О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Новые горизонты "Аэропортов Севера"

26 аэропортов, входящих в состав Федерального казенного предприятия "Аэропорты Севера", обеспечивают бесперебойное обслуживание населения Якутии и двух населенных пунктов Магаданской области на площади более 3,5 миллиона квадратных километров

26 аэропортов, входящих в состав Федерального казенного предприятия "Аэропорты Севера", обеспечивают бесперебойное обслуживание населения Якутии и двух населенных пунктов Магаданской области на площади более 3,5 миллиона квадратных километров.

Уникальный эксперимент

Развал народного хозяйства в 1990-е не мог не сказаться и на отрасли воздушного транспорта. Аэропорты, практически лишившись государственной поддержки, стали стремительно приходить в упадок. Но специфика региона такова, что без их сохранения в улусных центрах невозможна нормальная жизнедеятельность на огромной территории Якутии.

Для того чтобы сохранить авиа-транспортную инфраструктуру отдаленных воздушных гаваней, в 2004 году руководство республики приняло решение о создании Государственного унитарного предприятия "Дирекция аэропортов Республики Саха (Якутия)". В состав дирекции вошли 23 аэропорта, что позволило проводить консолидированную политику по вопросам снабжения, вывести из кризисного состояния аэропорты с малой интенсивностью полетов, расположенные, как правило, в арктической зоне, а также систематизировать расчеты с потребителями авиационных услуг. Ничего подобного в Российской Федерации ни в одном регионе не проводилось. Новая структура полностью оправдала свое предназначение и получила дальнейшее развитие. Распоряжением Правительства Российской Федерации 2 ноября 2007 года Дирекция аэропортов РС(Я) преобразована в Федеральное казенное предприятие (ФКП) "Аэропорты Севера".

Перед новым предприятием были поставлены задачи по финансовому оздоровлению аэропортов, проведению единой финансово-кредитной политики, организационному и технологическому обеспечению производства и деятельности аэропортов и структурных подразделений в рамках сертификационных требований.

Прошло совсем немного времени, и новые снегоуборочные машины, пожарные автоходы, другая спецтехника поступили в ФКП и были распределены по филиалам предприятия, в первую очередь они были отправлены в северные аэропорты. Проведены конкурсы и заключены договоры на покупку спецавтотехники, модульных КПП, систем видеонаблюдения.

Сданы в эксплуатацию три новых здания аэровокзалов: в Саккырыре, Усть-Нере и Черском, на очереди Среднеколымск, Жиганск, Верхневилюйск. Выполнен ремонт аэровокзалов в Алдане и Олекминске. За счет собственных средств и субсидии федерального бюджета проведен текущий ремонт взлетно-посадочных полос в Магане, Олекминске, Зырянке, Нерюнгри, Вилюйске.

Сегодня предприятие объединяет с недавно вошедшим в состав ФКП аэропортом "Тикси" 26 аэропортов в центральной, восточной и арктической зонах Республики Саха (Якутия) и Магаданской области (поселки Северо-Эвенск и Сеймчан). В структуре предприятия работают более 1700 высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих своевременное и качественное обслуживание, надежный уровень авиационной безопасности по всем видам аэропортовой деятельности. И можно с уверенностью утверждать, что уникальный эксперимент по объединению убыточных аэропортов состоялся и полностью оправдал себя.

В год 90-летнего юбилея гражданской авиации Якутии свои круглые даты отмечают и два аэропорта - в 2015 году исполнилось 50 лет аэропорту "Нерюнгри" и 75 лет - аэропорту "Черский".

Воздушные ворота Южной Якутии

Региональный аэропорт в Нерюнгри (до 1987 года "Чульман") - третий по величине в республике после Якутска и Мирного. Обеспечивает постоянное воздушное сообщение с Якутском, Иркутском, Новосибирском, Москвой, Хабаровском и Красноярском, а также с районными центрами ближайших районов.

Считается запасным аэродромом на маршрутах из Северной Америки в Азию, проводимых в соответствии с международными стандартами ETOPS. Единственный в составе "Аэропортов Севера", принимающий самолеты первого класса - "Боинги", "Эйрбас", "Бомбардье" и др. В аэропорту Нерюнгри базируются авиакомпании "Восток" из Хабаровска, "Газпромавиа".

В этом году крупнейший аэропорт Южной Якутии празднует свой пятидесятилетний юбилей. "В 2012 - 2013 годах наблюдался рост пассажиропотока, - рассказывает директор аэропорта Михаил Филиппов. - Сейчас идет небольшой спад, но все в рамках сложившейся в целом по России тенденции. Главное - мы сохранили рейсы в центральные города. И наши шахтеры, жители Нерюнгри напрямую могут летать в Москву, Хабаровск, Иркутск по субсидированным ценам".

Большие надежды возлагаются на федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья", в которую включили финансирование строительства нового здания аэровокзала Нерюнгри, склада ГСМ, ремонт взлетно-посадочной полосы. По словам Михаила Филиппова, строительство должно начаться уже в этом году, проект, выполненный "Якутпроектом", проходит гос-экспертизу. В данное время в Нерюнгри действует аэровокзал, не отвечающий современным требованиям, расположенный в приспособленном здании бывшего терминала выдачи багажа.

Развитие аэропорта "Нерюнгри" напрямую связывают с комплексным развитием Южной Якутии. "Если будут люди, то будут летать самолеты, а значит, развиваться наш аэропорт", - уверен Михаил Филиппов.

Династии аэропорта "Черский"

В этом году аэропорт "Черский" справляет свой 75-летний юбилей. Первый коллектив аэропорта прибыл в августе 1940 года. Их было всего шестеро во главе с начальником И. Холутовой. С того момента много разного перевидал аэропорт в Черском. В советские времена в Колымо-Индигирском объединенном авиаотряде трудились тысячи человек только летного состава, в самом аэропорту - пятьсот. Здесь обслуживали высокоширотные экспедиции, полярные станции, отсюда производилась ледовая разведка. А в сложные 90-е аэропорт входил в состав то Арктического авиапредприятия, то "Полярных авиалиний". Как вспоминает старейший сотрудник аэропорта, инженер по техническому обслуживанию воздушных судов Михаил Шилов, в те годы сотрудники аэропорта зарплату не получали месяцами. Кто-то подрабатывал диджеем в местном клубе, кто в детском саду, кто рыбу ловил - в общем, выходили из ситуации как могли. Улучшение произошло после того, как аэропорт вошел в состав ГУП "Дирекция аэропортов Республики Саха (Якутия)", а затем и ФКП "Аэропорты Севера".

У жителей Черского появилась возможность вылетать из нового здания аэровокзала, построенного в 2010 году, отремонтирована взлетно-посадочная полоса, получена новая спецтехника, работникам зарплату выдают вовремя.

В аэропорту "Черский" трудятся 36 человек. Среди них представители династии Шиловых-Анциферовых, чей общий стаж в гражданской авиации насчитывает 342 года. Зачинатель династии участник Великой Отечественной войны, заслуженный работник народного хозяйства РС(Я) Александр Анциферов работал в аэропорту Черского с 1958 года капитаном буксира "Орел". Его супруга Анастасия Ивановна также с 1958 по 1993 год трудилась в жилищно-коммунальном отделе аэропорта.

Сейчас дело старших Шиловых-Анциферовых продолжает молодежь. Александр Шилов, сын Михаила Ивановича, работал слесарем АТБ, затем техником метеостанции АМСГ.

Несмотря на пережитые трудности, северная воздушная гавань в Черском развивается и с уверенностью смотрит в будущее. В планах произвести ремонт взлетно-посадочного полотна, приобретение новой спецтехники.

Сегодня перед ФКП "Аэропорты Севера" - новые горизонты, новые планы. Предстоят большая работа по модернизации аэропортов, строительству новых аэровокзалов, ремонт и реконструкция взлетно-посадочных полос. Поставлена задача ужесточить политику расходов предприятия, скорректированы действия филиалов по взаимодействию с местными органами власти и контролирующими органами. Один из следующих шагов - целенаправленная работа по внесению изменений в Федеральные авиационные правила по аэропортам местных воздушных линий с малой интенсивностью полетов, предусматривающих снижение требований к аэропортам федерального и регионального значения.

8 октября исполняется 90 лет гражданской авиации Якутии. По сей день для большинства населенных пунктов республики авиация - единственный вид транспорта круглогодичного действия. Проявляя высочайший профессионализм и преданность своему делу, якутские авиаторы обеспечивают потребность экономики республики в авиа-перевозках, транспортную мобильность жителей республики, сокращая время и расстояния.

Коллектив ФКП "Аэропорты Севера" присоединяется к поздравлениям авиаторов республики и желает дальнейших успехов в решении поставленных задач и чистого неба!...
Авторские права на данный материал принадлежат «Якутия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка