О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Крутое пике "Трансаэро"

Власти РФ одобрили банкротство "Трансаэро", но кредиторы попросят отказаться от этого решения. Эксперты предупреждают, что рост цен на аваиабилеты неизбежен

Власти РФ одобрили банкротство "Трансаэро", но кредиторы попросят отказаться от этого решения. Эксперты предупреждают, что рост цен на аваиабилеты неизбежен.

Авиакомпания "Трансаэро", которая в октябре отменила более 100 рейсов, запустила на своем сайте сервис по проверке статуса рейса на два дня вперед.

В настоящее время компания оповещает своих пассажиров об отмене рейсов за 1-2 дня. "Аэрофлот", выступающий координатором по перевозке пассажиров "Трансаэро", сообщил, что рейсы, не попавшие в список отмененных, предварительно выполняются по расписанию.

Однако многие пассажиры купили билеты на рейсы "Трансаэро" за несколько месяцев до дня вылета и теперь волнуются, не зная, улетят они или нет. Еще сложнее обстоят дела с авиабилетами "Трансаэро", которые заложены в пакетных турах, в том числе на новогодние каникулы. В настоящий момент сообщество компаний турбизнеса не знает, что с ними будет, сообщил исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев журналистам.

"Остается масса вопросов, касающихся, преимущественно, тех авиабилетов, которые заложены в пакетах, в том числе новогодние, каникулярные. Что с ними будет - ответа нет на данный вопрос", - сказал Мальцев.

Пока пассажирам "Трансаэро", рейсы которых отменили, на безвозмездной основе начала помогать авиакомпания S7, которая с 7 октября начала их перевозку по ряду внутренних направлений.

"Основанием для перевозки пассажиров "Трансаэро" рейсом S7 является пассажирский передаточный манифест, который оформляется представителем авиакомпании "Трансаэро" в аэропорту вылета", - говорится в сообщении S7.

Часть рейсов "Трансаэро" продолжает выполнять, однако в ближайшее время Росавиация проведет проверку и решит, возможно ли продолжение предоставления услуг перевозчиком. Дело в том, что, по данным Росавиации, "Трансаэро" задолжала ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" (Госкорпорация по организации воздушного движения в России) около 1 млрд руб. за аэронавигационное обслуживание.

"Крайне неудовлетворительное финансово-экономическое состояние "Трансаэро" может формировать дополнительные риски и угрозы для безопасности авиаперевозок. В настоящее время авиакомпания испытывает острый дефицит средств, необходимых для тренажерной подготовки летных и кабинных экипажей, для поддержания летной годности многочисленного и разнотипного парка воздушных судов, своевременного ремонта и технического обслуживания самолетов", - говорится в сообщении Росавиации.

Еще в начале сентября 2015 года правительство планировало спастиоказавшуюся в предбанкротном состоянии авиакомпанию, передав контроль над ней "Аэрофлоту". Совет директоров "Аэрофлота" 3 сентября принял решение о покупке 75% плюс 1 акции "Трансаэро" за 1 рубль. Однако акционеры "Трансаэро" не смогли в установленные сроки консолидировать необходимый пакет акций.

Позже "Аэрофлот" заявил, что отказывается от оферты. Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев сообщил, что банкротство "Трансаэро" - единственно возможный вариант развития событий. 1 октября компания остановила продажу билетов. Билеты "Трансаэро" туда-обратно с началом перевозки до 15 декабря и окончанием после 15 декабря будут аннулированы.

Судьба полетов

Авиакомпания "Трансаэро" - вторая по размерам авиакомпания РФ. По пассажирообороту входит в число 10 крупнейших авиакомпаний Европы и 35 крупнейших авиакомпаний мира.

Безусловно, проблемы такой крупной компании уже повлияли на весь российский рынок.

Остановка продаж билетов на рейсы "Трансаэро" привела к росту цен и дефициту авиаперевозок на туристических направлениях, сообщили порталу "Интерфакс-Туризм" отраслевые эксперты.

"Уход "Трансаэро" несет для российской авиаотрасли серьезные изменения. Компания перевозила в год около 13 млн пассажиров при общем объеме авиаперевозок российских авиакомпаний около 90 млн в год. Поскольку примерно треть перевозки "Трансаэро" приходилась на туристов, на рынке сейчас будет перераспределяться между другими авиаперевозчиками около 4 млн пассажиров. Все это определенно приведет к росту цен", - рассказал вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Дмитрий Горин.

Президент группы компаний "Натали Турс" Владимир Воробьев отметил, что на рынке уже намечается дефицит перевозок.

"Растут цены - мы видим, что стали повышаться цены на билеты "Аэрофлота" по туроператорским тарифам на Кубу, в Таиланд", - отметил он.

По словам Воробьева, особенно серьезные проблемы возникнут на дальнемагистральных направлениях - таких, как Таиланд, Доминикана и т.д., поскольку у "Трансаэро" был большой парк необходимых самолетов.

"На дальнемагистральных направлениях они доминировали. И сейчас огромный объем перевозки уйдет, заменить его сложно. В 2014 году выполнялось по несколько рейсов в день в Бангкок, на Пхукет, в Гоа, Вьетнам, Доминикану, Мексику, на Кубу. На этих направлениях возможен дефицит. Возможен, так как какая-то альтернатива появится: есть дальнемагистральные борта у "ЮТэйр", NordWind, Azur Air. Но в целом найти самолет на Египет проще, туда долетают любые самолеты, а в Таиланд и на Карибы - только дальнемагистральные", - рассказал Воробьев.

Безусловно, это станет поводом для роста цен на билеты у других авиакомпаний.

"Сокращение провозных емкостей, как показал пример "Добролета" или SkyExpress, увеличивает стоимость билетов до 50%, что вместе с курсом рубля рисует довольно безрадостную картину", - считает эксперт.

По мнению Воробьева, сейчас альтернативу "Трансаэро" на рынке можно найти по цене, а по качеству - нет.

"В бренд "Трансаэро" вкладывались деньги, адекватной замены ему сейчас нет. Удивительно, но клиенты готовы были переплачивать за бренд 50-60 евро. В сегменте luxury есть "Аэрофлот", в дешевом сегменте также есть варианты, а в среднем диапазоне вариантов нет", - подчеркнул он.

Ожидается, что на внутренних рейсах на замену "Трансаэро" придут другие отечественные перевозчики. В частности, направление Магадан-Москва, где прямые рейсы сейчас осуществляет только "Трансаэро", займут компании "ВИМ-авиа" и "Аэрофлот", сообщило управление информационной политики регионального правительства Колымы.

"С 12 октября начинается продажа билетов на рейсы компании "ВИМ-Авиа". Также, по предварительной договоренности с руководителем компании "Аэрофлот" Виталием Савельевым, с 25 октября компания начнет выполнять регулярные рейсы по маршруту Магадан-Москва-Магадан. Не скрою, мы давно уговаривали "Аэрофлот" вернуться в Магадан, и сегодня это уже близко к реальности", - сказал губернатор региона Владимир Печеный, слова которого приводятся в сообщении.

Будущее неба

Эксперты и представители федеральных ведомств сходятся во мнении, что без такой крупной авиакомпании как "Трансаэро" российский авиарынок представить сложно. В качестве возможного выхода рассматриваются разные варианты. Например, глава ВЭБа Владимир Дмитриев предложил создать на базе авиапарка "Трансаэро" новую компанию.

"Мы ведем переговоры практически в каждодневном режиме с нашими партнерами и друзьями из банка ВТБ с тем, чтобы рассмотреть и вариант создания компании (и это естественная позиция вполне обоснованная) на базе существующего авиапарка, которая бы, используя механизмы государственной поддержки, могла бы взять на себя часть обязательств по транспортировке пассажиров и обслуживанию пассажиропотока", - сказал он журналистам.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) поддержала эту идею, сообщил журналистам глава ведомства Игорь Артемьев.

"Надо сохранять конкуренцию, чтобы она не ушла. Как это будет сделано - это вопрос", - сказал Артемьев.

Несмотря на то, что правительство РФ на словах приняло решение, что авиакомпания "Трансаэро" пройдет процедуру банкротства, источник "Интерфакса" сообщил, что большинство кредиторов перевозчика выступают за сохранение компании.

В настоящее время они готовят совместное обращение к Банку России и правительству, говорится в пресс-релизе Ассоциации российских банков (АРБ). По словам источника, в этом обращении они и предложат варианты спасения "Трансаэро".

Встреча кредиторов перевозчика, в которой приняли участие представители банков-кредиторов, лизинговых компаний, аэропортов и поставщиков топлива, состоялась 5 октября.

"На встрече обсуждались возможные сценарии развития ситуации вокруг авиакомпании и предложения по формированию консолидированной позиции ее кредиторов", - говорится в пресс-релизе АРБ.

Кроме того, банк МФК, крупнейшим акционером которого является Михаил Прохоров, опубликовал предложение не банкротить "Трансаэро", а передать 75% плюс одну акцию перевозчика в управление банкам-кредиторам. При этом предлагалось списать 20% долгов компании.

"Принимая во внимание масштаб компании ОАО "АК "Трансаэро", объем ее бизнеса, социальную значимость и задолженность перед ведущими кредитными учреждениями, рассматриваем банкротство компании как самый неблагоприятный вариант развития событий. Такой путь, без сомнения, приведет к ухудшению качества авиаперевозок в стране, а также нанесет огромный ущерб капитализации всей отечественной банковской системы, что послужит причиной недофинансирования реального сектора экономики со стороны банков-кредиторов", - заключается в материале....
Авторские права на данный материал принадлежат «Интерфакс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка