О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Трансаэро" долетела до "Сибири"

Акционеры "Трансаэро" предприняли еще одну попытку спасти компанию: Александр Плешаков, консолидировавший семейный пакет акций, продал совладельцу авиакомпании "Сибирь" Владиславу Филеву "более 51% акций"

Акционеры "Трансаэро" предприняли еще одну попытку спасти компанию: Александр Плешаков, консолидировавший семейный пакет акций, продал совладельцу авиакомпании "Сибирь" Владиславу Филеву "более 51% акций". Источники "Ъ" замечают, что сделку могут поддержать ряд банков-кредиторов "Трансаэро", которые выступали резко против банкротства авиакомпании и хотели ее сохранить.

Крупнейший акционер "Трансаэро" Александр Плешаков заключил во вторник вечером с гендиректором и совладельцем авиакомпании "Сибирь" (S7) Владиславом Филевым соглашение о продаже акционерам S7 "не менее 51% акций "Трансаэро", сообщило РБК со ссылкой на господ Филева и Плешакова. Эту информацию "Ъ" подтвердил и источник, близкий к сделке. Сумма сделки не раскрывается, но, по словам Александра Плешакова, которые приводит РБК, цена пакета "существенно более одного рубля", предполагавшегося в рамках сорвавшейся в сентябре сделки по продаже 75% плюс 1 акции "Трансаэро" "Аэрофлоту". Впрочем, источник "Ъ" в авиаотрасли считает, что сумма могла быть и столь же символической, но "с рядом условий". Собеседник "Ъ" добавляет, что "будет проведен ребрендинг "Трансаэро", но сама организация будет сохранена". В "Аэрофлоте" от комментариев отказались. Один из источников "Ъ", знакомых с ситуацией, уверяет, что в "Аэрофлоте" не были в курсе подготовки сделки по продаже "Трансаэро" господину Филеву, это стало для авиакомпании неожиданностью. Собеседник "Ъ" не исключает, что "Аэрофлот" с его мощным лоббистским ресурсом может попытаться сорвать процесс продажи.

Факт сделки "Ъ" подтвердил источник в правительстве. Изначально речь шла о покупке "за рубль", в итоге "договорились не за рубль, но речь идет о незначительной сумме", сказал собеседник "Ъ". По его словам, вопрос теперь заключается в том, дадут ли компании летать под брендом "Трансаэро" и не остановит ли Росавиация полеты "Трансаэро". "Росавиация собиралась остановить компанию через четыре дня, допускаю, что все равно остановят по формальной процедуре",- сказал собеседник "Ъ". По его словам, схема сделки будет близкой к той, о которой уже говорил Михаил Прохоров: конвертация долга кредиторов в акции, а для гарантий при их обмене - создание холдинга с "Сибирью". Если компанию все же будут банкротить, Владислав Филев ничего не потеряет, но сделка фактически вынуждает Росавиацию продлить сертификат эксплуатанта "Трансаэро" и предлагает альтернативную модель урегулирования ситуации, поясняет источник "Ъ".

Источник "Ъ" в одном из банков-кредиторов говорит, что банкам было известно о поиске покупателя на контрольный пакет "Трансаэро", но в самих переговорах кредиторы участия не принимали. Вероятно, наиболее активную роль в переговорах сыграл банк МФК Михаила Прохорова (один из кредиторов "Трансаэро"), отмечает собеседник "Ъ". Другой источник "Ъ" в банковских кругах добавил, что сделка будет иметь положительный эффект для рынка: "Сибирь" резко увеличит свою долю, а кредиторам будет проще вести переговоры о реструктуризации задолженности.

"Трансаэро" оказалась на грани банкротства из-за долга на уровне 260 млрд руб. Санатором по решению государства, принятому в начале сентября, должен был выступить "Аэрофлот". "Аэрофлот" уже взял компанию под операционный контроль, поставив на пост ее гендиректора своего топ-менеджера Дмитрия Сапрыкина. Но сделка сорвалась: акционеры "Трансаэро" не собрали пакет к концу сентября, и совет директоров "Аэрофлота" отказался от оферты "Трансаэро" на покупку доли. Гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев говорил 12 октября в интервью "Ъ", что на 28 сентября Александру Плешакову "удалось собрать 44,7%" акций "Трансаэро". "Даже с учетом пакета, заложенного ВТБ, и других акций это не превышает 70%. Александр Плешаков должен был договориться с другими акционерами, но не стал этого делать",- подчеркивал господин Савельев. Наиболее реальным сценарием дальнейшего развития событий участники авиарынка видели аннулирование сертификата эксплуатанта у "Трансаэро" и затем банкротство авиакомпании.

Но "Аэрофлот" продолжил перевозить пассажиров "Трансаэро" и обслуживать ее текущие платежи для обеспечения полетов. С сентября по середину октября "Аэрофлот" перевез по билетам "Трансаэро" 1,6 млн человек - порядка 86,9% из 1,9 млн бронирований с датой окончания до 15 декабря. Перевозки пассажиров в сентябре обошлись "Аэрофлоту" порядка 5 млрд руб. Свои издержки "Аэрофлот" рассчитывал компенсировать, в том числе получив часть международных маршрутов "Трансаэро".

Впрочем, ряд банков-кредиторов были недовольны тем, что "Трансаэро" управляет менеджмент "Аэрофлота" и авиакомпания может быть обанкрочена. Абсолют-банк, МКБ, Новикомбанк, Московский индустриальный банк, МФК и "Балтийское финансовое агентство" 19 октября направили главе совета директоров авиакомпании Ольге Плешаковой (супруга Александра Плешакова) письмо с требованием сменить Дмитрия Сапрыкина (копия документа есть у "Ъ"). О том, что такое письмо готовится, "Ъ" рассказывал 8 октября. В письме говорится, что "в целях предотвращения банкротства авиакомпании" комитет кредиторов "Трансаэро" (в него входят подписавшие обращение банки) требует внести в повестку ближайшего заседания совета директоров, которое состоится 22 октября, вопрос о смене гендиректора. На этот пост банки предлагали Александра Бурдина, который с 2000 по 2011 год работал в "Русале", где возглавлял упаковочный дивизион, затем стал исполнительным директором холдинга Unitile (производство керамической плитки). Банки в том числе требовали "начать работу с кредиторами" для финансового оздоровления "Трансаэро" и "приостановить деятельность", связанную с передачей маршрутной сети авиакомпании.

Крупнейший акционер МФК Михаил Прохоров во вторник заявил в своем блоге, что потери банков в результате банкротства "Трансаэро" превысят 200 млрд руб. Это, в свою очередь, приведет к "уменьшению их капиталов" и недофинансированию российской экономики в размере 1 трлн руб., пояснил он. Кроме того, бизнесмен прогнозировал увеличение доли "Аэрофлота" на рынке свыше 50%....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка