РИА "Новости"
13 ноября 2015, 13:05
Израиль: Как работает лучшая в мире система авиабезопасности
Ко второму часу допроса возвращавшийся с Синая журналист успевает продемонстрировать фотографии с мобильного телефона, с переменным успехом повспоминать имена и вероисповедание родственников до второго колена
"А где египетские чеки на такси? Почему нет? Как же вы за командировку отчитываться собираетесь?" - продолжает любопытствовать "секьюрити".
Коллегу по цеху, чей паспорт испещрен отметками о въезде в совсем уж враждебный сектор Газа, отправляют на личный досмотр, где за ширмой охранники вручную прощупывают швы на его одежде. Билет подозрительного пассажира перекладывается на более поздний рейс, а часть багажа прилетает в Тель-Авив отдельно уже на следующий день.
Так без спешки и поблажек, не полагаясь на "авось", работает израильская система авиационной безопасности. О накопленном ею опыте вспоминают после каждой попытки теракта на воздушном транспорте - будь то события 11 сентября 2001 года в США или перехват авиапосылок со взрывчаткой из Йемена в 2010-м. Именно еврейское государство ставил в пример Дмитрий Медведев (в то время президент РФ), когда поручал правительству разработать систему "тотальной проверки" пассажиров и багажа после взрыва в московском аэропорту "Домодедово", унесшего в январе 2011 года жизни 35 человек.
Всплеск интереса к израильским наработкам можно ожидать и в случае, если подтвердится террористическая версия крушения на Синайском полуострове авиалайнера российской компании "Когалымавиа", который 31 октября летел с египетского курорта Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург. Жертвами крупнейшей катастрофы в истории советской и российской авиации стали все находившиеся на борту 217 пассажиров и семь членов экипажа.
Пристально следя за расследованием трагедии, произошедшей в непосредственной близости от их южных границ, израильские власти уже объявили, что видят "высочайшую" вероятность того, что на борту самолета сработало взрывное устройство.
Местные эксперты рассказали РИА Новости, как работает и сколько стоит эталонная система авиационной безопасности, а также дали советы, что нужно сделать государству или воздушному перевозчику, чьи самолеты рискуют оказаться в прицеле международных террористов.
Советы знатаков
Главная рекомендация - не полагаться полностью на местные системы охраны, а дублировать их там, где только это возможно. "Если возникает реальная угроза таких терактов, то государство или авиакомпания обязаны обеспечивать оперативное прикрытие рейсов на всем пути, включая независимый контроль безопасности в аэропортах отлета", - говорит Сэм Леви, основатель и генеральный директор компании Condor Security, специализирующейся на транспортной безопасности.
"В сложных регионах с высокой опасностью террористической активности есть необходимость в собственных группах по обеспечению безопасности, поскольку рабочая предпосылка говорит о том, что местные власти не всегда используют ту тактику, которую вы считаете оптимальной", - добавил Леви.
Именно так поступает Израиль. Например, пассажиры национального перевозчика El Al по всему миру проходят двойную проверку - местной службы безопасности и службы безопасности самой авиакомпании. Во многих зарубежных аэропортах посадка на самолеты El Al производится в удаленных и огороженных терминалах, дополнительному досмотру подлежит и ручная кладь пассажиров.
"Зависимость от местных наземных служб сама по себе проблематична, но нужно постараться свести риск к минимуму. Если авиакомпания имеет возможность провести добавочную самостоятельную проверку пассажиров и багажа, то таким образом она закроет прорехи в действиях обычных сотрудников аэропорта", - продолжает Леви.
Он признает, что охрана авиакомпании не всегда и не везде имеет доступ ко всем этапам предполетной подготовки, включая такой критически важный, как досмотр и проверка багажа.
"Тут нужно убедиться заранее, что в том или ином аэропорту уровень безопасности соответствует международным стандартам. Необходимо контролировать, кто предоставляет предполетное обслуживание - например, насколько можно положиться на компанию, обеспечивающую провиант или занимающуюся непосредственно доставкой багажа в самолет", - советует собеседник агентства.
Еще один аспект, о котором позаботился Израиль, - это проблема переносных зенитно-ракетных комплексов. Для подобного оружия гражданский авиалайнер уязвим на малых высотах - во время взлета и посадки. Известно о по меньшей мере одной попытке такого обстрела - в 2002 году, когда израильский самолет взлетал из кенийского города Момбасы. Считается, что теперь на самолетах El Al и двух других местных авиаперевозчиков стоят системы, которые засекают пуск ракеты с головками теплового наведения и своевременно сбивают их с курса с помощью лазерных импульсов.
Почем эталон?
Витриной израильских достижений в области безопасности принято считать Тель-авивский международный аэропорт имени Давида Бен-Гуриона - главные воздушные ворота страны, один из самых охраняемых ее объектов.
"Мы начинаем отслеживать каждого въехавшего в аэропорт с момента прохождения им первого пункта досмотра на въезде до момента его выезда из аэропорта или до посадки в самолет. На каждом этапе передвижения пассажира, помимо того, что отслеживаются его передвижения, используется большой спектр оборудования: металлодетекторы, сканеры, газоанализаторы", - рассказывает Итай Алон из Фишеровского института аэрокосмических стратегических исследований.
Система вступает в действие уже на дальних подступах к аэропорту, где на контрольно-пропускном пункте все въезжающие автомашины автоматически проверяют по различным базам данным, а молодые люди с оружием пристально вглядываются в лица пассажиров и, задавая отвлеченные вопросы, отслеживают реакцию собеседника и пытаются уловить в его речи акцент, наличие которого может стать поводом для более тщательных проверок.
Охранники встречают пассажиров непосредственно у дверей аэропорта, затем улетающих пассажиров в обязательном порядке допрашивают в очереди на проверку багажа, которая предшествует регистрации на рейс. Степень дотошности подобных процедур, которые могут завершиться и личным досмотром, во многом зависит от категории, которую служба безопасности присвоила авиапассажиру.
Завершенность системе "тотального контроля" придают 700 с лишним камер видеонаблюдения, обширная зона по периметру аэропорта, закрытая для посторонних и тщательно патрулируемая, ударопрочные стекла, урны, способные выдержать взрыв бомбы, и множество других систем, скрытых от взглядов непосвященных.
"Мы пришли к выводу, что для организации безопасности аэропорта крупного города с большим пассажирооборотом требуются миллиарды долларов. Минимальная сумма бюджета для оснащения одного аэропорта, по самым приблизительным подсчетам, должна составлять не менее 800 миллионов долларов, но это не главное", - говорит Алон.
Главное, по его словам, - это кадры, "ответственность и заинтересованность персонала в своей работе, опыт, который нарабатывается годами". "А это, согласитесь, не то, что можно сразу приобрести даже за большие деньги", - добавил собеседник агентства.
"Сотрудники службы безопасности задают вам простые, на первый взгляд, вопросы: "Как вы отдыхали?", "Море понравилось?" и, по вашему акценту, по вашему поведению могут определить, нужно ли вас подвергнуть дополнительной проверке. Никакое технически совершенное оборудование не в состоянии уловить те нюансы, которые может определить человек", - сказал эксперт.
Уровень подготовки персонала эксперты сравнивают с квалификацией сотрудников спецслужб: у многих за плечами годы службы в боевых армейских частях, университетская учеба, знание иностранных языков. Программу их обучения разрабатывает Служба общей безопасности Израиля - аналог российского ФСБ. Она же отвечает за мониторинг ситуации на местах и выработку конкретных рекомендаций для сотрудников, там работающих.
"В целом, сейчас израильский подход состоит не в том, чтобы искать "средство", то есть оружие или взрывчатку, а в том, чтобы выявлять "намерение", - объясняет Леви, чьи рекомендации претворены в жизнь в десятках аэропортов по всему миру....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 25, 2024
Первый полёт полностью импортозамещённого МС-21 состоится до конца ноября
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 23, 2024
Специалисты ИАЗ закончили сборку отсека Ф4 очередного серийного самолёта МС-21
Апрель 25, 2024
Кировский памятник-самолет обновят