РИА Томск
3 ноября 2015, 09:30
Эксперт: летающие из Томска самолеты не вызывают беспокойства
Авиарейсы из Томска выполняются в подавляющем большинстве на новых самолетах, а авиакомпании уделяют должное внимание техническому обслуживанию своих воздушных судов, что является главным фактором безопасности полетов
Такое мнение в интервью РИА Томск высказал член экспертного совета при замгубернатора Томской области по промышленности и ТЭК, пилот 1 класса с 30-летним стажем (налет - 14 тысяч часов) Сергей Лабутин, комментируя состояние авиаотрасли России на фоне катастрофы A321 российской авиакомпании в Египте.
- Сергей Алексеевич, после катастрофы вновь прокатилась волна обсуждений по поводу возраста работающих в России самолетов. Могли бы вы оценить возраст и состояние судов, которые летают из Томска? И есть ли взаимосвязь между возрастом самолета и безопасностью перевозок?
- На регулярных рейсах в Москву у нас осталось две авиакомпании - "Аэрофлот" и S7 (недавно к ним добавилась "АЛРОСА". - Ред.). Вопросов к судам, на которых они летают, нет. "Сибирь" (S7) берет самолеты не со вторичного рынка, в основном у них парк - "Аэробусы" (Airbus), их они получают прямо с завода в Тулузе (Франция) с конвейера.
Старый парк они практически вывели, самолеты у них очень молодые. Есть несколько "Боингов" (Boeing), они тоже достаточно молодые.
У "Аэрофлота" самый молодой парк в России - в районе пяти лет средний возраст. И по обслуживанию тоже: "Сибирь" имеет свой сертифицированный центр, который допущен ко всем видам работ по зарубежным самолетам. У меня нет никакого сомнения ни в летном составе, ни в техническом обеспечении у обеих авиакомпаний.
У нас летают L-410 (авиакомпания "КрасАвиа") на субсидированных рейсах в Абакан и Барнаул. Это новые самолеты, может быть, два-три года, как они пришли с завода. Никаких вопросов не вызывают. На субсидируемых рейсах в Красноярск и Новосибирск летает авиакомпания NordStar на французских самолетах ATR-42 - они тоже пришли с завода, им год-два-три.
На смену "Томск Авиа" (на перевозки внутри региона. - Ред.) пришла авиакомпания "Турухан". Самолеты - Ан-24. Обслуживаются они в Красноярске, у них сертифицированная авиационно-техническая база, самолеты поддерживаются в состоянии летной годности. А коли есть сертификат летной годности - какие претензии могут быть?
(Лабутин не стал комментировать чартерные перевозки из Томска, сославшись на недостаточную информированность о них. - Ред.)
И вообще, что касается возраста воздушных судов… Если самолет проходит должное обслуживание, вовремя ремонты, "чеки" (check - техническое обслуживание коммерческих авиасудов - Ред.) - какой он старый?
Могу сказать по вертолетам: как понять - старый он или нет? Он вышел с завода абсолютно новый, налетал почти 1,5 тысячи часов. При интенсивной эксплуатации - это один год. Через один год он должен пойти на капитальный ремонт, где его разбирают до винтиков, меняют лопасти, двигатели, редукторы, и свежепокрашенным он приходит.
Вроде как год был новый, а через год он уже, назовем утрированно, старый. И так каждый год они ходят на ремонт. Поэтому понятия "старый, "новый" (условные)… Самое главное, есть сертификат летной годности - значит, люди, которые подписали, понимают, что отвечают головой за это. Просто так никто свою подпись в наши времена не поставит.
- Это понятно. Наверняка и потерпевший катастрофу самолет имел все сертификаты, но это не спасло его…
- Безусловно, имел. Хотя и говорят, что это ("Когалымавиа" - Ред.) маленькая авиакомпания, но семь Airbus (в парке - Ред.) - не скажу, что маленькая: это нормальный флот. Авиакомпании уже больше 20 лет, а экипаж… Что такое 12 тысяч летных часов (у командира экипажа потерпевшего катастрофу самолета - Ред.)? Это суперлетчик.
И именно на этом типе самолетов он налетал 3,8 тысячи часов. При годовой саннорме - если летать максимально 700 часов - он уже минимум шесть лет на этом самолете летал.
- После катастрофы вновь появились идеи сокращать количество небольших авиакомпаний: как сообщают СМИ, например, глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков предложил оставить в России всего три авиаперевозчика…
- Это уже много раз говорилось. После распада "Аэрофлота" (в 1990-х годах - Ред.) у нас в свое время образовалось, если мне не изменяет память, порядка 420 авиакомпаний мелких. У них было один-два самолета. Они потихонечку уходили, в итоге осталось в районе 100, допустим. Но ведь и требования повышались.
Чтобы выполнять такие пассажирские перевозки, ни одна компания не придет с одним самолетом. Если ты перевозишь пассажиров, то количество самолетов на чартерах должно быть не менее пяти, на регулярных перевозках - и того больше.
На сегодня определенные требования, которые Минтранс сделал, авиакомпании соблюдают. А уменьшить их число… Никогда же "Аэрофлот" не будет летать между Томском и Новосибирском, и S7 не полетит в Парабель и Каргасок. И опять встает вопрос, что эта компания будет достаточно небольшой. Чтобы войти в сертификационные требования - минимум пять самолетов.
Поэтому у всех маленьких авиакомпаний, особенно региональных, которые в последнее время образовались, небольшое количество судов, но они выполняют тоже достаточно значимые работы. И сказать, что их нужно прижать или уничтожить - мы просто потеряем сегмент перевозок, которые большим авиакомпаниям неинтересны и невыгодны.
- Если с регулярными перевозками у нас более или менее нормально, то как у нас все-таки с чартерными полетами? Ведь там, как говорят некоторые специалисты и указывают клиенты, немало проблем…
- Те, кто выполняют VIP-перевозки, конечно, в основном переориентировались на самолеты типа Falcon (бизнес-джеты) и так далее. Часть еще летают на Ту-134 с переделанными VIP-салонами, - понятно, что Ту-134 по годам много. Конечно, хотелось бы, чтобы и чартерные перевозчики летали на новой, современной, только что вытащенной с завода технике.
Но все-таки приходится на чем-то экономить. Конечно, когда авиакомпания что-то покупает или берет в лизинг, просчитает экономическую эффективность. Как моя мама говорила - "По одежке протягивай ножки".
Сегодня у нас перевозки упали, в том числе из-за стоимости туров. На 50% процентов рухнули международные перевозки. Если взять и поменять парк на новый, это повлечет и повышение ценников. Полетит ли тогда вообще кто-то? Всем хотелось бы, чтобы в авиакомпаниях были абсолютно новые самолеты, но…
- То есть вопрос в том - а готовы ли вы платить за новые самолеты?
- Да! Нужно понять, что 25% цены билеты - лизинг самолета. Каждый месяц вне зависимости от того, летает самолет или нет, деньги нужно лизингодателю перечислить. А когда доллар подскочил…
Ведь не просто так "Трансаэро" рухнуло. Когда лизинговые платежи возросли в один месяц в конце прошлого года в два раза, трудно удержаться. Когда перевозки росли гигантскими темпами, особенно международные, "Трансаэро" набрали Boeing-747, заказали Airbus-380 (суда большой вместимости - Ред.). Они рассчитывали, что будут расти перевозки, что люди будут летать, и летать, и летать. И когда это вдруг стало в два раза дороже - было трудно остаться на рынке.
- Если резюмировать наш разговор, правильно ли я вас понимаю, что ваше мнение - томичам в целом не стоит бояться летать?
- Абсолютно точно!...
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА Томск». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции