О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиакомпаниям и ФАС нужна разная конкуренция

Согласованная ФАС и ведомствами отмена тарифного регулирования на часть услуг московских аэропортов вызвала разногласия в отрасли

Согласованная ФАС и ведомствами отмена тарифного регулирования на часть услуг московских аэропортов вызвала разногласия в отрасли. Перевозчики опасаются бесконтрольного роста цен на услуги, но аэропорты заверяют, что не смогут в одностороннем порядке повышать тарифы. Авиакомпании также считают, что ФАС, говоря о конкуренции аэропортов, не права и сменить аэропорт перевозчику крайне трудно. Альтернативный вариант - развивать конкуренцию среди провайдеров аэропортовых услуг.

Тарифное правление ФАС дерегулирует тарифы на услуги в аэропортах Московского авиационного узла (МАУ), сообщил "Интерфакс" со ссылкой на участника заседания. Решение вступит в силу с 2016 года, уточнил глава управления регулирования транспорта ФАС Дмитрий Рутенберг. Аэропорты сохранят статус субъектов естественных монополий и будут обязаны обеспечивать недискриминационный доступ к услугам, раскрывать информацию и представлять ФАС спецотчетность о тарифах.

ФАС опубликовала проект приказа о дерегулировании тарифов и сборов аэропортов в середине ноября (взлеты-посадки, авиабезопасность, пользование аэровокзалом и обслуживание пассажиров). В Минтрансе не ответили на запрос "Ъ". В Минэкономики "Ъ" сообщили, что рассматривали документ в рамках правления ФАС, основанием для дерегулирования является доказанное наличие конкуренции в МАУ.

Но против резко выступили авиакомпании. В письме вице-президента Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Александра Виндермута главе департамента госполитики в гражданской авиации Минтранса Светлане Петровой (есть у "Ъ") говорится, что авиакомпании создали в аэропортах собственную инфраструктуру обслуживания, сформировали коммерческие соглашения и систему стыковок с зарубежными партнерами. Если аэропорты повысят тарифы, то перевозчики "практически не смогут" сменить аэропорт. По мнению АЭВТ, нужно развивать конкуренцию между провайдерами услуг, а снять госрегулирование - после устранения барьеров для независимых провайдеров.

В большинстве крупнейших авиакомпаний отказались от комментариев или не ответили на вопросы "Ъ". В S7 "Ъ" сообщили, что письмо АЭВТ отражает позицию компании. По данным перевозчика, на нерегулируемые сборы приходится около 60% расходов в аэропорту, за десять лет они почти удвоились. С 2010 года средний тариф вырос на 11%, но расходы авиакомпании в аэропортах возросли почти на 40%. В S7 считают, что ФАС надо, например, обязать аэропорты с пассажиропотоком более 1 млн человек в год иметь не менее двух не аффилированных между собой или аэропортом поставщиков видов услуг.

Но в аэропортах заверяют, что бесконтрольного роста цен не будет. В Шереметьево заявили, что тарифы сформируют на договорной основе после переговоров с авиакомпаниями, они должны зависеть от состояния инфраструктуры. В Домодедово считают, что нет причин для резкого повышения тарифов и правильно говорить о конкуренции между аэропортами, а не между провайдерами: "За российских перевозчиков аэропорты МАУ конкурируют между собой, а за иностранных - московские аэропорты конкурируют с мировыми". "Тарифы на аэропортовые услуги будут расти вне зависимости от отмены госрегулирования",- говорит независимый эксперт Андрей Крамаренко. При уходе "Трансаэро" и европейских перевозчиков пассажиропоток упал, но издержки на инфраструктуру растут, замечает он, а без доступа к дешевым кредитам это вынуждает аэропорты ориентироваться на финансирование проектов из своих средств....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка