О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Генеральный конструктор и его "Илы"

Выдающемуся отечественному авиаконструктору, академику Российской академии наук, лауреату Ленинской премии, дважды Герою Социалистического Труда Г.В.Новожилову исполняется 90 лет

Выдающемуся отечественному авиаконструктору, академику Российской академии наук, лауреату Ленинской премии, дважды Герою Социалистического Труда Генриху Васильевичу Новожилову 27 октября 2015 г. исполняется 90 лет.

О жизненном пути этого замечательного человека, его роли в развитии отечественной и мировой авиации рассказывает ученик и многолетний соратник Генриха Васильевича генеральный конструктор ОАО "Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина" Николай Таликов.

Еще будучи студентом Московского авиационного института, Генрих Новожилов работал на кафедре физики родного вуза в далеком военном 1942 г. Руководителем его дипломного проекта был Сергей Владимирович Ильюшин, Главный конструктор, руководитель Опытно-конструкторского бюро (ОКБ). Это предполагало, что он и должен стать председателем Государственной комиссии при защите диплома. Но защищать дипломный проект Г.Новожилову пришлось перед другим председателем - не менее знаменитым и требовательным Главным конструктором - Владимиром Михайловичем Мясищевым. Защита прошла успешно, с оценкой отлично.

В 1948 г., после окончания вуза, Г.Новожилова распределили в ОКБ С.В. Ильюшина. В те годы все молодые специалисты при поступлении на работу в ОКБ проходили собеседование с Главным конструктором, и он лично направлял их в различные подразделения предприятия. Преддипломная практика студентов совмещалась с работой на предприятии. Главный конструктор относился к студентам как к сотрудникам своего ОКБ и со всей присущей ему серьезностью.

Молодой инженер-механик попал в конструкторское подразделение планера самолетов, которым руководил Валерий Африканович Борог. В начале творческого пути Генрих Новожилов работал с такими известными конструкторами, как Ю.В. Комм, Я.А. Кутепов, Е.И. Санков. Кадровые конструкторы с большим вниманием относились к молодым коллегам и старались передать им свои знания и опыт проектирования самолетных конструкций. И молодые с большим желанием воспринимали все то, чему учили старшие товарищи.

Г.Новожилов принимает активное участие в работах и по гражданской, и по военной тематике, в том числе, по пассажирскому самолету Ил-14, катапультируемым креслам для реактивного бронированного двухместного штурмовика Ил-40 и реактивного бомбардировщика Ил-46. Работая над этими проектами, молодой специалист вырос до инженера-конструктора I-й категории.

Особое место в его деятельности как конструктора занимает околозвуковой самолет-бомбардировщик Ил-54 с впервые примененной схемой велосипедного шасси. Для этого самолета Г.Новожилов проектирует задний бомбовый отсек и, как ведущий инженер по специальности, принимает участие в постройке самолета и его летных испытаниях.

Уже в те годы органично проявились его не только конструкторские способности, но и организаторский талант, умение работать с людьми. Это было замечено руководством предприятия, парткомом и районными партийными органами. В 1956 г. Г.В. Новожилова избирают секретарем парткома предприятия. В течение двух лет сложнейшего для страны периода холодной войны он занимается партийной деятельностью - работой с людьми, воплощением поставленных руководством страны задач по укреплению оборонной мощи нашей страны.

В 1958 г. Сергей Владимирович Ильюшин предложил Генриху Васильевичу ответственную работу по сопровождению внедрения в эксплуатацию новейшего турбовинтового пассажирского самолета Ил-18, назначив его заместителем Главного конструктора. Ему была поручена ответственная работа по сопровождению эксплуатации всех самолетов "Ил". Г.В. Новожилов проводит много времени в различных регионах страны, работает как с военными, так и с подразделениями мощного общесоюзного Аэрофлота.

В этот же период, используя опыт эксплуатации самолета Ил-18 в различных регионах нашей страны и за ее пределами, Г.В. Новожилов активно участвует в разработке дальнего противолодочного самолета Ил-38, оснащенного новейшим для того времени поисковым оборудованием "Беркут".

В 1964 г. Сергей Владимирович Ильюшин рекомендует Министру авиационной промышленности своего ученика на должность Главного конструктора и заместителя Генерального конструктора. С этого времени Г.В. Новожилов начинает работать в бюро эскизного проектирования над созданием дальнемагистрального пассажирского самолета Ил-62. Он занимается ответственной работой по проведению летных испытаний самолета, запуску его в серийное производство на Казанском авиационном заводе и внедрению Ил-62 в эксплуатацию. В эти годы Генрих Васильевич активно взаимодействовал с начальником летно-испытательной службы предприятия, Заслуженным летчиком-испытателем СССР, дважды Героем Советского Союза Владимиром Константиновичем Коккинаки.

Совместная работа с таким замечательным специалистом и прекрасным человеком перешла в дружеские, но, вместе с тем, уважительные отношения (старшего и младшего по возрасту). Генрих Васильевич очень многое почерпнул из этого общения, которое помогало ему в сложных ситуациях, возникавших иногда с авиационной техникой.

Многое дала Генриху Васильевичу и совместная работа с опытнейшим эксплуатационником - Константином Денисовичем Усиковым. Это и глубочайшие знания техники, и умение общаться с людьми, которые вкладывают душу в обслуживаемую ими технику. Зачастую такие люди - со сложным характером, но преданные своему делу.

В сентябре 1967 г. на самолете Ил-62 начались пассажирские перевозки, а через некоторое время он становится флагманом Аэрофлота. Ил-62 впервые связал Советский Союз и американский континент беспосадочным полетом.

В конце 60-х гг. коллектив ОКБ приступил к созданию первого отечественного военно-транспортного самолета Ил-76. Г.В. Новожилов, будучи первым заместителем Генерального конструктора, фактически возглавил работу над проектом, в котором закладывалось много новых технических решений, влияющих на оперативные и тактические возможности самолета. Ему пришлось часто общаться с руководителями Министерства обороны СССР и НИИ. Особенно тесное общение сложилось с командующими Военно-транспортной авиации Г.Н. Пакилевым и Воздушно-десантных войск В.Ф. Маргеловым, которое переросло в дружеские отношения, что во многом способствовало успешной работе.

Г.В. Новожилов совместно с Р.П. Папковским и Д.В. Лещинером выполнил большую работу при проведении Макетной комиссии по самолету Ил-76.

В июле 1970 г. по рекомендации С.В. Ильюшина (в связи с ухудшением его здоровья) Совет Министров СССР назначил Г.В. Новожилова Генеральным конструктором и ответственным руководителем предприятия, на котором в этот период активно велись работы по проекту турбореактивного военно-транспортного самолета Ил-76.

Вот как Сергей Владимирович Ильюшин объяснил свое решение: "Штурвал руководства я передаю одному из своих ближайших учеников, талантливому конструктору, обладающему хорошими человеческими и деловыми качествами…"

Генрих Васильевич Новожилов стал первым среди второго поколения Генеральных конструкторов, так как в авиационной промышленности еще работали первые Генеральные конструкторы А.Н. Туполев, А.С. Яковлев, А.И. Микоян, П.О. Сухой. Следует отметить, что заступив в должность, Генрих Васильевич не стал проводить реформы, ломать коллектив и принципы его работы, а продолжил работать с теми людьми, которые многие годы сотрудничали с Сергеем Владимировичем и выдвинули предприятие в лидеры мирового авиастроения.

Первый полет опытного самолета Ил-76 состоялся 25 марта 1971 г. на Центральном аэродроме Москвы. В этот полет Ил-76 провожал весь коллектив предприятия и два Генеральных конструктора: Учитель - Сергей Владимирович Ильюшин и его Ученик - Генрих Васильевич Новожилов (не поднимается pука написать "бывший Генеpальный констpуктоp", он навсегда останется Генеpальным констpуктоpом). Это было очень тpогательно и пpавильно.

Вот как вспоминал об этом событии Генрих Васильевич: "Мы с ним (С.В. Ильюшиным), как всегда, все осмотpели. Он попpосил еще pаз пpосчитать. А потом сказал одно слово: "Можно". Это запомнилось, потому, что он больше делал, чем говоpил".

И еще одна фраза Генриха Васильевича Новожилова: "Меня часто спpашивают о том, почему наши самолеты сохpаняют маpку "Ил". Отвечу. У наших учителей было миpовое имя. Они создали пpекpасные pаботоспособные коллективы. Зачем же менять маpку? Hапpотив, мы считаем, что нужно всемеpно pазвивать тpадиции, заложенные нашими учителями, боpоться за честь маpки.

"Ил" - обязывает. Hе случайно наши сотpудники говоpят: "Мы - ильюшинцы!"

В мае 1973 г. Генеральный конструктор Г.В. Новожилов провожает в полет с заводского аэродрома в Ташкенте уже первый серийный самолет. С 1974 г. он поступает в полки Военно-транспортной авиации и через некоторое время становится основным самолетом, выполняя большинство задач по переброске войск и их вооружения в различные регионы нашей страны, а также выполняет задачи и за ее рубежами.

Ил-76 - первый отечественный военно-транспортный турбореактивный самолет, способный эксплуатироваться на аэродромах с бетонными, грунтовыми и ледовыми взлетно-посадочными полосами. К сегодняшнему дню самолет выпущен более чем в двадцати модификациях. Он выполняет большой комплекс коммерческих перевозок в авиакомпаниях нашей страны. Самолет эксплуатируется в Министерстве по чрезвычайным ситуациям, оказывая помощь пострадавшим в районах стихийных бедствий и техногенных катастроф. Ил-76 эксплуатировался и эксплуатируется в ряде иностранных авиакомпаний. За рубеж поставлено более 150 самолетов Ил-76 различных модификаций, всего построено около 1000 этих самолетов.

Вот что о самолете Ил-76 сказал командующий Военно-транспортной авиацией В.Ф. Денисов: "Летные и тактико-технические данные самолета Ил-76 позволили pешать пpактически весь комплекс pазнообpазных и сложных задач по десантиpованию воздушных десантов, воздушным пеpевозкам войск, боевой техники и гpузов, обеспечению действий мобильных сил, эвакуации pаненых и больных, выполнению специальных задач… Самолет Ил-76 с точки зpения pуководства и всего личного состава Военно-тpанспоpтной авиации навсегда останется в истоpии ОКБ и завода золотой стpаницей".

Ил-76 переживает второе рождение. 22 сентября 2012 года совершил свой первый полет самолет Ил-76МД-90А российского производства. Сорок с лишним лет летают самолеты Ил-76 и его многочисленные модификации, изготовленные на Ташкентском авиазаводе. Уверен, что самолеты ульяновского производства также имеют большое будущее.

Сегодня много говорят о возвращении России к компетенции создания широкофюзеляжных самолетов. И совершенно забывают при этом, что первый широкофюзеляжный пассажирский самолет Ил-86 был создан в ОКБ им. С.В. Ильюшина под руководством Генерального конструктора Г.В. Новожилова в 70-х гг. В тот период возросло благосостояние населения нашей страны и, соответственно, резко возросли пассажирские перевозки, особенно на южных и дальневосточных направлениях. Нужен был самолет принципиально новой компоновки, способный разгрузить загруженные аэропорты. В декабре 1976 г. радиостанция "Голос Америки" вещала: "Русские подняли новый широкофюзеляжный самолет на 350 мест прямо над столицей России".

В 1980 г. самолет Ил-86 начал пассажирские перевозки. Осознавая ответственность за эксплуатацию нового типа многоместного самолета, Г.В. Новожиловым и коллективом ОКБ были разработаны и внедрены в конструкцию Ил-86 новые принципы обеспечения безопасности полета. Ил-86 стал самым безопасным самолетом в истории не только отечественной, но и мировой авиации. При этом, была достигнута высокая технологичность и эффективность эксплуатации.

Как сказал известный журналист А. Вульфов: "В салоне Ил-86 во всем присутствует атмосфера полной надежности, спокойствия, основательности и удобства (ильюшинский стиль!)"

Сотни технических нововведений, защищенных авторскими свидетельствами, - доказательство высокой технической культуры и научных разработок, выполненных коллективом ОКБ и серийного завода совместно с разработчиками комплектующих изделий, а также коллективами отечественных НИИ. Эти работы способствовали дальнейшему развитию советской авиационной науки, а также признанию Генерального конструктора человеком высокой научной культуры. Г.В. Новожилов - член-корреспондент АН СССР с 1979 г., а 1984 г. он избран действительным членом Академии наук СССР.

В 1988 г. было поднято в воздух новое творение коллектива, возглавляемого Г.В. Новожиловым. Им стал самолет нового поколения - дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолет Ил-96-300 с отечественными двигателями ПС-90А. В 1993 г. самолет получил Сертификат типа и беспосадочным рейсом Москва-Нью-Йорк начались на нем пассажирские перевозки.

Ил-96-300 подтверждает то, что он, как и Ил-86, является самым безопасным отечественным самолетом. И его надежность стала условием того, что он является воздушным судном, на котором летают руководители нашего государства. Этим качеством обладали и самолеты Ил-18, Ил-62М. Конечно, это почетно для коллектива создателей этих самолетов и его Генерального конструктора, но возлагает на них и высокую ответственность за надежность конструкции самолетов и надежность эксплуатации.

В самые трудные моменты истории нашего нового государства, в 90-е гг., коллектив ОКБ и его руководитель по решению Президентов России и США проводят работу по дальнемагистральному самолету Ил-96МТ с американскими двигателями и американской авионикой. Этот первый совместный российско-американский самолет, получивший Сертификат типа FAA США в 1999 г., показал, что Ил-96МТ не уступает, а по ряду параметров и превосходит лучшие аналогичные самолеты мира. Этот проект продемонстрировал всему миру, что российские авиационные специалисты умеют работать, в том числе и в неблагоприятных условиях.

Легкий многоцелевой самолет Ил-103 выполнил первый полет в мае 1994 г. Он создавался молодыми специалистами. И здесь Генеральный конструктор показал, что, несмотря на почтенный возраст, разговаривает с молодыми на одном понятном техническом языке. Результат этой интересной работы - самолет имеет два Сертификата: российский и американский. Ил-103 с успехом эксплуатируется в южнокорейских ВВС, как самолет первоначального обучения, а в перуанских ВВС - как патрульный. К сожалению, российские ВВС его пока не замечают.

Проведенная впервые работа по программам самолетов Ил-96МТ и Ил-103 в партнерстве с американскими специалистами и сертификация этих самолетов в американском авиационном регистре стала признанием высокой профессиональной квалификации наших конструкторов и рабочих, свидетельством высокого уровня отечественной технологии и конкурентоспособности наукоемких, сложных изделий, создаваемых в России. И здесь Генеральный конструктор проявил себя в качестве локомотива сложной программы. Благодаря хорошему знанию английского языка, которым владеет Г.В. Новожилов, многие вопросы решались практически с листа.

В сложные 1990-е гг. коллектив ОКБ под руководством Генерального конструктора создал региональный самолет Ил-114, который сегодня успешно эксплуатируется в национальной авиакомпании Республики Узбекистан, показывая результаты эксплуатации на уровне лучших мировых образцов. Сегодня решается вопрос запуска в серийное производство этого самолета в России. Г.В. Новожилов, работая на другой должности, вкладывает в этот проект знания, опыт и, что немаловажно, свою душу.

В каждой из вышеперечисленных работ создания новых самолетов Генрих Васильевич Новожилов проявлял высокий уровень творчества ученого-конструктора, разрабатывая простые, надежные и эффективные конструкции, обеспечивающие высокий уровень безопасности полета. Он внес и продолжает вносить вклад в развитие мирового самолетостроения, разработку теории и практики проектирования пассажирских и транспортных самолетов, прежде всего, с позиции обеспечения их надежности и большого ресурса. Генрих Васильевич довольно часто летал на опытных самолетах для того, чтобы не со слов испытателей знать об их особенностях, а ощутить на себе, что представляет собой самолет.

Генрих Васильевич поддерживал и инициативные работы своих конструкторов. Кроме Ил-103, благодаря его поддержке появился пожарный вариант самолета Ил-76ТД, который сегодня участвует в борьбе со стихийными природными и техногенными пожарами. При его поддержке создан грузовой самолет Ил-114Т, и на основе этой работы разработан грузовой вариант самолета Ил-96-400Т. Проведена работа по созданию модификации самолета Ил-86-450 для перевозки личного состава Министерства обороны РФ.

Много и часто, летая в различные командировки, Г.В. Новожилов использовал это для общения с экипажами, чтобы знать, как ведут себя самолеты в эксплуатации и как работается на них и летчикам, и штурманам, и бортинженерам, и бортпроводникам. Активно общался он и с наземным персоналом, выявляя слабые стороны своего детища для устранения возможных изъянов.

Мне довольно часто пришлось общаться с Генеральным конструктором, работая на различных должностях в ОКБ. В этом отношении мне повезло. Я узнал Генерального конструктора, работая представителем ОКБ на летных испытаниях самолета Ил-76, ведя работу по десантно-транспортному оборудованию. Мне пришлось много общаться с Г.В. Новожиловым, работая начальником комплексного отдела по этому самолету. Приходилось сотрудничать и со специалистами ОКБ, и смежными предприятиями, и летно-доводочным комплексом, участвовать в летных испытаниях самолета, работать с серийным заводом и эксплуатационными предприятиями. Особенно много мне довелось взаимодействовать с Генрихом Васильевичем, работая в должности начальника ОКБ. И везде Генеральный требовал только честное мнение о всех сторонах работы самолета. Пусть и не самое лестное, но честное. И непременно требовал принятия всех мер по устранению недостатков.

Могу со всей ответственностью сказать, что Генеральный очень требовательно относится к тому, что касается работы. Генрих Васильевич прощает допущенные ошибки, но терпеть не может разгильдяйства, не выносит лесть и ложь. Он доверяет тем, кто показал себя в деле, и всегда окружал себя именно такими людьми.

Генрих Васильевич оставил пост Генерального конструктора в декабре 2005 г., достигнув 80 лет. Он остался работать в ОКБ в должности Главного советника по науке Генерального директора - Генерального конструктора, своего ученика - В.В. Ливанова. Как раз в это время ОКБ приступило к активным работам по запуску в серийное производство самолета Ил-76МД-90А на Ульяновском предприятии "Авиастар-СП". Новый Генеральный директор - Генеральный конструктор довольно часто обращался за советами к Генриху Васильевичу. Таким образом, он остался в числе активно работающих сотрудников, совмещая работу на предприятии с работой в Российской академии наук и различных общественных организациях.

Отмечу еще один примечательный факт, связанный с вступлением в должность нынешнего Генерального директора Сергея Владимировича Вельможкина. Он начал свой первый рабочий день на предприятии с разговора с Генеральным конструктором Г.В. Новожиловым. И это говорит о многом. И, прежде всего, об огромном авторитете Г.В. Новожилова и в коллективе, и во внешнем мире, и у руководства отрасли и страны в целом.

Генрих Васильевич Новожилов - дважды Герой Социалистического Труда, кавалер орденов "За заслуги перед Отечеством" II и III степеней, трех орденов Ленина, Октябрьской революции, "Трудового Красного Знамени", "Знак Почета". Он награжден многими медалями, в том числе, "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". Его заслуги отмечены наградами ряда зарубежных стран.

За создание дальнемагистрального самолета Ил-62 Генрих Васильевич удостоен звания лауреата Ленинской премии. Он является Заслуженным конструктором Российской Федерации, имеет звание "Почетный авиастроитель".

Среди наград Г.В. Новожилова - Золотая медаль им. А.Н. Туполева за выдающиеся работы в области авиационной науки и техники. Он первым награжден медалью им. С.В. Ильюшина.

От имени коллектива четырежды орденоносного ОАО "Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина" и от себя лично сердечно поздравляю Генриха Васильевича Новожилова с его замечательным юбилеем. Главное, что хочется пожелать - это, конечно, здоровья ему, его супруге Людмиле Ивановне и всем его близким!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаСоюз». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка