АвиаСоюз
23 октября 2015, 13:39
Генеральный конструктор и его "Илы"
Выдающемуся отечественному авиаконструктору, академику Российской академии наук, лауреату Ленинской премии, дважды Герою Социалистического Труда Г.В.Новожилову исполняется 90 лет
О жизненном пути этого замечательного человека, его роли в развитии отечественной и мировой авиации рассказывает ученик и многолетний соратник Генриха Васильевича генеральный конструктор ОАО "Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина" Николай Таликов.
Еще будучи студентом Московского авиационного института, Генрих Новожилов работал на кафедре физики родного вуза в далеком военном 1942 г. Руководителем его дипломного проекта был Сергей Владимирович Ильюшин, Главный конструктор, руководитель Опытно-конструкторского бюро (ОКБ). Это предполагало, что он и должен стать председателем Государственной комиссии при защите диплома. Но защищать дипломный проект Г.Новожилову пришлось перед другим председателем - не менее знаменитым и требовательным Главным конструктором - Владимиром Михайловичем Мясищевым. Защита прошла успешно, с оценкой отлично.
В 1948 г., после окончания вуза, Г.Новожилова распределили в ОКБ С.В. Ильюшина. В те годы все молодые специалисты при поступлении на работу в ОКБ проходили собеседование с Главным конструктором, и он лично направлял их в различные подразделения предприятия. Преддипломная практика студентов совмещалась с работой на предприятии. Главный конструктор относился к студентам как к сотрудникам своего ОКБ и со всей присущей ему серьезностью.
Молодой инженер-механик попал в конструкторское подразделение планера самолетов, которым руководил Валерий Африканович Борог. В начале творческого пути Генрих Новожилов работал с такими известными конструкторами, как Ю.В. Комм, Я.А. Кутепов, Е.И. Санков. Кадровые конструкторы с большим вниманием относились к молодым коллегам и старались передать им свои знания и опыт проектирования самолетных конструкций. И молодые с большим желанием воспринимали все то, чему учили старшие товарищи.
Г.Новожилов принимает активное участие в работах и по гражданской, и по военной тематике, в том числе, по пассажирскому самолету Ил-14, катапультируемым креслам для реактивного бронированного двухместного штурмовика Ил-40 и реактивного бомбардировщика Ил-46. Работая над этими проектами, молодой специалист вырос до инженера-конструктора I-й категории.
Особое место в его деятельности как конструктора занимает околозвуковой самолет-бомбардировщик Ил-54 с впервые примененной схемой велосипедного шасси. Для этого самолета Г.Новожилов проектирует задний бомбовый отсек и, как ведущий инженер по специальности, принимает участие в постройке самолета и его летных испытаниях.
Уже в те годы органично проявились его не только конструкторские способности, но и организаторский талант, умение работать с людьми. Это было замечено руководством предприятия, парткомом и районными партийными органами. В 1956 г. Г.В. Новожилова избирают секретарем парткома предприятия. В течение двух лет сложнейшего для страны периода холодной войны он занимается партийной деятельностью - работой с людьми, воплощением поставленных руководством страны задач по укреплению оборонной мощи нашей страны.
В 1958 г. Сергей Владимирович Ильюшин предложил Генриху Васильевичу ответственную работу по сопровождению внедрения в эксплуатацию новейшего турбовинтового пассажирского самолета Ил-18, назначив его заместителем Главного конструктора. Ему была поручена ответственная работа по сопровождению эксплуатации всех самолетов "Ил". Г.В. Новожилов проводит много времени в различных регионах страны, работает как с военными, так и с подразделениями мощного общесоюзного Аэрофлота.
В этот же период, используя опыт эксплуатации самолета Ил-18 в различных регионах нашей страны и за ее пределами, Г.В. Новожилов активно участвует в разработке дальнего противолодочного самолета Ил-38, оснащенного новейшим для того времени поисковым оборудованием "Беркут".
В 1964 г. Сергей Владимирович Ильюшин рекомендует Министру авиационной промышленности своего ученика на должность Главного конструктора и заместителя Генерального конструктора. С этого времени Г.В. Новожилов начинает работать в бюро эскизного проектирования над созданием дальнемагистрального пассажирского самолета Ил-62. Он занимается ответственной работой по проведению летных испытаний самолета, запуску его в серийное производство на Казанском авиационном заводе и внедрению Ил-62 в эксплуатацию. В эти годы Генрих Васильевич активно взаимодействовал с начальником летно-испытательной службы предприятия, Заслуженным летчиком-испытателем СССР, дважды Героем Советского Союза Владимиром Константиновичем Коккинаки.
Совместная работа с таким замечательным специалистом и прекрасным человеком перешла в дружеские, но, вместе с тем, уважительные отношения (старшего и младшего по возрасту). Генрих Васильевич очень многое почерпнул из этого общения, которое помогало ему в сложных ситуациях, возникавших иногда с авиационной техникой.
Многое дала Генриху Васильевичу и совместная работа с опытнейшим эксплуатационником - Константином Денисовичем Усиковым. Это и глубочайшие знания техники, и умение общаться с людьми, которые вкладывают душу в обслуживаемую ими технику. Зачастую такие люди - со сложным характером, но преданные своему делу.
В сентябре 1967 г. на самолете Ил-62 начались пассажирские перевозки, а через некоторое время он становится флагманом Аэрофлота. Ил-62 впервые связал Советский Союз и американский континент беспосадочным полетом.
В конце 60-х гг. коллектив ОКБ приступил к созданию первого отечественного военно-транспортного самолета Ил-76. Г.В. Новожилов, будучи первым заместителем Генерального конструктора, фактически возглавил работу над проектом, в котором закладывалось много новых технических решений, влияющих на оперативные и тактические возможности самолета. Ему пришлось часто общаться с руководителями Министерства обороны СССР и НИИ. Особенно тесное общение сложилось с командующими Военно-транспортной авиации Г.Н. Пакилевым и Воздушно-десантных войск В.Ф. Маргеловым, которое переросло в дружеские отношения, что во многом способствовало успешной работе.
Г.В. Новожилов совместно с Р.П. Папковским и Д.В. Лещинером выполнил большую работу при проведении Макетной комиссии по самолету Ил-76.
В июле 1970 г. по рекомендации С.В. Ильюшина (в связи с ухудшением его здоровья) Совет Министров СССР назначил Г.В. Новожилова Генеральным конструктором и ответственным руководителем предприятия, на котором в этот период активно велись работы по проекту турбореактивного военно-транспортного самолета Ил-76.
Вот как Сергей Владимирович Ильюшин объяснил свое решение: "Штурвал руководства я передаю одному из своих ближайших учеников, талантливому конструктору, обладающему хорошими человеческими и деловыми качествами…"
Генрих Васильевич Новожилов стал первым среди второго поколения Генеральных конструкторов, так как в авиационной промышленности еще работали первые Генеральные конструкторы А.Н. Туполев, А.С. Яковлев, А.И. Микоян, П.О. Сухой. Следует отметить, что заступив в должность, Генрих Васильевич не стал проводить реформы, ломать коллектив и принципы его работы, а продолжил работать с теми людьми, которые многие годы сотрудничали с Сергеем Владимировичем и выдвинули предприятие в лидеры мирового авиастроения.
Первый полет опытного самолета Ил-76 состоялся 25 марта 1971 г. на Центральном аэродроме Москвы. В этот полет Ил-76 провожал весь коллектив предприятия и два Генеральных конструктора: Учитель - Сергей Владимирович Ильюшин и его Ученик - Генрих Васильевич Новожилов (не поднимается pука написать "бывший Генеpальный констpуктоp", он навсегда останется Генеpальным констpуктоpом). Это было очень тpогательно и пpавильно.
Вот как вспоминал об этом событии Генрих Васильевич: "Мы с ним (С.В. Ильюшиным), как всегда, все осмотpели. Он попpосил еще pаз пpосчитать. А потом сказал одно слово: "Можно". Это запомнилось, потому, что он больше делал, чем говоpил".
И еще одна фраза Генриха Васильевича Новожилова: "Меня часто спpашивают о том, почему наши самолеты сохpаняют маpку "Ил". Отвечу. У наших учителей было миpовое имя. Они создали пpекpасные pаботоспособные коллективы. Зачем же менять маpку? Hапpотив, мы считаем, что нужно всемеpно pазвивать тpадиции, заложенные нашими учителями, боpоться за честь маpки.
"Ил" - обязывает. Hе случайно наши сотpудники говоpят: "Мы - ильюшинцы!"
В мае 1973 г. Генеральный конструктор Г.В. Новожилов провожает в полет с заводского аэродрома в Ташкенте уже первый серийный самолет. С 1974 г. он поступает в полки Военно-транспортной авиации и через некоторое время становится основным самолетом, выполняя большинство задач по переброске войск и их вооружения в различные регионы нашей страны, а также выполняет задачи и за ее рубежами.
Ил-76 - первый отечественный военно-транспортный турбореактивный самолет, способный эксплуатироваться на аэродромах с бетонными, грунтовыми и ледовыми взлетно-посадочными полосами. К сегодняшнему дню самолет выпущен более чем в двадцати модификациях. Он выполняет большой комплекс коммерческих перевозок в авиакомпаниях нашей страны. Самолет эксплуатируется в Министерстве по чрезвычайным ситуациям, оказывая помощь пострадавшим в районах стихийных бедствий и техногенных катастроф. Ил-76 эксплуатировался и эксплуатируется в ряде иностранных авиакомпаний. За рубеж поставлено более 150 самолетов Ил-76 различных модификаций, всего построено около 1000 этих самолетов.
Вот что о самолете Ил-76 сказал командующий Военно-транспортной авиацией В.Ф. Денисов: "Летные и тактико-технические данные самолета Ил-76 позволили pешать пpактически весь комплекс pазнообpазных и сложных задач по десантиpованию воздушных десантов, воздушным пеpевозкам войск, боевой техники и гpузов, обеспечению действий мобильных сил, эвакуации pаненых и больных, выполнению специальных задач… Самолет Ил-76 с точки зpения pуководства и всего личного состава Военно-тpанспоpтной авиации навсегда останется в истоpии ОКБ и завода золотой стpаницей".
Ил-76 переживает второе рождение. 22 сентября 2012 года совершил свой первый полет самолет Ил-76МД-90А российского производства. Сорок с лишним лет летают самолеты Ил-76 и его многочисленные модификации, изготовленные на Ташкентском авиазаводе. Уверен, что самолеты ульяновского производства также имеют большое будущее.
Сегодня много говорят о возвращении России к компетенции создания широкофюзеляжных самолетов. И совершенно забывают при этом, что первый широкофюзеляжный пассажирский самолет Ил-86 был создан в ОКБ им. С.В. Ильюшина под руководством Генерального конструктора Г.В. Новожилова в 70-х гг. В тот период возросло благосостояние населения нашей страны и, соответственно, резко возросли пассажирские перевозки, особенно на южных и дальневосточных направлениях. Нужен был самолет принципиально новой компоновки, способный разгрузить загруженные аэропорты. В декабре 1976 г. радиостанция "Голос Америки" вещала: "Русские подняли новый широкофюзеляжный самолет на 350 мест прямо над столицей России".
В 1980 г. самолет Ил-86 начал пассажирские перевозки. Осознавая ответственность за эксплуатацию нового типа многоместного самолета, Г.В. Новожиловым и коллективом ОКБ были разработаны и внедрены в конструкцию Ил-86 новые принципы обеспечения безопасности полета. Ил-86 стал самым безопасным самолетом в истории не только отечественной, но и мировой авиации. При этом, была достигнута высокая технологичность и эффективность эксплуатации.
Как сказал известный журналист А. Вульфов: "В салоне Ил-86 во всем присутствует атмосфера полной надежности, спокойствия, основательности и удобства (ильюшинский стиль!)"
Сотни технических нововведений, защищенных авторскими свидетельствами, - доказательство высокой технической культуры и научных разработок, выполненных коллективом ОКБ и серийного завода совместно с разработчиками комплектующих изделий, а также коллективами отечественных НИИ. Эти работы способствовали дальнейшему развитию советской авиационной науки, а также признанию Генерального конструктора человеком высокой научной культуры. Г.В. Новожилов - член-корреспондент АН СССР с 1979 г., а 1984 г. он избран действительным членом Академии наук СССР.
В 1988 г. было поднято в воздух новое творение коллектива, возглавляемого Г.В. Новожиловым. Им стал самолет нового поколения - дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолет Ил-96-300 с отечественными двигателями ПС-90А. В 1993 г. самолет получил Сертификат типа и беспосадочным рейсом Москва-Нью-Йорк начались на нем пассажирские перевозки.
Ил-96-300 подтверждает то, что он, как и Ил-86, является самым безопасным отечественным самолетом. И его надежность стала условием того, что он является воздушным судном, на котором летают руководители нашего государства. Этим качеством обладали и самолеты Ил-18, Ил-62М. Конечно, это почетно для коллектива создателей этих самолетов и его Генерального конструктора, но возлагает на них и высокую ответственность за надежность конструкции самолетов и надежность эксплуатации.
В самые трудные моменты истории нашего нового государства, в 90-е гг., коллектив ОКБ и его руководитель по решению Президентов России и США проводят работу по дальнемагистральному самолету Ил-96МТ с американскими двигателями и американской авионикой. Этот первый совместный российско-американский самолет, получивший Сертификат типа FAA США в 1999 г., показал, что Ил-96МТ не уступает, а по ряду параметров и превосходит лучшие аналогичные самолеты мира. Этот проект продемонстрировал всему миру, что российские авиационные специалисты умеют работать, в том числе и в неблагоприятных условиях.
Легкий многоцелевой самолет Ил-103 выполнил первый полет в мае 1994 г. Он создавался молодыми специалистами. И здесь Генеральный конструктор показал, что, несмотря на почтенный возраст, разговаривает с молодыми на одном понятном техническом языке. Результат этой интересной работы - самолет имеет два Сертификата: российский и американский. Ил-103 с успехом эксплуатируется в южнокорейских ВВС, как самолет первоначального обучения, а в перуанских ВВС - как патрульный. К сожалению, российские ВВС его пока не замечают.
Проведенная впервые работа по программам самолетов Ил-96МТ и Ил-103 в партнерстве с американскими специалистами и сертификация этих самолетов в американском авиационном регистре стала признанием высокой профессиональной квалификации наших конструкторов и рабочих, свидетельством высокого уровня отечественной технологии и конкурентоспособности наукоемких, сложных изделий, создаваемых в России. И здесь Генеральный конструктор проявил себя в качестве локомотива сложной программы. Благодаря хорошему знанию английского языка, которым владеет Г.В. Новожилов, многие вопросы решались практически с листа.
В сложные 1990-е гг. коллектив ОКБ под руководством Генерального конструктора создал региональный самолет Ил-114, который сегодня успешно эксплуатируется в национальной авиакомпании Республики Узбекистан, показывая результаты эксплуатации на уровне лучших мировых образцов. Сегодня решается вопрос запуска в серийное производство этого самолета в России. Г.В. Новожилов, работая на другой должности, вкладывает в этот проект знания, опыт и, что немаловажно, свою душу.
В каждой из вышеперечисленных работ создания новых самолетов Генрих Васильевич Новожилов проявлял высокий уровень творчества ученого-конструктора, разрабатывая простые, надежные и эффективные конструкции, обеспечивающие высокий уровень безопасности полета. Он внес и продолжает вносить вклад в развитие мирового самолетостроения, разработку теории и практики проектирования пассажирских и транспортных самолетов, прежде всего, с позиции обеспечения их надежности и большого ресурса. Генрих Васильевич довольно часто летал на опытных самолетах для того, чтобы не со слов испытателей знать об их особенностях, а ощутить на себе, что представляет собой самолет.
Генрих Васильевич поддерживал и инициативные работы своих конструкторов. Кроме Ил-103, благодаря его поддержке появился пожарный вариант самолета Ил-76ТД, который сегодня участвует в борьбе со стихийными природными и техногенными пожарами. При его поддержке создан грузовой самолет Ил-114Т, и на основе этой работы разработан грузовой вариант самолета Ил-96-400Т. Проведена работа по созданию модификации самолета Ил-86-450 для перевозки личного состава Министерства обороны РФ.
Много и часто, летая в различные командировки, Г.В. Новожилов использовал это для общения с экипажами, чтобы знать, как ведут себя самолеты в эксплуатации и как работается на них и летчикам, и штурманам, и бортинженерам, и бортпроводникам. Активно общался он и с наземным персоналом, выявляя слабые стороны своего детища для устранения возможных изъянов.
Мне довольно часто пришлось общаться с Генеральным конструктором, работая на различных должностях в ОКБ. В этом отношении мне повезло. Я узнал Генерального конструктора, работая представителем ОКБ на летных испытаниях самолета Ил-76, ведя работу по десантно-транспортному оборудованию. Мне пришлось много общаться с Г.В. Новожиловым, работая начальником комплексного отдела по этому самолету. Приходилось сотрудничать и со специалистами ОКБ, и смежными предприятиями, и летно-доводочным комплексом, участвовать в летных испытаниях самолета, работать с серийным заводом и эксплуатационными предприятиями. Особенно много мне довелось взаимодействовать с Генрихом Васильевичем, работая в должности начальника ОКБ. И везде Генеральный требовал только честное мнение о всех сторонах работы самолета. Пусть и не самое лестное, но честное. И непременно требовал принятия всех мер по устранению недостатков.
Могу со всей ответственностью сказать, что Генеральный очень требовательно относится к тому, что касается работы. Генрих Васильевич прощает допущенные ошибки, но терпеть не может разгильдяйства, не выносит лесть и ложь. Он доверяет тем, кто показал себя в деле, и всегда окружал себя именно такими людьми.
Генрих Васильевич оставил пост Генерального конструктора в декабре 2005 г., достигнув 80 лет. Он остался работать в ОКБ в должности Главного советника по науке Генерального директора - Генерального конструктора, своего ученика - В.В. Ливанова. Как раз в это время ОКБ приступило к активным работам по запуску в серийное производство самолета Ил-76МД-90А на Ульяновском предприятии "Авиастар-СП". Новый Генеральный директор - Генеральный конструктор довольно часто обращался за советами к Генриху Васильевичу. Таким образом, он остался в числе активно работающих сотрудников, совмещая работу на предприятии с работой в Российской академии наук и различных общественных организациях.
Отмечу еще один примечательный факт, связанный с вступлением в должность нынешнего Генерального директора Сергея Владимировича Вельможкина. Он начал свой первый рабочий день на предприятии с разговора с Генеральным конструктором Г.В. Новожиловым. И это говорит о многом. И, прежде всего, об огромном авторитете Г.В. Новожилова и в коллективе, и во внешнем мире, и у руководства отрасли и страны в целом.
Генрих Васильевич Новожилов - дважды Герой Социалистического Труда, кавалер орденов "За заслуги перед Отечеством" II и III степеней, трех орденов Ленина, Октябрьской революции, "Трудового Красного Знамени", "Знак Почета". Он награжден многими медалями, в том числе, "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". Его заслуги отмечены наградами ряда зарубежных стран.
За создание дальнемагистрального самолета Ил-62 Генрих Васильевич удостоен звания лауреата Ленинской премии. Он является Заслуженным конструктором Российской Федерации, имеет звание "Почетный авиастроитель".
Среди наград Г.В. Новожилова - Золотая медаль им. А.Н. Туполева за выдающиеся работы в области авиационной науки и техники. Он первым награжден медалью им. С.В. Ильюшина.
От имени коллектива четырежды орденоносного ОАО "Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина" и от себя лично сердечно поздравляю Генриха Васильевича Новожилова с его замечательным юбилеем. Главное, что хочется пожелать - это, конечно, здоровья ему, его супруге Людмиле Ивановне и всем его близким!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаСоюз». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 23, 2024
Специалисты ИАЗ закончили сборку отсека Ф4 очередного серийного самолёта МС-21
Апрель 24, 2024
Агентство "Туркменарагатнашык" и "Airbus" обсудили будущее сотрудничества
Апрель 24, 2024
Карельский вертолет санавиации с начала года 42 раза вылетал на помощь пострадавшим