О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Обмен запретами, или Как провожают самолеты

Государственная авиационная служба Украины в понедельник в одностороннем порядке уведомила ряд российских авиакомпаний о том, что с 25 октября их самолетам будет запрещено совершать полеты в эту страну

Киев и Москва обменялись запретами на полеты гражданских самолетов. Может ли полностью прекратиться воздушное сообщение между двумя странами, и кто больше всего пострадает от этого, пытался выяснить Владимир Ардаев.

Государственная авиационная служба Украины в понедельник в одностороннем порядке уведомила ряд российских авиакомпаний о том, что с 25 октября их самолетам будет запрещено совершать полеты в эту страну. Об этом РИА Новости в понедельник сообщила помощник главы службы Наталия Терлецкая.

В тот же день Минтранс РФ дал указание Росавиации направить авиакомпаниям Украины, совершающим перелеты в российские города, уведомления о прекращении использования воздушного пространства России - также с 25 октября.

Под украинский запрет попали в общей сложности более 20 российских авиакомпаний, среди которых "Аэрофлот " вместе с тремя его "дочками" - "Донавиа", "Оренбургские авиалинии" и "Россия", а также вторая по величине и объему пассажирских перевозок в РФ авиакомпания "Трансаэро". Кроме того, в списке значатся "Сибирские авиалинии" (S7), "Уральские авиалинии", Red Wings, "Якутия", "Ямал" и другие, том числе, авиапредприятие МЧС России, 224-й лётный отряд Минобороны РФ и специальный лётный отряд "Россия", осуществляющий перевозки первых лиц страны.

Запрет российской стороны будет касаться всех без исключения украинских авиаперевозчиков, совершающих или планирующих совершать перелеты в пункты назначения на территории Российской Федерации, пояснил РИА Новости начальник отдела пресс-службы и информации Минтранса Тимур Хикматов.

Таким образом, последнее октябрьское воскресенье станет последним днем, когда украинские самолеты смогут летать в Россию, а большинство российских - на Украину. После этого прямое воздушное сообщение между странами будет значительно сокращено.

Требуется небольшое уточнение, касающееся использования воздушного пространства России и Украины. Оно будет закрыто только для российских судов, направляющихся непосредственно на Украину, и для украинских, летящих непосредственно в Россию. Официального запрета на транзитные перелеты нет, однако, как сообщил Тимур Хикматов, с прошлого года российские транзитные маршруты более не проходят над территорией Украины, а украинские минуют Россию.

Кто пострадает больше

Российские авиакомпании сегодня летают в Киев, Одессу и Львов. Более 50 перелетов совершает "Аэрофлот", свыше 20 - "Трансаэро", кроме того, регулярные рейсы на Украину выполняют S7 и компания UTair, о ситуации с которой ниже будет сказано отдельно.

Украинский перевозчик - компания "Международные авиалинии Украины" (МАУ) более 20 раз в неделю летает в Москву, Санкт-Петербург и Калининград.

Российские специалисты пока воздерживаются от точных оценок возможных потерь российских авиакомпаний в результате наступающих запретов, предполагая однако, что эти потери составят десятки миллионов долларов в год. Тем временемукраинская сторона уже подсчитала, что ущерб МАУ составит $42 млн в год.

Ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов утверждает, что в Киеве поступили весьма необдуманно, вводя санкции против российских авиаперевозчиков, поскольку экономика украинской авиации пострадает намного серьезнее, чем российской.

"Для "Аэрофлота" полеты на Украину составляют примерно 0,3%-0,4% его операционного дохода. Для МАУ полеты в Россию - это примерно 7% операционного дохода. То есть Украина от введения своего запрета потеряет как минимум в 20 раз больше, чем Россия, если говорить об относительных цифрах. Вот и получается, что, введя эти санкции, в Киеве навредили, прежде всего, сами себе", - говорит Борисов.

Однако больше всего могут пострадать не перевозчики, а пассажиры. И снова, в первую очередь, украинские. Как сказал РИА Новости главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, "если взять полеты на территорию Украины, то это порядка 70 рейсов в неделю… Бóльшая часть пассажиров - это украинские граждане, работающие в России".

Теперь им придется искать себе новые способы передвижения.

Кто останется в небе

Санкции и связанные с ними запреты пока обошли одного крупного российского авиаперевозчика - UTair, входящего в одноименную группу, и имеющего, кстати, украинскую "дочку" - UTair Украина. По общему объему пассажирских перевозок UTair в России занимает четвертое место, уступая "Аэрофлоту", "Трансаэро" и S7. UTair на Украину летает, но в список не попала, и теперь сможет увеличить число своих рейсов на украинском направлении. Будет ли она это делать, пока неизвестно - в самой авиакомпании сегодня от комментариев отказались.

Впрочем, полагает Федор Борисов, закрытие украинского воздушного пространства и для UTair - лишь вопрос времени.

"Логика развития событий такова, что дело идет к полному прекращению прямого воздушного сообщения между Россией и Украиной. Есть все основания полагать, что в Киеве довольно быстро спохватятся и поспешат восполнить собственный недочет", - говорит он.

По мнению эксперта, в ближайшие месяцы для авиаперелетов между Украиной и Россией пассажирам придется использовать транзитные маршруты. Такие предложения есть уже сейчас - например, турецкая Turkish Airlines предлагает рейсы из России на Украину через Стамбул, латвийская AirBaltic готова связать Москву с Киевом через Ригу, чешская Czech Airlines - через Прагу, австрийская Austrian - через Вену, германская Lufthansa - через Мюнхен.
Остается открытым и транзитный маршрут через Минск. Его выполняет белорусская "Белавиа", которая планирует в ближайшее время увеличить число рейсов в Киев.

Как сообщает сайт Ассоциации российских туроператоров АТОР, ведущие российские авиаперевозчики, в частности, "Аэрофлот", уже приостанавливают продажу билетов на украинских направлениях на даты после 25 октября. По словам экспертов АТОР, основным результатом взаимных запретов станет то, что добираться из страны в страну будет сложнее и дороже.

Туроператоры напоминают о шестилетней эпопее с закрытием авиасообщения между Россией и Грузией. Прекращенное в августе 2008 года, оно возобновилось в сентябре 2015-го (хотя чартерные рейсы начали выполняться еще в 2010 году). Все это время из Москвы в Тбилиси и обратно пассажирам приходилось летать через Ригу, Минск, Киев.

Украинские санкции пока не коснулись и крупнейшего наземного перевозчика - РЖД. Так что путешествовать между Россией и Украиной по-прежнему можно по железной дороге....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка