О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"ЮВТ-Аэро" сдалась под натиском Потанина, Дерипаски и Усманова?

С 26 октября на маршруте Казань - Москва появится новый авиаперевозчик родом из Норильска - "Таймыр", он же NordStar

С 26 октября на маршруте Казань - Москва появится новый авиаперевозчик родом из Норильска - "Таймыр", он же Nord Star. На общем фоне падения рынка воздушных перевозок детище Владимира Потанина и Олега Дерипаски заходит с демпинговой ценой в 2,5 тыс. рублей. На этом фоне "ЮВТ-Аэро" покидает направление Казань - Москва. Как пояснил "БИЗНЕС Online" гендиректор компании Петр Трубаев, перевозчик переориентируется на Санкт-Петербург и региональные направления.

"Я не исключаю, что это мера вынужденная, - полагает представитель МАК. - Была ниша свободная на "Внуково" - они начали летать, но сейчас на эту нишу возвращается более сильный игрок". В тоже время Маткаримов не склонен ставить жирный крест на авиакомпании в связи с потерей ключевого, казалось бы, для татарстанской авиакомпании направления. "Ввиду того, что у них ("ЮВТ-Аэро" - прим. ред.) ограниченный парк воздушных судов, было бы логичным снять суда оттуда, где достаточно серьезная конкуренция. И поставить туда, где конкуренции меньше, но пассажиропоток больше. И можно, не демпингуя, заработать по себестоимости или даже с определенной суммой маржи", - высказал мнение собеседник "БИЗНЕС Online" из МАКа.

Всех карт Маткаримов не раскрыл. Но намекнул, что совместно с "ЮВТ-Аэро" аэропорт разрабатывает стратегию развития региональных авиаперевозок. "Есть грандиозные планы по развитию региональных маршрутов, - заявил он. - Все помнят компанию "Ак Барс Аэро", помнят региональные маршруты, мы идем тропой возобновления всех этих маршрутов, потому что они пользовались неплохой популярностью, и потом займемся развитием международных воздушных сетей. Как вы знаете, авиакомпания два сезона подряд не имеет возможности их выполнять".

Комментируя "БИЗНЕС Online" решение об уходе с маршрута на Москву, гендиректор АО "ЮВТ-Аэро" Петр Трубаев подтвердил наличие конкуренции со стороны UTair, поставившей на маршрут вместительные "Боинги". "Размываться будет загрузка, поэтому мы приняли решение сконцентрировать свое внимание на санкт-петербургском направлении, - сказал Трубаев. - Также нам добавили рейсы по субсидированным маршрутам, мы ждем по ним окончательное решение, но предварительно это было нижнекамское и казанское направление. Сегодня "ЮВТ-Аэро" совершает восемь рейсов в день - Санкт-Петербург, Москва - из Бугульмы, потом Сочи и Симферополь, Волгоград - новый рейс".

Трубаев заверил, что авиакомпания ничего не потеряет от ухода с маршрута Казань - Москва - Казань, поскольку загрузка бортов на нем серьезно просела, а компенсацию даст питерское направление. Вместе с тем "ЮВТ-Аэро" не сбрасывает со счетов возможность come-back в случае ухода конкурента с маршрута. "Мы не совсем уходим. Мы приостановили полеты, посмотрим, как дальше будут развиваться события - может, UTair снимется, мы станем?" - предположил он.

Что до международных рейсов, то для их организации авиакомпании необходимо проработать два года - то есть до июля 2017 года, заметил гендиректор "ЮВТ-Аэро".

"Стыковочная" стратегия NORDSTAR?

Согласно зимнему расписанию, которое доступно на сайте kazan.aero, на маршруте "Казань-Москва" остается пять перевозчиков. Это "Аэрофлот" (3 рейса в день, "Шереметьево") - занимает порядка 35% рынка перевозок в столицу России, а также S7 Airlines (2 рейса - "Домодедово"), Red Wings (2 рейса в день, "Домодедово"), UTair (2 рейса в день, "Внуково") и Nord Star (2 рейса в день, "Домодедово"). Любопытно, что АК "Трансаэро", которое с нового сезона прекратит свои перелеты, также базировалась в "Домодедово".

Но если четыре авиакомпании уже поднимают свои воздушные суда из столицы Татарстана в столицу России и обратно, то авиакомпания Nord Star ("Таймыр") обещает стать абсолютной новинкой зимнего авиасезона. На пресс-конференции в "Татмедиа" гендиректор авиакомпании Nord Star Леонид Мохов рассказал, что изюминкой его компании должна стать организация стыковочных рейсов через аэропорт "Домодедово" в семь городов России. То есть, лететь пассажиры будут из Казани в Москву, а далее - разлетаться по городам и весям. Самолеты "Таймыра" планируют объединить авиасообщением Красноярск, Махачкалу, Сочи, Краснодар, Минеральные Воды, Ростов-на-Дону, Норильск, и, соответственно, Казань с Москвой. Заметим, что ранее авиакомпания, в основном, возила в Москву пассажиров из Красноярска и Норильска. Мохов пояснил, что Казань в число "стыковочных" городов была выбрана не случайно - перевозчики полагают, что наш город будут пользоваться интересом у пассажиров из Красноярского края.

"При этом, если трансферный пассажир летит до конечного пункта маршрута, то багаж он получит в конечном пункте. То есть, зарегистрируется здесь, и получит прямую перевозку, допустим, на Норильск. В транзитном зале ему нужно будет подождать от 1,5 до 2 часов", - заявил глава "Таймыра".

Он заверил, что средней ценой авиаперелета в эконом-классе станет 2,5 тыс. рублей со всеми сборами. По данным компаний, торгующих авиабилетами, на сегодня, это самый нижний предел цены на авиабилет в Москву. При этом Мохов подчеркнул, что его компания не относится к компании лоукост, то есть пассажирам даже эконом-класса гарантирован горячий завтрак, а для бизнес-класса - три варианта блюд. На длинном "плече" пассажирам обещают планшеты с закаченными на них фильмами и музыкой. На прямой вопрос "БИЗНЕС Online" "на чем экономите?", Мохов ответил так: "Считайте это промо-акцией, а дальше мы будем поднимать тариф, в среднем по рынку, тарифные войны не будем устраивать".

Авиакомпания NordStar ("Таймыр") создана 17 декабря 2008 года и является подконтрольной ПАО "ГМК "Норильский никель". Ключевыми для АК являются маршруты Москва - Норильск, Норильск - Красноярск и Красноярск - Москва. Пассажирооборот по итогам 2014 года превысил 1,1 млн. человек, по итогам 2015 года авиакомпания нацелена перевезти до 1,5 млн. человек. В парке "Таймыра" - 10 самолетов Boeing 737-800 и Boeing 737-300, а также пять ATR 42-500. Основными акционерами "Норильского никеля" являются российские олигархи Владимир Потанин (28,08%), Олег Дерипаска (25,13%) и Алишер Усманов (3,9%).

2-миллионного пассажира в 2015 году не дождемся?

Заход новых игроков приходится на непростое для авиаперевозчиков время. Начальник отдела авиационного маркетинга и международного сотрудничества МАК Мяткурбан Маткаримов сообщил, что по итогам девяти месяцев 2015 года в аэропорте "Казань" замечено снижение пассажиропотока на 9,3%. "Кризис нас не обошел стороной. Мы, как лакмусовая бумажка авиационной отрасли - все, что происходит, в целом, в стране и в мире, касается и нас", - заявил Маткаримов. Всего с января по сентябрь аэропорт обслужил 1 млн. 387 тыс. пассажиров. Как заявил представитель аэропорта, в этом году, вероятно, не сбудется прогноз министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленара Сафина, который предвещал казанскому авиахабу 2 млн. пассажиров по итогам года. Результаты будут, в лучшем случае, на уровне прошлого года, - порядка 1,8 млн. человек, считает Маткаримов.

"В целом, не все так плохо. Если брать пассажиропоток по внутренним рейсам, то здесь есть позитивные моменты - рост составляет 8,2%. При этом сокращается доля международных перевозок", - заявил представитель МАК. Так, на 11% снизилось число пассажиров в страны СНГ, на 26% - в другие иностранные государства. "Это связано с оттоком иностранной рабочей силы в связи с девальвацией рубля", - считает Маткаримов. Также казанцы стали реже вылетать на отдых за границу, сбавила обороты и деловая активность за рубежом.

В тоже время сохраняют популярность направления в Финляндию, Египет, Турция и ОАЭ. Если говорить про российский растущий рынок, то московское направление порадовало ростом на 4,9%, петербургское - на 15,4%. Но самый большой подарок перевозчикам сделал маршрут Казань - Симферополь: по сравнению с январем-сентябрем 2014 года рост составил 316%, в январе-сентябре этого года перевезено 54 606 пассажиров!

Маткаримов сообщил, что в этом году в МАК появились такие новые направление как Иркутск (АК "Ангара"), та же авиакомпания восстановила рейс до Новосибирска, которое ранее принадлежалО "Ак Барс Аэро". Помимо этого, "Руслайн" ввел рейс в Екатеринбург. По СНГ, как это ни странно, также имеются новые направления - Казань-Ереван открывает авиакомпания Red Wings.

Из горячих новостей Маткаримов анонсировал планы авиакомпании Red Wings открыть в 2016 году рейсы по маршруту Казань - Тель-Авив. Сейчас АК ждет назначения на маршрут из Росавиации, а параллельно прорабатывает почву с туроператорами в Казани - с тем, чтобы они выкупили хотя бы 50% рейсов. Очевидно, что с маршрутом до Земли Обетованной компания готовится зайти всерьез и надолго, но вместе с тем подкачивает "подушку безопасности", чтобы не возить "воздух" в момент становления маршрута.

Наконец, прорабатывается возможность перелетов в Казань из Венгрии с лоукост-авиакомпанией Wizz Air. "Тесно мы сотрудничаем не один год, в этом году открыто консульство, это тоже определенный такой драйвер. Это поможет нам достаточно сильно", - считают в МАКе. Что касается перелетов в Китай, которые анонсировал после поездки в Поднебесную президент РТ Рустам Минниханов, то, по словам, Маткаримова, переговоры с китайскими перевозчиками идут уже около года, но пока никто из них не изъявил реального желания летать в Казань, наши компании также пока не готовы к такого рода маршрутам.

"Надо смотреть на то, чем они будут кормить"

Гендиректор "Казанского авиапредприятия" Магомед Закаржаев услышал о приходе "Таймыра" от корреспондента "БИЗНЕС Online". "Сложно сказать, долго ли продержится Nord Star на рынке со стоимостью билетов в 2,5 тыс. рублей. Все зависит от заполняемости и системы тарифов, самого рынка. Безусловно, первоначальные цены - это их попытка получить своих клиентов и грамотный маркетинговый ход. Возможно, это еще попытка войти в рынок, занять место "Трансаэро". Но ведь есть и другие игроки, с которыми будет трудно конкурировать. Если "Таймыр" надеется удержать такие цены, если все будет окупаться, то такая перспектива есть. Если будут подниматься тарифы, то они не выдержат конкуренции. Много пассажиров летают по рейсу Казань-Москва с хорошими скидками", - сообщил он.

Представитель авиакомпаний в аэропорту "Казань" Геннадий Торговцев предлагает обратить внимание на питание авиакомпании "Таймыр". "Победа" вообще не кормит, у них цена и дешевая, надо смотреть на то, чем они будут кормить, - рассуждает Торговцев. - В любом случае, появление нового оператора на рынке скажется прекрасно, это же конкуренция". Решение исключить авиакомпанией "ЮВТ-Аэро" рейс "Казань-Москва" из своей линейки Торговцев прокомментировал так: "Они заранее знали о появлении Nord Star, поэтому испугались и ушли. Они рассчитывают свою прибыль и своевременно делают выводы. А людям все равно на чем лететь, их интересует цена".

"Демпингуют! Даже "Победа" за такие деньги не летает, - прокомментировал "БИЗНЕС Online" генеральный директор AVT Азамат Сабиров стоимость рейса "Казань-Москва" от авиакомпании Nord Star. - Чтобы ввести рейс, надо либо тратить деньги на рекламу, либо демпинговать. Не исключено, что заявленная цена это только такой прием - 10 билетов они продадут за 2,5 тысячи, а остальные места в самолете за 4 тысячи. Они так делают для раскатки, чтобы заявить о себе. Не такой уж это и демпинг, аэропорт возит за 3,5 тысячи". По мнению Сабирова, борьба за своих пассажиров у "Таймыра" с другими авиакомпаниями будет жесткой, поскольку в сутки из Казани в Москву уходит 20 рейсов.

"Представьте, вы - постоянный пассажир "Аэрофлота". Налетали 150 миль, и стоит перед вами выбор - полететь "Аэрофлотом" за 3,5 тысячи, либо за 2500 с Nord Star, - рассуждает собеседник "БИЗНЕС Online". - Все равно другие пассажиры будут выбирать авиакомпанию привычную для себя. В любом случае, скоро станет ясно, что думают о них клиенты - у нас сейчас в интернете быстро отзывы пишутся". Эксперт добавил, что экономически невыгодные утренние рейсы из Москвы в Казань будут ломать экономику авиакомпании "Таймыр". "Туда им будет лететь хорошо, а обратно утром очень мало кто возвращается" - заключил Сабиров....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка