О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Как Петербург ощутит проблемы "Трансаэро"

Проблемы "Трансаэро" добавили проблем 140 тысячам жителей Петербурга и желавших посетить город на Неве туристов, которые хотели лететь в октябре

Проблемы "Трансаэро" добавили проблем 140 тысячам жителей Петербурга и желавших посетить город на Неве туристов, которые хотели лететь в октябре. Одних перевезут компании "Аэрофлота", другим предложат сдать билеты.

Проблемы авиакомпании "Трансаэро" до конца 2015 года коснутся минимум 140 тысяч жителей Петербурга и туристов. Всех повезут другие перевозчики, в отдельных случаях - в другие дни, а в остальных - аннулируют рейсы и предложат забрать деньги за билеты. Некоторые клиенты уже столкнулись с невозможностью их получить.

"Трансаэро" входит в пятерку крупнейших авиаперевозчиков Петербурга и вместе с "Россией", "Аэрофлотом", "Сибирью" и "Уральскими авиалиниями" за восемь месяцев 2015 года обслужила 65,3% пассажиропотока в Пулково (6,2 млн человек). На долю самой "Трансаэро" приходится 11,9% пассажиров - 140,6 тыс. человек в месяц, или 1,7 млн пассажиров в год.

Как подсчитала "Фонтанка", ежемесячно из аэропорта Пулково вылетает 285 рейсов авиакомпании "Трансаэро", а в Петербург прилетают ее 273 самолета. Львиная доля приходится на рейсы в Москву (154) и обратно в Петербург (146), остальные - это: Ларнака (44 туда и 44 обратно), Сочи (26 и 26), Хургада (18 и 16), Анталья (12 и 10), Шарм-эль-Шейх (12 и 12) и Симферополь (6 и 6). Также летают ее самолеты в Бангкок (8 и 8), чешский город Пардубице (4 и 4) и Пхукет (1 и 1).

Компания "Аэрофлот", под управлением которой пока находится "Трансаэро", ежедневно объявляет об отмене нескольких десятков ее рейсов. В частности, 6 октября было отменено 30 рейсов, 7-го - 32, 8-го - 53. Как сказано в сообщении "Аэрофлота", все эти рейсы "предварительно выполняются по расписанию", только физически их будут обслуживать другие компании. В основном это "Аэрофлот", его дочерние компании и "Сибирь". Об изменении времени и даты вылетов, если оно произойдет, объявляют за день-два.

На сайте "Трансаэро" запущен сервис по проверке статуса рейсов, правда, проверить можно лишь сегодняшние рейсы и полеты в пределах двух ближайших дней. Если сайт выдает сообщение об отмене самолета, следует позвонить в "Трансаэро" и узнать, какая авиакомпания, когда и откуда будет выполнять рейс для этих пассажиров. Часть из них распределяют по ранее запланированным рейсам "Аэрофлота", который для повышения количества мест просто меняет самолет на более вместительный.

Сложнее обстоит дело с билетами, купленными на полеты после 15 декабря. "Аэрофлот" объявил, что эти рейсы никто обслуживать не будет, они аннулированы. Переоформить билеты на более раннюю дату нельзя, так как Росавиация 1 октября запретила "Трансаэро" продавать новые билеты, параллельно поставив под сомнение безопасность ее полетов. Возвращение денег нужно производить в месте покупки. Если билет покупался через Интернет, деньги должны вернуть на банковскую карту.

Однако в Интернете можно найти сообщения клиентов, которые уже столкнулись с проблемами. Сервис по продаже билетов Anywayanyday, если верить их словам, не возвращает деньги, ссылаясь как раз на запрет со стороны "Трансаэро". Другие пользователи в "Твиттере" пишут, что не могут дозвониться до "Аэрофлота", спустя час ожидания ни один оператор не освободился. Также есть сообщения о том, что система бронирования "Сирена" запретила клиентам "Трансаэро" возврат билетов и деньги за них также не выплачивает.

Добавим также, что "Трансаэро" зарегистрирована в Петербурге, поэтому налоги платит в нашем городе.  В 2012 - 2013 годах они составляли около 500 - 600 млн в год. Однако с 2014 года компания работает в убыток и налог на прибыль не уплачивает, так что сложно говорить, что петербургский бюжет также потеряет с ее уходом.

Кому достанется "Трансаэро"

О проблемах в "Трансаэро" стало известно еще в декабре 2014 года. Тогда сообщалось об образовании просроченной задолженности перед поставщиками топлива. В частности, компания должна была 2,5 млрд рублей "Роснефти" и почти 2 млрд компании "Газпромнефть-аэро". Основная причина проблем - рост курса доллара и евро, в которых номинированы лизинговые платежи.

По состоянию на 30 июня 2015 года, у "Трансаэро" 105 самолетов Boeing 747, 777, 767 и 737, Ту-214 и Ту-204, среди которых собственных лишь 10. Все остальные - в лизинге. Общий долг "Трансаэро" на 1 июня составлял 250 млрд рублей, заявлял в начале сентября глава Сбербанка Герман Греф. С его слов, из них около 150 млрд - лизинг, 100 млрд - кредиты и прочие долги.

Для спасения компании 1 сентября на совещании у вице-премьера Игоря Шувалова решено было передать 75% акций "Трансаэро" компании "Аэрофлот" за 1 рубль. С тех пор государственный перевозчик обеспечивал работу "Трансаэро", вкладывая по 200 млн рублей в день. Однако неделю назад, после совещания у премьера Дмитрия Медведева, "Аэрофлот" отказался от сделки, сославшись на то, что акционеры не сформировали пакет акций, а по мнению наблюдателей - из-за неудачи в договоренностях с кредиторами авиакомпании.

Глава ВТБ Андрей Костин 2 октября заявил, что изначально никто не был заинтересован в спасении "Трансаэро", в том числе "Аэрофлот". "Никто не был заинтересован в ее спасении, бывшие собственники ее бросили, "Аэрофлот" был крайне не заинтересован брать какую-либо дополнительную нагрузку. Шансов на спасение не было", - заявил он. ВТБ сейчас ждет наступления просрочек по долгам авиакомпании (40 млрд - лизинг, 12 млрд - кредиты), чтобы подать иск о банкротстве. Параллельно банк хочет продать лизинговые самолеты, выручив хотя бы 20 млрд из 40 млрд долга. Аналогичным образом - подать иск о банкротстве - намерен поступить Сбербанк, заявлял Греф.

Основными собственниками "Трансаэро" являются Александр и Ольга Плешаковы. С началом присоединения к "Аэрофлоту" на посту гендиректора Ольгу Плешакову сменил замдиректора по продажам и имущественным вопросам "Аэрофлота" Дмитрий Сапрыкин. Он начал действовать в интересах национального перевозчика и вызвал негатив у Плешаковых. В частности, Александр Плешаков написал ему письмо с просьбой отменить приказ о прекращении продажи билетов, который приведет компанию к банкротству.

В свою очередь, Ольга Плешакова в своем "Фейсбуке" назвала происходящее захватом компании со стороны "Аэрофлота". Во-первых, пишет она, Плешаков направлял в "Аэрофлот" документы о продаже акций, согласованный с Сапрыкиным, однако никакого ответа не получил. В последний день срока проведения сделки Плешаков снова обратился в "Аэрофлот" и указал на то, что стороны не успели получить согласие на отчуждение акций у ВТБ (25% акций у него в залоге), Московского кредитного банка (залог менее 3%), а также у Сбербанка и аэропорта Внуково, которым принадлежит часть ценных бумаг. Но "Аэрофлот" снова не ответил и объявил об отказе от сделки через СМИ.

"В то же время с начала сентября на фоне ряда действий и заявлений представителей государственных структур и государственных банков, а также массовой негативной кампании в СМИ выручка "Трансаэро" упала более чем в шесть раз, а стоимость акций на ММВБ - более чем в три раза. Председатель Совета Директоров О.А. Плешакова и А.П. Плешаков неоднократно обращали внимание генерального директора компании на ряд существенных вопросов коммерческой деятельности, продаж, выручки, однако реакции на это не последовало", - пишет Плешакова.

В завершение она указывает на опыт "Аэрофлота" по банкротству дочерних фирм - "Аэрофлот карго", "Владавиа", "Кавминводыавиа", в результате которого национальная авиакомпания получала имущество, и считает ситуацию с "Трансаэро" аналогичной. "Вполне очевидно, какая структура является основным выгодоприобретателем, при этом, к огромному сожалению, пострадавших будет очень много. Мы сожалеем, что был выбран именно этот путь, и сообщаем, что после 1 сентября мы как акционеры ничего сделать против такого развития событий уже не могли", - утверждает она.

Между тем на сайте Change.org появилась петиция к президенту Владимиру Путину с просьбой вмешаться в процесс и спасти "Трансаэро". Ее подписали уже 26 тыс. человек. Профессионально написанный текст, со знанием дела и внутренней кухни авиакомпании, подписала "житель Москвы Светлана Бородина". Как выяснила "Фонтанка", это знакомая Ольги Плешаковой, гендиректор ООО "Домодедовская эксплуатирующая компания", которая оказывает услуги ЖКХ в городском округе Домодедово. Ее "Фейсбук" и "Твиттер" забиты восторженными сообщениями в адрес "Трансаэро" и раздражительными комментариями об "Аэрофлоте" и Сбербанке.

Закрытие "Трансаэро" принесет проблемы и банкам. Глава правления банка Михаила Прохорова МФК Оксана Лифар считает банкротство авиакомпании "самым неблагоприятным вариантом развития событий" для всей авиаотрасли и для банковской системы". Центробанк в связи с ситуацией вокруг "Трансаэро" начал обсуждать с кредитными организациями варианты послаблений в области резервных отчислений, которые банки обязаны повышать в случае ухудшения платежеспособности заемщика....
Авторские права на данный материал принадлежат «Фонтанка». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка