О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Самолет SSJ-100 авиакомпании "Якутия" будет носить имя легендарного якутского летчика Валерия Кузьмина

Одно из главных событий для авиакомпании "Якутия", приуроченных к 90-летию авиации Якутии - присвоение самолету Sukhoi Superjet 100 c бортовыми номерами RA-89011 имени Валерия Кузьмина

Одно из главных событий для авиакомпании "Якутия", приуроченных к 90-летию авиации Якутии - присвоение самолету Sukhoi Superjet 100 c бортовыми номерами RA-89011 (заводской номер- 95019) имени Валерия Кузьмина. Присуждая самолету имя легендарного летчика Валерия Кузьмина, авиакомпания "Якутия" отдает дань памяти, уважения и славы всем авиаторам Якутии, чей бесценный вклад стал основой зарождения и становления современной авиации республики. 7 октября состоится торжественная церемония присвоения имени легендарного якутского летчика самолету SSJ-100. Сообщает пресс-служба авиакомпании "Якутия".

Валерий Кузьмин родился 7 ноября 1918 года в селе Иннях Олекминского района в крестьянской семье. Окончив семилетку, Валерий по направлению комсомола поступил на охотоведческое отделение Якутского пушно-мехового техникума.

Тогда было время повального увлечения авиацией, Валерий Кузьмин не был исключением. Государство призывало молодежь: "Дадим стране 150 тысяч летчиков!". В небе над Якутском все чаще стали появляться самолеты, настойчиво осваивалось воздушное пространство Якутии.

В 1935 году в Якутске открылась летно-планерная школа по подготовке инструкторов-планеристов. Одним из ее курсантов стал Валерий Кузьмин. В 1936 году, получив удостоверение инструктора-планериста, направился в Ульяновскую школу летчиков-инструкторов Осоавиахима. Вернувшись через год с учебы на родину дипломированным специалистом, работал командиром звена Якутского аэроклуба, пилотом 234-го авиаотряда спецприменения и Ленской группы полярной авиации.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В октябре решением Государственного Комитета Обороны для связи с США началось строительство Особой воздушной линии (ОВЛ) через Берингов пролив, Чукотку, Колыму, Якутию до Красноярска. Из Якутской авиагруппы в распоряжение Управления ОВЛ, проводившего изыскания, строительство новых и реконструкцию существующих аэродромов, откомандировали из Якутской авиагруппы нескольких пилотов. В их число попал и Валерий Кузьмин. Тогда Кузьмин летал на бипланах У-2 и П-5. Выручал опыт. Не одна подобранная с самолета Кузьмина площадка в тайге и тундре становилась аэродромом перегоночной трассы.

Осенью 1942 года на пространстве между Уэлькалем на Чукотке и Красноярском были в основном закончены строительство и реконструкция аэродромов, и по воздушной трассе, получившей название "Аляска - Сибирь", началась перегонка самолетов, поставляемых в нашу страну из США по ленд-лизу. За время работы в полку Кузьмин перегонял американские самолеты С-47, а также занимался перевозкой личного состава перегоночных полков, пассажиров и грузов, выполнял неотложные санитарные задания. За время войны по трассе Аляска - Сибирь было доставлено в Советский Союз около восьми тысяч самолетов, активно участвовавших в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны. Условия полетов на трассе были очень сложные, не обходилось без летных происшествий и трагических событий. Нередко на поиски пропавшего самолета вылетал Кузьмин.

В феврале 1946 года он был утвержден в должности командира воздушного судна. Первое послевоенное пятилетие - годы становления Кузьмина как командира воздушного судна. На С-47, ТС-62, Ли-2 и Ил-12 он ежегодно налетывал по 600 - 800 часов.

Рос авторитет одного из первых пилотов-якутов. Валерий Ильич, начиная с 1950 года, три раза подряд избирался депутатом Верховного Совета Якутской АССР.

В 1951 году он окончил курсы усовершенствования начальствующего состава гражданской авиации и занимал руководящие должности в 139-м летном отряде.

В мае 1958 года Кузьмин становится пилотом 1-го класса, трижды миллионером (налетал три миллиона километров), командиром авиаэскадрильи. К этому времени, Валерий Ильич мог по памяти, с большой точностью назвать расстояния не только между крупными, но и самыми незначительными аэропортами Якутской авиагруппы. Живо интересовался состоянием грузопотоков в Якутии, лучше любого начальника отдела перевозок знал, в каком аэропорту есть те или иные грузы и по каким направлениям их надо отправить. Поэтому он мог планировать полеты эскадрильи так, чтобы самолеты летали с пользой и не перевозили, как говорится, "воздух". Руководимой им авиаэскадриле одной из первых в Якутской авиагруппе присвоили престижное тогда звание "Коллектив коммунистического труда".

В феврале 1962 года Валерия Кузьмина утверждают командиром 248-го авиаотряда, объединенного с аэропортом Нижние Кресты Управления полярной авиации. Это авиапредприятие - самое крупное на севере Якутии - активно участвовало в высокоширотных воздушных экспедициях "Север", обслуживало дрейфующие станции "Северный полюс" и приполярные районы республики, занималось проводкой караванов судов в восточном секторе Севморпути.

Кузьмин летал на самолетах Ил-14 и Ли-2 еще в Якутске, а на Колыме освоил Ан-2 и начал летать на вертолете Ми-4, выполнял совершенно новый для него вид работы - ледовую разведку. Руководимое Кузьминым предприятие не только стало рентабельным, но и осваивало по его инициативе новые работы. Одним из нерешенных на севере Якутии вопросов являлась связь оленеводов, охотников и рыбаков с производственной и культурной жизнью своего колхоза, совхоза, района. Были еще такие бригады, которые почту получали один или два раза в год, редко встречались с руководством хозяйства и района, не могли посмотреть кинофильм. Немало семей кочевало по тундре, преодолевая много трудностей с доставкой топлива и продуктов. Эти и другие проблемы коренных жителей Заполярья с помощью авиации по предложению Кузьмина и при его деятельном участии были решены.

В год 40-летия гражданской авиации страны (февраль 1963 года) Валерия Ильича наградили знаком "Отличник Аэрофлота" и орденом Трудового Красного Знамени.

С середины 1966 года, отучившись в Ульяновской школе высшей летной подготовки, Валерий Кузмин перевелся в Якутск, где сначала работал пилотом-инструктором, а с 1977 года - командиром 139-го летного отряда, осваивающего Ан-24 и Ан-12. В том же году он и В.Л. Браташ становятся первыми в Якутии заслуженными пилотами СССР.

В 1969 году В.И. Кузьмин возглавил Якутское авиапредприятие. Здесь в полной мере проявился талант Валерия Ильича как организатора производства и воспитателя. Под его руководством проводилась кардинальная реконструкция Якутского аэропорта, развернулось небывалое жилищное строительство в поселке авиаторов. Все годы под руководством Валерия Кузьмина Якутское авиапредприятие работало ритмично, было на хорошем счету не только в республике, но и в Союзе, не раз признавалось победителем во Всесоюзном социалистическом соревновании. Не был обделен почестями и вниманием и сам Валерий Ильич. В феврале 1973 г. он стал Героем Социалистического Труда. При всей огромной занятости Кузьмин продолжал летать.

Работа в Якутском авиапредприятии шла по возрастающей, с неуклонным увеличением объемов работ, освоением новых воздушных трасс.

В 1974 году ценой неимоверных усилий удалось сдать в эксплуатацию ангар - уникальное сооружение подобного назначения, впервые построенное на вечной мерзлоте. В новые квартиры вселилось 102 семьи авиаработников. Заканчивалось строительство зданий командно-диспетчерского пункта, тренажеров, детского комбината и склада ГСМ.

Первый рейсовый Ту-154 прилетел в Якутск из Москвы 1 апреля 1976 года. И чем ближе узнавал Кузьмин Ту-154, тем больше укреплялся в мысли - надо добиваться, чтобы этот самолет базировался в Якутском аэропорту. Для этой цели необходима была реконструкция аэродрома, да такая, чтобы можно было принимать самые современные и тяжелые самолеты - Ил-62, Ил-76, Ил-86. Через пять лет, прежде чем в Якутске было развернуто строительство взлетно-посадочной полосы, способной принять Ил-62 и другие самолеты такого класса.

До июня 1981 года Валерий Кузьмин продолжал эту работу. Лишь в конце 80-х годов развернулась, наконец, реконструкция Якутского аэродрома, началось строительство и оснащение современным оборудованием цехов и лабораторий авиационно-технической базы, объектов связи и радионавигации. Вся эта работа велась уже под руководством учеников и последователей дела В.И. Кузьмина, сердце которого остановилось в 1983 году.

Валерий Кузьмин был награжден орденом Ленина, тремя орденами Трудового Красного знамени, орденами Красной Звезды, Знак Почета, медалями. В Якутске установлен памятник летчику, который в этом году перенесут с улицы Гагарина на привокзальную площадь им. В.И. Кузьмина, его имя присвоено средней школе №30. Учреждены авиационная премия и стипендия имени Кузьмина. На доме, где он жил последние годы, установлена мемориальная доска. Имя Валерия Кузьмина носили теплоход, приписанный к аэропорту Тикси и самолет Ту-154 авиакомпании "Якутия".

В связи с прекращением эксплуатации авиакомпанией "Якутия" самолета Ту-154 имени Валерия Кузьмина, в год 90-летия авиации Якутии, руководством авиакомпании было принято решение - присвоить имя Валерия Ильича Кузьмина российскому авиалайнеру Сухой Суперджет-100 c бортовыми номерами RA-89011.

Торжественная церемония назначена на 7 октября, в 15.30, в ангаре № 1 авиационно-технической базы авиакомпании "Якутия".

"Валерий Кузьмин" вновь будет летать над Якутией....
Авторские права на данный материал принадлежат «ЯСИА». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка