О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Виновные в крушении малайзийского Boeing не обнаружены

Совет по безопасности Нидерландов и российский концерн "Алмаз-Антей" представили результаты своих расследований крушения малайзийского Boeing

Совет по безопасности Нидерландов (СБН) и российский концерн "Алмаз-Антей" представили результаты своих расследований крушения малайзийского Boeing, который был сбит над Украиной 17 июля 2014 года. Ни одна из организаций не стала называть виновных в трагедии. Четко обозначена лишь ответственность Украины, которая, по мнению СБН, должна была закрыть воздушное пространство над зоной боевых действий, но не сделала этого.

Тип ракеты

Эксперты обеих организаций пришли к выводу, что лайнер погиб от попадания ракеты зенитного комплекса "Бук". Однако дальше начинаются разночтения.

По данным СБН, малайзийский Boeing поразила боевая часть 9Н314М, которую могла нести ракета 9М38М1 либо более старая модификация 9М38. В своих выводах голландские эксперты сослались на Киевский НИИ судебных экспертиз минюста Украины. Также СБН исключил версии о взрыве в кабине пилотов Boeing и уничтожении самолета ракетой "воздух-воздух".

Выводы "Алмаз-Антея" основываются на натурных экспериментах. В рамках расследования концерна было проведено два эксперимента - вначале ракету запустили по щитам, имитирующим фюзеляж самолета, затем по списанному Ил-86, который схож по конструкции с Boeing-777, потерпевшим крушение 17 июля 2014 года. Общая стоимость этих мероприятий составила около 10 млн рублей.

Специалисты "Алмаз-Антея" пришли к выводу, что ракетой, попавшей в Boeing, "могла быть только ракета 9М38". Как объяснили в концерне, в корпусе сбитого лайнера не нашли характерных пробоин в форме бабочки, которые оставляют "двутавры" - поражающие элементы боевой части 9М38М1.

Международная комиссия по расследованию крушения Boeing представила экспертам "Алмаз-Антея" элементы, напоминающие "двутавры", напомнил журналистам гендиректор концерна Ян Новиков. Однако натурные эксперименты, по его словам, четко указали на тип сбившей лайнер ракеты. Так что наличие поражающих элементов 9М38М1 среди вещественных доказательств остается "непонятным", заявил глава концерна.

В "Алмаз-Антее" рассказали, что ракеты 9М38 выпускались до 1986 года, и в российской армии их уже не осталось - эта модификация "с 2011 года запрещена к использованию". Сколько таких ракет осталось на Украине, специалистам концерна неизвестно, однако в 2005 году Киев располагал примерно 500 9М38 и почти тысячей более современных 9М38М1.

Как заявил ТАСС экс-начальник штаба войсковой ПВО Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант запаса Александр Маслов, ракеты 9М38 начали снимать с вооружения задолго до 2011 года. "Как только начали поступать в войска комплексы новой модификации, так их сняли - в конце 1990-х", - сообщил собеседник агентства.

Район запуска

По словам председателя СБН Тьиббе Яустры, сбившая Boeing ракета могла быть запущена "с территории площадью 320 квадратных километров на востоке Украины". Чтобы найти более точное место запуска, необходимо дальнейшее расследование, признал голландский чиновник. "Но эта работа выходит за пределы мандата СБН", - отметил он.

Позже, выступая в парламенте Нидерландов, Яустра заявил, что район предполагаемого запуска площадью 18 на 18 километров находился под контролем ополченцев. При этом он подчеркнул, что границы в этом районе колеблются. "Это район, где границы колеблются, но это та область, которую пророссийские мятежники взяли под свой контроль", - сказал Яустрa.

Комиссия также выяснила, что ракета разорвалась "слева сверху от кабины пилотов". Поражающие элементы вызвали структурные повреждения, из-за которых самолет распался в воздухе.

"Алмаз-Антей" в своих выводах о месте запуска ракеты оказался точнее. По словам гендиректора концерна, район предполагаемого запуска "не превышает 3-4 км по длине и 4 км по ширине" и находится близ населенного пункта Зарощенское. Ранее сообщалось, что в день катастрофы это поселение контролировали украинские силовики.

В концерне опровергли версию, согласно которой ракета якобы была запущена из населенного пункта Снежное. Как объяснил советник генерального конструктора "Алмаз-Антея" Михаил Малышевский, если бы "Бук" находился в этом поселении, Boeing был бы поврежден справа, а не слева. Имитация запуска ракеты из Снежного это показала, подчеркнул специалист: картина, полученная в ходе такого натурного эксперимента "кардинально отличается от того, что мы видели на малайзийском Boeing.

Ответственность Украины

В СБН подчеркнули, что воздушное пространство над юго- восточной частью Украины, где летом 2014 года шли бои, "должно было быть закрыто... однако авиационные власти Украины не сделали этого". Авиакомпании, осуществлявшие полеты над востоком страны, считали воздушное пространство безопасным, напомнил председатель Совета Яустра. "61 оператор летал над этим регионом…. Они не ожидали, что оно было небезопасным для гражданских самолетов", - сказал он.

По данным СБН, в день трагедии над этим районом пролетело 160 коммерческих авиалайнеров. "Существующая система ответственности в отношении полетов над конфликтными зонами является неадекватной", - считает Яустра.

Украинская комиссия по расследованию катастрофы в свою очередь заявила, что в несвоевременном закрытии пространства над зоной конфликта виноваты нормы Международной организации гражданской авиации (ИКАО). "Мы не ввели запрет, потому что ИКАО не говорит, что нужно обязательно запрещать полеты, - заявил глава комиссии Геннадий Зубко. - У нас не было информации о наличии "Буков" в зоне конфликта".

Роль России

Глава СБН признал вклад российской стороны в подготовке доклада по крушению Boeing. "СБН тщательно изучил представленные российской стороной комментарии - так же, как и других сторон (принимавших участие в расследовании). Многие из этих комментариев были учтены в докладе", - сказал Яустра.

Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте призвал Россию "в полной мере" сотрудничать в проведении уголовного расследования по крушению лайнера, частью которого является опубликованный доклад.

Вместе с тем, представители РФ неоднократно высказывали недовольство тем, как ведется расследование, и заявляли, что предоставленные российской стороной данные игнорируются.

13 октября в "Алмаз-Антее" заявили, что данные по первому этапу натурного эксперимента концерна были переданы комиссии еще в начале августа. "Мы готовы были предоставить и программу, и методику эксперимента, но нам сказали "большое спасибо", и на этом все закончилось", - отметил Малышевский.

Вторая часть эксперимента, с реальным списанным Ил-86, состоялась всего неделю назад, 7 октября, и "Алмаз-Антей" готов передать следователям все данные своих исследований, заявил гендиректор концерна Новиков.

Эксперты, опрошенные ТАСС, отметили, что сведения концерна могли бы помочь международной комиссии в установлении истины. В частности, генерал-лейтенант запаса Маслов подчеркнул, что в "Алмаз-Антее" "профессионально занимаются данным вопросом, а голландская сторона может только что-то предполагать".

Главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко отметил, что публикация доклада СБН не смогла пролить свет на все обстоятельства крушения Boeing. "За основу надо брать выводы, которые были представлены сегодня "Алмаз-Антеем", потому что они абсолютно достоверны, так как это разработчик, который провел впервые в новейшей истории такой эксперимент с подрывом, смоделировав реальную ситуацию", - заявил эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «ТАСС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка