ВИАМ
30 октября 2015, 17:21
Конференция по титану
30 октября 2015 года во Всероссийском научно-исследовательском институте авиационных материалов (ВИАМ) прошла конференция "Проблемы производства слитков и полуфабрикатов из сложнолегированных и интерметаллидных титановых сплавов"
Открыл мероприятие начальник Научно-исследовательского отделения "Титановые, магниевые, бериллиевые и алюминиевые сплавы", кандидат технических наук Владислав Валерьевич Антипов.
"Мы очень рады видеть в зале наших партнеров, с которыми ВИАМ давно и тесно сотрудничает в области интерметаллидных титановых сплавов", - сказал он. По словам Владислава Антипова, данные сплавы - это то направление, без которого невозможно дальнейшее развитие материаловедения, они находят широкое применение в различных отраслях промышленности.
"Многие из вас знают, что в ВИАМе разработаны Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года, в которых интерметаллидные титановые сплавы занимают особое место, - сообщил начальник НИО. - В нашем институте уделяют огромное внимание данному направлению. В этой планомерной работе ВИАМ взаимодействует с академическими институтами, металлургическим предприятиями, с которыми возможно выходить уже на промышленное производство сплавов, на создание демонстраторов, конструктивно-подобных образцов".
Далее с докладом "Интерметаллидные титановые сплавы нового поколения" выступила начальник лаборатории ВИАМ, доктор технических наук Надежда Алексеевна Ночовная.
Она рассказала об основных тенденциях развития интерметаллидных сплавов, включающих в себя создание технологий изготовления полуфабрикатов, разработку прецизионных технологий фасонного литья, создание аддитивных технологий, проведение фундаментальных и прикладных исследований. Кроме того, Надежда Ночовная сообщила, что интерметаллидные сплавы находят широкое применение в двигателе-, авиа- и судостроении. В частности, данные сплавы применяются в двигателях НК-32 и ПД-14.
Кандидат технических наук Андрей Валентинович Александров (ЗАО "Межгосударственная ассоциация "Титан") в своем докладе проанализировал существующие методы плавки титана для того, чтобы в дальнейшем оптимизировать процесс работы с интерметаллидными сплавами. "Титан - непростой материал для выплавки и последующей обработки, поэтому требования к работе с ним очень строгие. Нужны точные расчеты, чтобы в дальнейшем исключить возможные дефекты и избежать разрушения, расплав должен быть однородным, без всяких включений", - заявил он.
Сергей Анатольевич Федоров из ПАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" подготовил доклад "Исследование влияния термомеханических режимов при изготовлении плит из сплава ВТИ-4 на механические свойства".
Профессор, доктор технических наук Светлана Владимировна Скворцова (ФГБОУ ВПО "Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)"), представила доклад "Структурные и технологические аспекты получения полуфабрикатов из жаропрочного интерметаллидного сплава на основе Ti2AlNb с высоким комплексом свойств".
"Успехов в этой работе удалось достигнуть благодаря тесному взаимодействию промышленного предприятия - Чепецкого механического завода, ведущего материаловедческого центра страны - ВИАМ и Московского авиационного института", - сказала она, добавив, что опытно-промышленное производство уже налажено, и изделия из полуфабрикатов скоро будут применяться в новых двигателях.
Сотрудник ВИАМ Анна Викторовна Новак сделала доклад о влиянии сложного химического элемента - гадолиния - на структуру свойств интерметаллидных сплавов. По ее словам, эти сплавы являются одними из самых перспективных для работы при высоких температурах и постепенно вытесняют традиционные титановые сплавы. "Интерметаллидные сплавы облегчают конструкцию двигателя и повышают его надежность", - подчеркнула она.
"Мы тщательно изучили влияние гадолиния на структуру литого материала, материала в деформированном состоянии и после термической обработки в разных режимах. В нашей лаборатории запланирован еще более широкий комплекс исследований, цель которых - сравнить новый материал с традиционными сплавами и более детально определить его преимущества", - сообщила Анна Новак.
Представитель АО "Чепецкий механический завод" Александр Владимирович Александров сообщил о получении слитков интерметаллидных сплавов вакуумно-дуговой плавкой в АО "ЧМЗ". По его словам, в 2012 году завод совместно с ВИАМ проводил работы по получению промышленных слитков интерметаллидных титановых сплавов. "Новая технология позволяет получать слитки заданных пределов, сейчас она совершенствуется. Мы разработали технологические инструкции и технические условия и подали заявку на изобретение", - сообщил докладчик.
Доктор физико-математических наук Борис Рафаилович Гельчинский (ФГБУН "ИМЕТ УрО" РАН) затронул вопрос термодинамических и кинетических особенностей взаимодействия при металлотермическом получении титан-алюминиевых сплавов, легированных никелем и молибденом.
Кандидат технических наук Павел Васильевич Панин (ВИАМ) в своем докладе рассказал о проблемах получения качественных слитков из высокожаропрочных титановых гамма-сплавов, которые найдут применение в лопатках газотурбинных двигателей. Эту технологию сейчас отрабатывают в ВИАМ.
"Слитки мы получали с помощью многократного переплава в вакуумно-дуговой печи. Исследования помогли выработать рекомендации по выбору оптимальных компонентов шихтовых смесей, режимам прессования расходуемых электродов и режимам выплавки слитков. Отработку технологии плавки проводили как на известных, так и на опытных композициях гамма-сплавов, также разработанных в ВИАМ", - рассказал Павел Панин.
Представитель ООО "СЕКО/ВАРВИК Рус" Андрей Геннадьевич Соседов проинформировал участников конференции о новейших разработках в области плавки титана и титановых сплавов на оборудовании компаний SECO/WARWICK и Retech.
Профессор, доктор физико-математических наук Юрий Анатольевич Перлович (НИЯУ МИФИ) осветил вопрос влияния технологии производства болтов из сплава ВТ-16 на их текстурную однородность.
Кандидат технических наук Сергей Сергеевич Новиков из АО "СПМБМ "Малахит" выступил с докладом "Перспективы создания глубоководных технических средств для освоения Мирового океана".
Представитель ВИАМ, кандидат технических наук Олег Салаватович Кашапов подготовил доклад "Перспективы и проблемы производства полуфабрикатов из жаропрочных титановых сплавов".
Тема доклада Павла Андреевича Нестерова из Ступинского филиала ФГБОУ ВПО "Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)" - "3D-структурно-геометрическое моделирование структурного строения титановых сплавов в системе Интегрированного вычислительного материаловедения и инжиниринга (ICME)".
Сотрудник ВИАМ Станислав Владимирович Путырский представил доклад "Исследование структуры и свойств многослойных материалов на основе титановых сплавов".
Андрей Геннадьевич Кокорин из ПАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" рассказал об опыте ВСМПО по производству полуфабрикатов из сплава ВТИ-4.
Профессор, доктор физико-математических наук Маргарита Геннадьевна Исаенкова (НИЯУ МИФИ) в своем докладе затронула вопрос особенностей текстурообразования в двухфазных титановых сплавах при холодной прокатке.
Кандидат технических наук Валерий Федорович Водолазский (ПАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА") сделал доклад "Исследование возможности изготовления листов и фольги из интерметаллидных сплавов ВТИ-4 и ВТИ-2".
Примечательно, что по решению оргкомитета конференции Сергею Сергеевичу Новикову за лучший доклад была вручена книга Генерального директора ВИАМ, академика РАН Евгения Николаевича Каблова "Тенденции и ориентиры инновационного развития России".
Подводя итоги конференции, ее участники выразили признательность руководству ВИАМ за отличную организацию мероприятия. По их общему мнению, представленные доклады вызвали большой интерес благодаря научной новизне и практической значимости. Кроме того, многие отметили, что регулярное проведение семинаров и конференций по данной тематике на базе промышленных предприятий и отраслевых институтов имеет огромное значение для развития отечественного материаловедения....
Авторские права на данный материал принадлежат «ВИАМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 25, 2024
Первый полёт полностью импортозамещённого МС-21 состоится до конца ноября
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 23, 2024
Специалисты ИАЗ закончили сборку отсека Ф4 очередного серийного самолёта МС-21
Апрель 25, 2024
Кировский памятник-самолет обновят