевезли на Украину 303 тыс. человек, а обратно за этот же период - 287 тыс. человек. Тасун сообщил, что АЭВТ оценивает дополнительные расходы российских авиакомпаний из-за необходимости облета Украины "в несколько десятков миллионов долларов".

Несладко придется не только отечественным авиакомпаниям, но и украинским пассажирам. Министр транспорта РФ Максим Соколов сообщил, что украинцев среди авиапассажиров рейсов между Украиной и Россией большинство, поэтому запрет Киева на полеты российских авиакомпаний является "выстрелом в ногу".

"Не только российскими авиакомпаниями, но и авиакомпаниями Украины было перевезено порядка 800 тыс. человек за эти восемь месяцев (2015 года - ИФ), и примерно 70% (пассажиров) как украинских, так и российских авиалиний - это граждане Украины", - сказал Соколов в интервью программе "Вести в субботу" с Сергеем Брилевым на телеканале "Россия 1".

По его словам, немалую долю в авиапотоке занимали пассажиры, следующие через Россию транзитом. Примерно 40% тех, кто прибывал рейсами "Аэрофлота" с Украины в Москву, летели дальше.

"Конечно, это абсолютно непродуманный с точки зрения самих пассажиров шаг, который приведет, конечно, к убыткам не только российских авиакомпаний, но и всего авиационного бизнеса Украины", - полагает Соколов.

Он уверен, что этот шаг серьезно скажется на мобильности украинских граждан не только в отношении России, но и в азиатском направлении.

В Госдуме также полагают, что запрет полетов на Украину российских авиаперевозчиков навредит в первую очередь Киеву.

"Это удар больше по украинцам, чем по нам. И это больше политическое решение, нежели экономическое, и оно направлено против украинского народа и против украинской экономики, и против здравого смысла", - заявил первый замглавы думского комитета по транспорту Виталий Ефимов ("Единая Россия") журналистам.

Действительно, украинские аэропорты уже начали подсчитывать возможные убытки. Так, международный аэропорт "Киев" (Жуляны), входящий в пятерку крупнейших аэропортов Украины, прогнозирует сокращение общего объема доходов на 30% из-за ухода российских авиакомпаний в результате санкций.

"Аэропорт потеряет порядка 30% доходов, если уйдут российские авиакомпании, попавшие под санкции. В нашем случае это компания "Трансаэро", - сообщил агентству "Интерфакс-Украина" глава совета директоров аэропорта Денис Костржевский.

По данным пресс-службы аэропорта, 25-35% пассажиров пользуются услугами российских авиакомпаний.

Россияне же, которые пока не собираются лететь на Украину, могут не волноваться - скорее всего, для них цены на билеты не повысятся. Дело в том, что российские авиакомпании, совершающие рейсы в направлении популярных европейских курортов, еще летом 2014 года начали облетать территорию Украины.

"Сегодня наши авиакомпании практически не летают над территорией Украины, соответственно, как и украинские компании тоже в транзитном пространстве России не присутствуют", - подчеркнул министр транспорта РФ Максим Соколов в интервью программе "Вести в субботу" с Сергеем Брилевым на телеканале "Россия 1".

Рейсы в сторону популярных курортов Турции и Болгарии уже сейчас, по словам министра, идут "по нашей территории", не над Украиной.

"Это небольшое увеличение времени в полете - на 20-30 минут - довольно чувствительно, но, с точки зрения цены билета, уже давно состоявшийся факт", - отметил глава Минтранса.

Симметричный ответ

Неудивительно, что в Москве очередную инициативу Киева расценили как недружественный шаг. В частности, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал "актом безумия" решение украинских властей запретить полеты российских авиакомпаний в Украину.

"Сейчас можно сказать одно, что прекращение авиасообщения между Россией и Украиной было бы очередным актом безумия", - сказал Песков журналистам.

При этом представитель Кремля не исключил продолжения подобной практики Киевом.

"К сожалению, основываясь на опыте где-то последних 20 месяцев, мы не можем отрицать таких актов безумия со стороны Киева и не можем отрицать гипотетическую возможность таких актов безумия", - сказал он.

При этом российские власти вынуждены отвечать на подобные выпады. После официального запрета полетов со стороны Киева Россия введет зеркальные авиасанкции в отношении Украины.

"Естественно, российские авиационные власти предпримут абсолютно зеркальные меры (…) Как только мы их получим (официальные запреты - ИФ), мы введем ответные меры, и украинские авиакомпании также не будут допущены к полетам на территории России", - заявил министр транспорта РФ Максим Соколов в интервью программе "Вести в субботу" с Сергеем Брилевым на телеканале "Россия 1".

По словам министра, от такого развития событий пострадают обычные люди, прежде всего рядовые украинцы.

"Мы понимаем, что это фактически приведет к остановке воздушного сообщения между странами. И пострадают от этого, в первую очередь, граждане Украины. Но подчеркну, что в сложившейся обстановке, к этому шагу российскую сторону вынуждают действия украинских властей", - сказал Соколов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Интерфакс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка